Горячие и не только клавиши в FL Studio
При использовании любой программы встает вопрос о том, как же сделать работу в ней проще. Производители работают над ускорением работы своих приложений, но иногда забывают о пользователях, для которых главным является простота использования программы. И FL Studio не исключение. Множество функций доступно только с помощью щелчка мыши в определенном меню, что существенно затрудняет работу. Можно долго искать нужный пункт меню и так и не найти его. Здесь нам на помощь приходят так называемые горячие клавиши, просто незаменимые в некоторых случаях. О них и пойдет речь в этой статье.
При упоминании о горячих клавишах сразу вспоминается небезызвестный Winamp — плеер, где с помощью них можно менять любые параметры. Аналогичным образом все устроено и в FL Studio. Как правило, горячими клавишами (hot keys или keyboard shortcuts) называют сочетания вспомогательных клавиш (Ctrl, Alt, Shift) и обычных на клавиатуре. Например, Alt + A или Ctrl + Shift + R.
На первый взгляд кажется сложным запомнить все сочетания клавиш, но при постоянной работе в программе это уже не кажется таким уж непосильным занятием. К тому же, часть из них уже известна, так как входит в стандартный набор hot keys практически в любом приложении.
Целесообразно разделить все горячие клавиши на группы: «Главное окно», «Секвенсер», «Piano roll», «Микшер», «Плейлист». Некоторые сочетания клавиш выполняют одинаковые действия в различных окнах, что облегчает запоминание.
Итак, приступим. Привожу список hot keys, работающих в версии 6. Скорее всего, они будут работать и во всех предыдущих версиях. Также отмечу, что текущая раскладка клавиатуры не важна.
1. Главное окно
Эти сочетания клавиш доступны, когда активно любое из окон программы.
Настройки
Ctrl+P Включить/выключить отсчет 3-2-1 перед записью.
Ctrl+I Включить/выключить ожидание входного сигнала для начала записи.
Ctrl+T Включить/выключить игру на клавиатуре как на клавишах фортепьяно.
Ctrl+E Включить/выключить пошаговый режим редактирования.
Ctrl+M Включить/выключить метроном.
Ctrl+B Включить/выключить добавление записываемых нот к уже существующим.
Ctrl+Shift+H Расположить окна по умолчанию.
F10 Открыть окно настроек системы.
F11 Открыть окно настроек проекта.
Операции с файлами
Ctrl+O Открыть файл. Вызывает диалог для выбора файла.
Alt+1,2..9 Открыть файл из списка недавно использованных.
Ctrl+S Сохранить файл. Вызывает диалог для сохранения файла в форматах flp, zip,wav, mp3 или mid.
Ctrl+N Сохранить текущий проект как новую версию.
Ctrl+R Экспортировать проект в файл формата wav.
Ctrl+Shift+R Экспортировать проект в файл формата mp3.
Ctrl+Shift+M Экспортировать проект в файл формата midi.
Разное
1,2. 9(num pad) Выбор соответствующего паттерна от №1 до №9.
+/-(num pad) Следующий/предыдущий паттерн в секвенвере.
стрелка влево/вправо(num pad) Следующий/предыдущий паттерн.
Ctrl+Z Откат назад на один шаг. Повторное нажатие возвращает состояние до отката.
Ctrl+F Поиск в броузере по ключевым словам.
Ctrl+H Остановить воспроизведение в «аварийном» случае.
Alt+P Send to piano roll/открыть piano roll для выбранного канала.
Shift+R Включить/выключить запись.
Shift+L Переключение воспроизведения между паттерном и плейлистом.
Enter Максимизировать/минимизировать активное окно программы (piano roll и playlist).
Space bar (пробел) Начать/остановить воспроизведение.
TAB Переключение между всеми открытыми окнами программы.
Esc Закрыть активное окно.
F1 Справка.
F2 Назвать текущий паттерн в плейлисте.
F4 Следующий пустой паттерн.
F5 Показать/выбрать/скрыть плейлист.
F6 Показать/выбрать/скрыть секвенсер.
F7 Показать/выбрать/скрыть piano roll.
F8 Показать/выбрать/скрыть броузер.
F9 Показать/выбрать/скрыть микшер.
F12 Закрыть все окна, кроме секвенсера.
2. Секвенсер (Step sequencer)Работа с каналами
стрелка влево/вправо(num pad) Следующий/предыдущий канал.
Ctrl+Del Удалить выбранные каналы.
Page Up Перейти к следующей группе каналов.
Page Down Перейти к предыдущей группе каналов.
Ctrl+1,2. 9 Включить/выключить mute для соответствующего номера канала.
Ctrl+Shift+1,2. 9 Включить/выключить соло для соответствующего номера канала.
Alt+C Выбрать цвет отмеченных каналов.
Alt+G Filter group name — группирует выбранные каналы.
Alt+Z Заархивировать выбранные каналы.
Alt+U Разархивировать выбранные каналы.
Ctrl+Shift+C Клонировать выбранные каналы.
Ctrl+Alt+C Выбрать заливку градиентом отмеченных каналов.
Alt+стрелка вниз/вверх Сдвинуть выбранные каналы вниз/вверх.
Работа с шагами
Ctrl+C Копировать установленные шаги.
Ctrl+V Вставить установленные шаги.
Ctrl+X Вырезать установленные шаги.
Alt+P Послать шаги на piano roll.
Alt+R Рандомизировать ноты в Keyboard editor.
Shift+G Открыть Graph editor.
Shift+K Открыть Keyboard editor.
Shift+стрелка вправо Сдвинуть установленные шаги вправо.
Shift+стрелка влево Сдвинуть установленные шаги влево.
3. Piano roll
Здесь работают стандартные сочетания Ctrl+Z, Ctrl+X, Ctrl+C и Ctrl+V. Выбрать нужные ноты можно так: зажать Ctrl и левую кнопку мыши, затем двигаем мышь для выделения нужной прямоугольной области. Или так: зажимаем Ctrl+Shift и левой кнопкой мыши щелкаем на нужных нотах. Аналогично можно удалять ноты. Все пункты из раздела Tools будут применяться только к выделенным нотам.
Общие
Ctrl+A Выделить все.
Ctrl+M Импорт MIDI-файла.
Shift+Ctrl+V Вставить из MIDI-буфера.
Shift+M Переключение между режимами отображения виртуальной клавиатуры: large, small, names.
Shift+S Slide.
0 Поставить по центру текущую позицию при воспроизведении.
Инструменты
Shift+P Draw — карандаш.
Shift+B Paint — кисть.
Shift+D Delete — удалить.
Shift+C Cut — разрезать.
Shift+E Select — выбрать.
Shift+Z Zoom — приблизить/отдалить.
Shift+Y Playback — воспроизведение.
Edit
Shift+стрелка вправо/влево Сместить выбранное вправо/влево.
Shift+стрелка вверх/вниз Транспонировать выбранное вверх/вниз.
Del Удалить выбранное.
Ctrl+стрелка вверх/вниз Транспонировать выбранное вверх/вниз на одну октаву.
Ctrl+стрелка влево/вправо Выбрать предыдущий/следующий.
Ctrl+Ins Добавить пространство.
Ctrl+Del Удалить пространство.
Ctrl+I Вставить текущее значение контроллера.
Tools
Ctrl+L Quick legato — поставить легато.
Alt+L Articulate — диалог выбора легато, портато или стаккато с настройками.
Ctrl+Q Quick quantize — квантизовать .
Alt+Q Quantize — диалог квантизации с настройками.
Ctrl+U Quick chop — разрезать ноты в соответствии с настройками snap.
Alt+U Chop — диалог выбора типа разреза нот с использованием паттернов.
Ctrl+G Glue — склеить смежные ноты.
Alt+A Arpreggiate — использовать арпрежиатор, основанный на паттернах.
Alt+S Strum — создать аккорды из нот.
Alt+F Flam — создать форшлаг ударных.
Alt+K Key limiter — ограничитель диапазона нот.
Alt+Y Flip — перевернуть установленные ноты.
Alt+R Randomize — рандомизировать ноты.
Alt+X Scale levels — масштабирование уровней (velocity, pan и т. д.).
Alt+O LFO — использовать LFO event editor.
View
Alt+G Grid color — выбрать цвет фона piano roll.
Helpers
Alt+B Показать note helpers — темные полосы для черных клавиш.
Alt+V Ghost channels — показать ноты других каналов в текущем паттерне.
Zoom
1 Far — минимальное приближение.
2 Medium — среднее приближение.
3 Close — близкое приближение.
4 Best fit — наилучшее приближение.
5 On selection — приблизить выбранное.
4. Микшер (Mixer)Alt+стрелка влево/вправо Сместить выбранный канал микшера влево/вправо.
Alt+L Выбрать каналы, соединенные с выбранным каналом микшера.
Ctrl+L Соединить выбранные каналы секвенсера с выбранным каналом микшера.
Shift+Ctrl+L Соединить выбранные каналы секвенсера, начиная с текущего канала микшера.
F2 Назвать выбранный канал.
Shift+S Соло для выбранного канала.
Alt+S Alt solo — активирует выбранный канал и все каналы, посылающие/принимающие сигналы через/от него.
Alt+R Arm rendering — запись канала в wav-файл.
5. Плейлист (Playlist)
Здесь также как и в piano roll работают все обычные сочетания клавиш, а также все из разделов Zoom и Инструменты.
Shift+Ctrl+Ins Добавить паттерн (перед выбранным).
Shift+Ctrl+Del Удалить выбранные паттерны.
Shift+Ctrl+C Клонировать выбранный паттерн.
Alt+стрелка вверх/вниз Сдвинуть выбранный паттерн вверх/вниз.
Alt+G Выбрать цвет фона.
Alt+C Выбрать цвет выбранных паттернов.
Al+P Открыть в броузере проектов.
Alt+Q Quick quantize.
Ctrl+Q Quantize.
стрелка вправо/влево Перемещение по горизонтали в пределах плейлиста, если все не помещается в окне.
0 Поставить по центру текущую позицию при воспроизведении.
Alt+F Clips Flat Display.
Ctrl+Alt+F Clips Glass Effect.
Вот и все. Список впечатляет, хотя здесь нет и половины всех функций программы. Но даже с этими горячими клавишами работа значительно упрощается. Для еще более удобной работы производители сделали подсказку — при наведении на какую-либо кнопку, в меню (смотрите рисунок ниже) появляется сочетание клавиш, с помощью которых можно управлять соответствующим параметром. Иногда появляется еще и значок мыши, в этом случае зажимаем кнопку мыши, которая отмечена красным.
Вообще, самыми информативными являются отмеченные части главного меню. Как было отмечено выше, в правой части отображается инфорация о горячих клавишах. В левой части отображается информация о значении выбранного параметра или подробное его описание.
Таким образом, без ненужных движений мыши можно редактировать ноты в piano roll’е, эффективно работать с каналами секвенсера и микшера, и перемещаться по композиции в плейлисте, быстро менять основные настройки записи и воспроизведения, а также многое другое.
Горячие клавиши fl studio 20
Целесообразно разделить все горячие клавиши fl studio 20 на группы: «Проект», «Секвенсер», «Piano roll», «Микшер», «Плейлист». Некоторые сочетания клавиш выполняют одинаковые действия в различных окнах, что облегчает запоминание.
Итак, приступим. Привожу список сочетаний клавиш быстрого доступа в fl studio. Скорее всего, они будут работать и во всех предыдущих версиях. Также отмечу, что текущая раскладка клавиатуры не важна.
Изучаем от А до Я плейлист в Fl Studio
РАБОТА В FL STUDIO
Здравствуйте читатели блога BigSong.ru. Cегодня, мы продолжаем разбираться с функциями программы Fl Studio. Мы остановились на плейлисте (playlist). Плейлист в fl studio — это окно, где расставляются и собираются паттерны из составленных нот и мелодий в пошаговом секвенсоре. Другими словами вся композиция в форме прямоугольных звуковых дорожек составленных в пошаговом сэквенсоре собирается здесь. Все довольно просто.
Итак, давайте приступим к изучению этого окошка:
Main menu (Меню плейлиста) – здесь расположены все важные функции плейлиста. Давайте их рассмотрим:
- Edit (Редактировать):
- Cut (Вырезать) (Ctrl+X) – вырезает все выделенные звуковые дорожки в буфер обмен.
- Copy (Копировать ) (Ctrl+C) – копирует все выделенные дорожки в буфер обмен.
- Paste (Вставить) (Ctrl+V) — вставляет все выделенные звуковые дорожки из буфер обмена.
- Delete (Удалить) (Del) — удаляет все выделенные дорожки.
- Duplicate (Продублировать) (Ctrl+B) — дублирует выделенные звуковые дорожки справа от той что вы выбрали. Если не выделить то дублируются все дорожки.
- Shift left (Сдвинуть влево) (Shift + Left) – сдвигает выбранные паттерны и семплы на 1 ячейку влево.
- Shift right (Сдвинуть вправо) (Shift + Right) – сдвигает выбранные паттерны и семплы на 1 ячейку вправо.
- Shift up (Сдвинуть влево) (Shift + Up) – сдвигает выбранные на 1 ячейку вверх.
- Shift down (Сдвинуть влево) (Shift + Down ) – сдвигает выбранные на 1 ячейку вниз.
- Allow resizing from the left (Разрешить изменение размеров слева) (Ctrl+Home) — дает осуществить «скользящее редактирование» в начале клипов. Чтобы переключиться в скользящее редактирование нужно удерживать Shift находясь в режиме инструмента карандаша или кисти, а затем нажмите по началу/концу клипа и удерживая перетащите его.
- Mute / Unmute (Отключение / включение) — отключение или включение выбранных каналов.
- Insert space (вставить пространство) (Ctrl+Ins) — вставляет пустое пространство которое соответствует выделенному пространству. Все выделенные дорожки будут смещены вправо.
- Slice and insert space (разрезать и вставить пространство) (Ctrl+Alt+Ins) — разрезает выделенные клипы и вставляет пустое пространство которое соответствует выделенному пространству. Все выделенные дорожки будут смещены вправо.
- Delete space (удалить пространство) (Ctrl+Del) — удаляет выделенное пространство и смещает звуковые дорожки налево от удалённого выделения, чтобы закрыть пустоту.
- Merge pattern Clips (слияние паттерн клипов) — объединяет выделенные клипы в один. Примечание: сохранитесь перед выполнением этой функции, так как вернуть будет невозможно.
- Merge similar pattern clips (слияние похожих паттерн клипов) — все так же как и выше только объединяет похожие паттерн клипы. Примечание: будет создан отдельный «объединенный» паттерн. Оригинальные паттерны также остаются.
- Quick quantize start (Быстрое квантирование) (Ctrl+Q) — Выравнивает все выбранные звуковые дорожки к установленной настройке привязки, в переключателе snap selector
.
- Grid Color (Цвет сетки) (Alt+G) – назначает цвет сетки плейлиста fl Studio.
- Invert grid (Инвертировать сетку) — меняет внешний вид линий тактовых сеток плейлиста, от светлого к темным.
- Track separators (Отделители треков) — отделители треков это горизонтальные линии, которые разделяют клиповые треки, когда эта опция активна.
- Time segments (Временные отрезки) — меняет поочередно вертикальный светло/тёмный серый фон плейлиста, затеняя по умолчанию через 4 bars (4 такта).
- Keep labels on screen (Держать названия на экране) — при прокручивании плейлиста, названия клипов скользят вдоль клипов, для того чтобы поддержать их видными как можно подольше, перед тем как клип пропадёт слева.
- Content in title bars (Содержание в заголовках) — показывает содержимое клипа в режиме «мозаики», становиться активной после установки вертикального масштабирования.
- Behind clips (Позади клипов) — здесь можно поменять фон клипов.
- Shadow (тень) — добавляет тень к клипам.
- Precise time indicator (точный индикатор времени) — показывает вертикальную линию проведенную через окна редактора для просмотра результата воспроизведения и для редактирования позиции.
- Performance clip progress (прогресс клипов прогресс при выступлении) — при режиме выступления, становится активной анимация прогресса воспроизведения клипа, по горизонтали.
- Performance track progres (прогресс треков при выступлении) — при режиме выступления, становится активной анимация прогресса воспроизведении трека, в виде затенённых часов.
- Main (основная) — это привязка по умолчанию.
- Line (линейная) — в этом случае клипы будут привязываться к ближайшей линий сетки.
- Cell (клетка) — клипы будут привязываться к началу клеток сетки.
- (none) (нет) — в этом случае нет привязки.
- Steps 1/6 to 1 (step) (шаги от 1/6 до 1 (шаг)) — привязка через определенные шаги которые равняются названию.
- Beats 1/6 to 1 (beat) (удары от 1/6 до 1 (удар)) — привязка через определенные шаги которые равняются названию
- Bar (такт) — 1 такт.
- Events (события) — относительно существующих событий. Это полезно, чтобы показать границы нарезанных событий, когда они упираются друг с другом. События окружающие выбранное событие изменит цвет.
- Deselect (Снять выделение) (Ctrl+D) — убрать все выделения.
- Select all (Выделить все) (Ctrl+A) – выделяет все звуковые дорожки т.е. клипы.
- Select by selected source (Выбор по выбранному источнику) (Shift+C) — выберет все паттерн клипы, связанные с выбранным в данный момент исходным клипом.
- Select muted (Выберите приглушенный) — выбрать все клипы, которые были приглушенны.
- Invert selection (Инвертировать выделенное) — инвертировать выбранное.
- Selection time around selection(Выбор диапазона времени строки) (Ctrl+Enter) — будет выбран диапазон времени шкалы, занимаемый выбранными в списке воспроизведения клипы. Если выбор не был сделан будет выделен масштабированный диапазон.
- Select previous time(Выделить предыдущее время) (Ctrl+стрелка влево) — сдвигает выделение на собственную ширину влево.
- Select next time(Выделить следующее время) (Ctrl+стрелка вправо) — сдвигает выделение на собственную ширину вправо.
- Magic lasso (Магическое лассо) — клипы будут выделяться простым перемещение мыши проводя по ним.
- Group (Группировать) (Shift+G) — создает группу выделенных клипов.
- Ungroup (разгруппировать) (Alt+G) — разгруппировать клипы группы. Для этого нужно выбрать один клип группы, а затем использовать эту функцию.
- Zoom in/ Zoom out (Приблизить/отдалить) (Page Up/Page Down) — изменяет масштаб.
- Quick-zoom 1, 2 и 3 (Быстрое масштабирование Shift+1,2,3) — удобные три уровня для масштабирования.
- Zoom out far (Сильно отдалить) (Shift+4) — отдалить сильно масштабирование.
- Zoom on Selection (Приблизить к выделенному) (Shift+5) — масштабировать к выделенному участку выделения.
- Zoom on performanse clips (Масштабировать к клипам выступления) (Shift+6) — масштабировать к клипам выступления в плейлисте.
- Add one (добавить один) (Alt+T) — создать временной маркер. Для этого выберите место в плейлисте, после нажмите на эту опцию, введите название и нажмите enter. Эти маркеры находятся в верхней части плейлиста и вы их можете передвигать. Примечание: временные маркеры нужны, чтобы комментировать плейлист, а также могут служить в качестве точек живого исполнения (смотрите ниже).
- Add auto (Добавить автоматически) (Ctrl+T) — добавляет готовый для щелчка правой кнопкой мыши и редактирования временной маркер в пианоролл с названием Auto.
- Add two (Добавить два) — будут добавлены два временных маркера при выделении вначале и в конце.
- Add one every (Добавить через каждые) — добавить через каждые 2 bars 4 или 8 bars.
- Delete (Удалить) — удалить временные маркеры. Если не выделить, то будут удалены все маркеры.
- Make loop (Сделать луп) — изменение маркеров в выделении временной шкалы к типу Loop (зацикливание). Если ничего не выделено, то все маркеры изменятся на Loop.
Tool bar (Инструменты) — основные инструменты для работы в плейлисте fl studio:
Snap to grid (Привязать сетку) – здесь можно изменить привязку клипов для выравнивания в плейлисте на шаги, биты и бары. Также можно временно отключить привязку в none зажав кнопку Alt.
Draw (Карандаш) (Shift+P) – добавляет каждый клип по одному левой кнопкой мышки, а удаляет правой кнопкой мышки.
Paint (Кисть) (Shift+B) — удобный инструмент который при нажатии левой кнопки мыши добавляет клип, а если, удерживать левую кнопку мыши и передвигать в право добавляет подряд клипы поочередно друг за другом. Удаление происходит также правой кнопкой мышки.
Erase (Стереть) (Shift+D) если вы хотите убрать какой то блок, то используйте этот инструмент или же нажмите правой кнопкой мышки по ненужному блоку и он стереться;
Mute (Заглушить) — воспользуйтесь этим инструментом чтобы заглушить выбранный клип или удерживая левой кнопкой мышки заглушить сразу несколько клипов.
Slip (Скольжение) (Shift+S) – смещает блоки для изменения размера или разрезки клипа;
Select (Выделение) — используйте эту функцию для выделение.
Cut (Обрезка) (Shift+C) обрезает выбранный семпл или блок, это необходимо, если вы хотите вырезать необходимую часть семпла или блока или же обрезать и удалить ненужную часть блока или семпла; Выбрать Select (Shift+E) – выделяет блок;
Zoom to selection (Регулировка размера плейлиста) (Shift+Z) — изменить масштаб плейлиста используя готовые шаблоны.
Playback (Воспроизведение) — воспроизведение выбранных клипов с повторением.
Play playlist (Воспроизвести плейлист) — начать прослушивание плейлиста.
Arrangements (аранжировки) — позволяет компоновать звуки, автоматизации и паттерны в плейлисте, чтобы лучше понять какой вариант будет лучше. Для этого откройте раскрывающийся список Arrangements в строке заголовка плейлиста чтобы начать управлять версиями проекта. Параметры меню:
- Clone (клонировать) — клонирует текущую аранжировку в новую аранжировку.
- Rename (переименовать) — назначить другое имя выбранной аранжировки.
- Delete (удалить) — удаляет текущую аранжировку.
- Merge with (соединить с) — выберите другую аранжировку для объединения с текущей. Это откроет всплывающее окно с дополнительными опциями:
- Source arrangement (аранжировка источник) — выберите аранжировку, которая будет соединена с текущей аранжировкой. Примечание: Аранжировка источник после слияния остаётся неизменной.
- Position (позиция) — Start (начало): слияние с начала плелиста, Current (текущее): слияние с начала текущего выделения, End (конец): добавление в конец текущих данных плелиста.
- Mode (режим) — Insert (вставка): вставляемые данные перемещают существующие данные вправо. Merge (слияние): объединяет данные смешивая их. Replace (замена): вставляемые данные заменяют существующие.
- Add one (добавить один) — добавить в проект пустую аранжировку.
Аранжировки имеют общую компоновку инструментов и каналов микшера, поэтому будьте осторожны, не удаляйте инструменты, эффекты или каналы микшера/маршрутизации, используемые другими аранжировками. Аналогичным образом не изменяйте настройки громкости каналов микшера или инструментов, если вы не хотите, чтобы это повлияло на все аранжировки.
Clip source (Список паттернов) — разворачивает список имеющихся паттернов.
Window controls (Управление окном) — управление окном плейлиста (свернуть, развернуть и закрыть).
Track height (Высота трека) — изменяет масштаб звуковых дорожек по высоте.
Vertical position (Вертикальная позиция) — перемотка на верх или вниз.
Play position (Позиция проигрывания) — показывает место проигрывания.
Clip focus (Фокусировка на клип) — определяет тип клипа, который будет выбран (аудио, автоматизацию или паттерн клип).
- Audio (Аудио)
- z-cross (нулевое пересечение) — в этом случае при нарезке и изменении размеров клипов ближайшие пересечение будут происходить на нулевом уровне. Эта функция будет полезна чтобы убрать щелчки при разрезе сэмпла, но будет мешать вам указать точные места разрезов.
- stretch (растягивание) — при выборе этого параметра сэмпл при растягивании не будет обрезаться, а будет растягиваться и подгоняться под выбранный вами темп.
- step (шаг) — устанавливает редактор кривых автоматизации клипов в режим ‘шаг’ для редактирования.
- slide (скольжение) — сохраняет относительное расстояние между контрольными точками которые вы перетащили и всех последующих контрольных точек.
- note (ноты) — будет использовать в паттернах родительские цвета (ноты и события). Цвета устанавливаются в пианоролле.
- chan (канал) — использует настройки цвета родительского канала (для этого щелкните правой кнопкой мыши по кнопке канала и используйте переключатель цвета во всплывающей панели переименования инструмента).
- pat (паттерн)- использует настройки цвета родительского паттерна по умолчанию.
Selection (Выделение) — нажмите Ctrl и левую кнопку мышки и удерживая выделелите нужную часть плейлиста
Time Markers (Временные маркеры) — можно переключаться между метками времени.
Zoom & Scroll bar (масштаб и перемотка по горизонтали) — используйте
тот ползунок для масштабировния по горизонтали или для перемотки.
Clip Tracks (Треки клипа) — есть четыре типа клипов, Clips Note (содержат блоки нот и аккордов), Audio Clips (которые содержат образец данных сэмпла или вокала), Automation Clips (автоматизация данных регулировок таких как громкость, панорамирование и т.д.) и Pattern Clips (сведение данных).
Drag (свернуть) — сворачивает треки плейлиста. Это удобный инструмент и используется когда проект становится большим.
Clip menu (Меню клипа) — нажмите левой кнопкой мыши в левый угол клипа чтобы развернуть меню.
Right-click track for options (Опции трека) — нажмите правой кнопкой мышки чтобы открыть меню трека.
Меню вызываемое щелчком правой кнопкой мыши по заголовку трека в плейлисте.
Щёлкните правой кнопкой (см. картинку ниже), чтобы открыть опции трека плейлиста, в их числе:
- Rename, recolor and icon… (переименовать, перекрасить и иконка) — переименование или изменение цвета трека. Дополнительный способ выбрать эту команду, это нажатие средней кнопкой мыши по треку. Нажмите по названию трека для переименовывания, или щёлкните левой кнопкой мыши по цветной фигуре (см. рис. ниже) чтобы открыть окно перекрашивания или нажмите по этому окну правой кнопкой мыши, для присвоения случайного цвета из палитры предварительно одобренной комитетом эстетики Image-Line. Как только будет открыто окно переименовывания, нажмите кнопку (F2) для выбора случайных цветов или (F3), чтобы выбрать последний использованный цвет:
- Установка иконки — нажмите Icon Menu и выберите из множества заданных иконок для отображения на треке.
- Изменения названия — нажмите Type here to name и введите треку новое название.
- Меню пресетов — нажмите Praset menu и выберите заранее заготовленный пресет всех настроек трека (иконка, название, цвет). Первый столбик содержит автоматически обновляемый список пресетов. Как только вы закончите с настройкой и нажмёте Enter на клавиатуре, текущие настройки появятся в виде пресета в первом столбике.
- Auto name (автоматическое название) — автоматически присваивать название треку, по первому паттерн-клипу в треке.
- Auto name clips (автоматическое называние клипов) — все клипы переименовываются в соответствии с названием трека.
- Performance settings (настройки выступления) — чтобы они работали, должен быть выбран режим выступления (см. в статье про режим выступления).
- Size (размер) — выберите высоту по умолчанию для клипового трека в процентах. Это позволяет относительно масштабировать другие треки. Совет: Чтобы сбросить высоту трек (Alt+щелчок мышью) по ручке изменения размера/разделителю трека.
- Lock to this size (блокировка этого размера) — предотвращает вертикальное масштабирование высоты клипового трека.
- Group with above track (группировать с верхним треком) — все сгруппированные треки можно солировать/заглушать (Alt+щелчок правой кнопкой мыши) солирует сгруппированные треки. (Alt+щелчок левой кнопкой мыши) заглушает сгруппированные треки.
- Auto color group (автоматическое окрашивание группы) — устанавливает всем трекам группы один и тот же цвет, который имеет трек использованный для открытия этого меню.
- Current clip source (текущие клипы источники) — список клипов, используемых на текущем треке.
- Lock to content (блокировка содержимого) — блокирует предварительно выставленные паттерны на клиповом треке. Нажатие по треку будет добавлять только те паттерны которые уже присутствуют на треке. Примечание: Старые проекты с использованием наследственных треков паттерн блоков, загружаются с каждым клиповым треком заблокированным на определённый номер паттерна, так что клиповые треки ведут себя таким же образом, как треки паттерн блоков.
- Merge pattern clips (слияние паттерн клипов) — объединяет паттернклипы одного клипового трека в один клип. Причечание: Сохранитесь перед использованием этой команды, нет никакой возможности отмены.
- Consolidate this track (консолидация этого трека (заморозка)) — конвертирует все паттернклипы и аудиоклипы на трек в один аудиоклип и отключает исходные клипы. Новый аудиоклип направляется на главный мастер микшера. По умолчанию все инструменты/аудиоклипы захватываются через соответствующие каналы микшера с их эффектами, но без эффектов мастер канала (поэтому мастер эффекты не применяются дважды). Вы можете изменить эти параметры во всплывающем окне рендерига, которое появляется, чтобы подтвердить действие. Возможны два варианта длины:
- From track start (от начала трека Ctrl+Alt+C) — консолидированный аудиоклип начинается от первого клипа на треке.
- From song start (от начала композиции Shift+Ctrl+Alt+C) — консолидированный аудиоклип начинается от начала плейлиста. Используйте этот метод, когда вы создаёте «основу» длины песни, чтобы перенести в другие проекты. Так не будет путаницы, где должен быть размещен клип (в начале первого такта).
- Вы можете использовать эту функцию, чтобы объединить вокальные или инструментальные записи в один аудиоклип или уменьшить нагрузку на процессор (отключив эффекты канала микшера, которые впоследствии не будут использоваться).
Для автоматического создания аудио клипа и автоматического именования клипового трека в соответствии с файлом, перетащите звуковой файл (например из браузера) на область названия трека.
Теперь мы изучили от А до Я плейлист в Fl Studio и если что-то забудете, то зайдите на эту страницу чтобы быстро вспомнить. Если кому что-то непонятно, то задавайте вопросы в комментариях ниже.
Друзья, поддержите этот проект поделившись ссылкой в соц сетях и мы вам будем очень благодарны.
Сведение и мастеринг в FL Studio
Создание законченной музыкальной композиции на компьютере, в специально предназначенных для этого программах (DAW), процесс практически такой же трудоемкий, как и создание музыки музыкантами с живыми инструментами на профессиональной студии. В любом случае, недостаточно просто создать (записать) все партии, музыкальные фрагменты, правильно разместить их в окне редактора (секвенсора, трекера) и нажать на кнопку «Сохранить».Да, это будет готовая музыка или полноценная песня, но ее качество будет далеким от студийного идеала. Она может звучать вполне правильно с музыкальной точки зрения, но до того, что мы с вами привыкли слышать на радио и по ТВ ей точно будет далеко. Именно для этого нужны сведение и мастеринг — те этапы обработки музыкальной композиции, без которых не добиться студийного, профессионального качества звучания.
Скачать последнюю версию FL Studio
В этой статье мы расскажем о том, как выполнить сведение и мастеринг в FL Studio, но прежде, чем приступить к этому непростому процессу, давайте разберемся с тем, что значит каждый из этих терминов.
Сведение или, как его еще называют, микширование — это этап создания из отдельных треков (созданных или записанных музыкальных фрагментов) целостной, законченной музыкальной композиции, готовой фонограммы. Этот трудоемкий процесс заключается в отборе, а порою и в реставрации треков (фрагментов), записанных или созданных изначально, которые тщательно редактируются, обрабатываются всевозможными эффектами и фильтрами. Только проделав все это можно получить законченный проект.
Стоит понимать, что сведение — это такой же творческий процесс, как и создание музыки, все тех треков и музыкальных фрагментов, которые в результате собираются в единое целое.
Мастеринг — это финальная обработка музыкальной композиции, полученной в результате сведения. Заключительный этап включает в себя частотную, динамическую и спектральную обработку итогового материала. Именно это и обеспечивает композиции комфортное, профессиональное звучание, которое мы с вами привыкли слышать на альбомах и синглах известных артистов.
При этом, мастеринг в профессиональном понимание, это целостная работа не над одной композицией, а над всем альбомом, каждый трек в котором должен звучать, как минимум, на одной и той же громкости. Сюда же добавляется стилистика, общая концепция и многое другое, что в нашем с вами случае не имеет значения. То, что мы рассмотрим в этой статье после сведения, правильно называть премастеринг, так как работать мы будем исключительно над одним треком.
Урок: Как создать музыку на компьютере
- Сведение в FL Studio
- Как направить инструменты на каналы микшера?
- Звуковая панорама
- Сайдчейн
- Обработка хэтов и перкуссии
- Обработка музыкального наполнения
- Обработка основной мелодии
- Вокальная партия
- Автоматизация
Сведение в FL Studio
Для сведения музыкальных композиций в ФЛ Студио есть продвинутый микшер. Именно на его каналы необходимо направлять инструменты, причем, каждый конкретный инструмент на конкретный канал.
Важно: Чтобы добавить эффект в микшере, необходимо кликнуть на треугольничек возле одного из слотов (Slot) — Replace и выбрать желаемый эффект из списка.
Исключением могут быть лишь одинаковые или схожие инструменты. К примеру, у вас в треке использовано несколько бочек (kick) — их вполне можно отправить на один канал микшера, точно так же можно поступить и с «тарелками» (hats) или перкуссией, если их у вас несколько. Все остальные инструменты должны быть распределены строго по отдельным каналам. Собственно, это первое, что необходимо запомнить при сведение и это, благодаря чему звучанием каждого из инструментов можно будет управлять так, как вы сами пожелаете.
Как направить инструменты на каналы микшера?
За каждым из звуков и музыкальных инструментов в FL Studio, задействованных в композиции, закреплена дорожка паттерна. Если кликнуть по прямоугольнику, отвечающему за конкретный звук или инструмент с его настройками. В правом верхнем углу расположено окошко «Track», в котором и можно указать номер канала.
Чтобы вызвать микшер, если он скрыт, необходимо нажать кнопку F9 на клавиатуре. Для большего удобства, каждый канал в микшере можно назвать в соответствие с направленным на него инструментом и закрасить его в какой нибудь цвет, достаточно лишь нажать на активном канале F2.
Музыкальные композиции создаются в стерео (конечно, современная музыка пишется и в формате 5.1, но мы рассматриваем именно двухканальный вариант), следовательно, у каждого инструмента есть (должен быть) свой канал. Основные инструменты всегда должны располагаться по центру, в числе таковых:
- Ударные (kick, snare, clap);
- Бас;
- Лидирующая мелодия;
- Вокальная партия.
Это наиболее важные компоненты любой музыкальной композиции, можно было бы назвать их основной, хотя по большей части это и есть вся композиция, остальное делается для разнообразия, придания треку объемности. и силы Именно второстепенные звуки можно распределять по каналам, левому и правому. В числе таковых инструментов:
- Тарелки (hats);
- Перкуссия;
- Фоновые звуки, отголоски основной мелодии, всевозможные эффекты;
- Бэк-вокал и другие так называемые усилители или наполнители вокальной партии.
Примечание: Возможности FL Studio позволяют направлять звуки не строго влево или вправо а отклонять их в сторону от центрального канала от 0 до 100%, в зависимости от необходимости и пожеланий автора.
Изменить звуковую панораму можно как на паттерне, поворачивая регулятор в нужном направление, так и на канале микшера, куда направлен этот инструмент. Категорически не рекомендовано делать это одновременно в обоих местах, так как это либо не даст результата либо попросту исказит звучание инструмента и его место в панораме.
Обработка ударных и баса
Первое, что следует усвоить, при сведение ударных (kick и snare и/или clap) — они должны звучать на одной громкости, и эта громкость должна быть максимальной, правда, не 100%. Обратите внимание на то, что 100-процентная громкость — это О дБ в микшере (как и во всей программе), а ударные должны немного не достигать этого пика, колеблясь в своей атаке (максимальной громкости конкретного звука) в пределах -4 дБ. Увидеть это можно в микшере на канале инструмента или с помощью плагина dBMeter, который можно добавить на соответствующий канал микшера.
Важно: Громкость ударных должна быть одинаковой исключительно на слух, на ваше субъективное восприятие звука. Показатели в программе при этом могут отличаться.
Партия бочки (kick) по большей части состоит с низко- и частично среднечастотного диапазона, поэтому с помощью одного из стандартных эквалайзеров ФЛ Студии, для большей эффективности, можно срезать у этого звука высокие частоты(свыше 5 000 Гц). Также, не лишним будет обрезать и глубокий низкочастотный диапазон (25-30 Гц), в котором kick попросту не звучит (это видно по цветовым колебаниям в окне эквалайзера).
Snare или Clap, наоборот, по своей природе не имеет низких частот, но для большей эффективности и лучшего качества звука, этот самый НЧ-диапазон (все, что ниже 135 Гц) необходимо срезать. Чтобы придать звучанию резкости и акцента можно немного поработать со средними и высокими частотами этих инструментов в эквалайзере, оставив только самый «сочный» диапазон.
Примечание: Значение «Гц» на эквалайзере для ударных субъективны, и применимы к конкретному примеру, в остальных случаях эти цифры могут отличаться, хоть и не на много, но ориентироваться при частотной обработке необходимо исключительно на слух.
Сайдчейн — это то, что необходимо сделать для приглушения баса в те моменты, когда звучит бочка. Мы с вами уже помним, что большая часть каждого из этих инструментов звучит в низкочастотном диапазоне, поэтому необходимо добиться того, чтобы бас, который априори более низкий, не подавлял наш kick.
Все, что для этого понадобится — это пара стандартных плагинов на каналах микшера, на которые направлены эти инструменты. В обоих случаях это эквалайзер и Fruity Limiter. В случае конкретно с нашей музыкальной композицией эквалайзер для бочки понадобилось настроить примерно следующим образом:
Важно: В зависимости от стиля композиции, сведением которой вы занимаетесь, обработка может отличаться, но, что касается kick, как уже было сказано выше, у него необходимо обрезать высокий частотный диапазон и глубокий низкий (все, что ниже 25-30 Гц), в которых он и так не звучит. А вот в том месте, где он наиболее слышим (заметно по визуальной шкале эквалайзера), ему можно немного придать силы, слегка прибавив частот в этом (50 — 19 Гц) дипазоне.
Настройки эквалайзера для баса должны выглядеть несколько иначе. У него необходимо обрезать немного меньше низких частот, а в том диапазоне, где мы немного приподняли бочку, бас, наоборот, необходимо немного приглушить.
А теперь переходим к настройкам Fruity Limiter. Открываем Лимитер, закрепленный за бочкой и, для начала, переключаем плагин в режим компрессии, нажав на надпись COMP. Теперь необходимо немного подкорректировать соотношение компрессии (ручка Ratio), подкрутив его до показателя 4:1.
Примечание: Все цифровые показатели, отвечающие за параметры той или иной ручки (уровень громкости, панорама, эффекты), отображаются в левом верхнем углу FL Studio, непосредственно под пунктами меню. Чтобы ручка вращалась медленнее, необходимо держать зажатой клавишу Ctrl.Теперь необходимо установить порог компрессии (ручка Thres), медленно поворачивая ее до значения -12 — -15 дБ. Чтобы компенсировать потерю громкости (а мы только что ее уменьшили), необходимо немного увеличить уровень входа звукового сигнала (Gain).
Fruity Limiter для линии баса необходимо настроить примерно так же, правда, показатель Thres можно сделать немного меньше, оставив его в пределах -15 — -20дБ.
Собственно, немного прокачав звучание баса и бочки, можно сделать столь необходимый для нас сайдчейн. Для этого нужно выбрать канал, за которым закреплен Kick (в нашем случае это 1) и кликнуть по каналу баса (5), в его нижней части, правой кнопкой мышки и выбрать пункт «Sidechain to This Track».
После этого необходимо вернуться к лимитеру и в окне сайдчейна выбрать канал бочки. Теперь нам остается просто подогнать уровень громкости баса под kick. Также, в окне лимитера для баса, которое так и называется Sidechain, необходимо указать канал микшера, на который вы направили свой kick.
Мы добились нужного эффекта — когда звучит атака kick-a, линия баса его не приглушает.
Обработка хэтов и перкуссии
Как уже было сказано выше, хэты и перкусию необходимо направить на разные каналы микшера, хотя обработка эффектами этих инструментов в целом похожа. Отдельно стоит отметить тот факт, что хэты бывают открытыми и закрытыми.
Основной частотный диапазон этих инструментов — высокий, и именно в нем они должны активно звучать в треке дабы просто быть слышимыми, но не выделяться и не забирать на себя внимание. Добавляем на каждый из их каналов эквалайзер, обрезаем низкий (ниже 100 Гц) и среднечастотный (100 — 400 Гц) диапазон, немного поднимая ВЧ.
Чтобы придать большей объемности хэтам, можно добавить немного реверба. Для этого нужно в микшере выбрать стандартный плагин — Fruity Reverb 2, и в его настройках выбрать стандартный пресет: «Large Hall».
Примечание: Если действие того или иного эффекта вам кажется слишком сильным, активным, но в целом он вас все же устраивает, можно просто покрутить ручку возле этого плагина в микшере. Именно она отвечает за «силу», с которой эффект действует на инструмент.
При необходимости, Reverb можно добавить и на перкуссию, но в данном случае лучше будет выбрать пресет «Small Hall».
Обработка музыкального наполнения
Музыкальное наполнение может быть разным, но в целом, это все те звуки, которые дополняют основную мелодию, придают всей музыкальной композиции объемности и разнообразия. Таковыми могут быть пэды (Pads), фоновые струнные и любой другой не слишком активный, не слишком резкий по своему звучанию музыкальный инструмент которым вы захотите наполнить и разнообразить свое творение.
По громкости музыкальное наполнение должно быть еле слышимым, то есть, услышать его можно только в том случае, если хорошо прислушаться. При этом, если данные звуки убрать, музыкальная композиция потеряет свои краски.
Теперь касательно эквализации дополнительных инструментов: если у вас их несколько, как мы уже неоднократно повторяли, каждый из них должен быть направлен на разные каналы микшера. У музыкального наполнения не должно быть низких частот, иначе бас и бочка будут искажаться. Используя эквалайзер, можно смело обрезать практически половину частотного диапазона (ниже 1000 Гц). Выглядеть это будет следующим образом:
Также, чтобы придать музыкальному наполнению силы, лучше будет немного приподнять на эквалайзере средние и высокие частоты примерно в том месте, где эти диапазоны пересекаются (4000 — 10 000 Гц):
Не лишним в работе с музыкальным наполнением будет панорамирование. Так, к примеру, Pads можно, даже нужно оставить по центру, а вот всевозможные дополнительные звуки, особенно, если играют они короткими фрагментами, можно сдвинуть по панораме влево или вправо. Если хэты сдвинуты влево, эти звуки можно сместить вправо.
Для лучшего качества звучания, придания звуку объема, можно добавить немного реверба на короткие фоновые звуки, наложив тот же эффект, что и на хэты — Large Hall.
Обработка основной мелодии
А теперь о главном — лидирующей мелодии. По громкости (на ваше субъективное восприятие, а не по показателям ФЛ Студии) она должна звучать так же громко, как и атака бочки. При этом, основная мелодия не должна конфликтовать не с высокочастотными инструментами (поэтому мы изначально понижали их громкость), не с низкочастотными. Если в лидирующей мелодии имеется НЧ-диапазон, его нужно урезать с помощью эквалайзера в том месте, где kick и бас звучат сильнее всего.
Можно также слегка (еле заметно) усилить тот частотный диапазон, в котором используемый инструмент наиболее активен.
В случаях, если главная мелодия слишком насыщенная и плотная, есть небольшая вероятность того, что она будет конфликтовать со Snare или Clap. В данном случае можно попробовать добавить эффект сайдчейна. Сделать это необходимо точно так же, как и с бочкой и басом. Добавляете на каждый канал по Fruity Limiter, настраиваете его так же, как настраивали на Kick и направляете сайдчейн с канала Snare на канал основной мелодии — теперь в этом месте она будет приглушаться.
Чтобы качественно прокачать лидирующую мелодию, можно также немного поработать над ней с ревербом, выбрав наиболее подходящий пресет. Small Hall вполне должен подойти — звук станет более активным, но при этом будет не чересчур объемным.
Для начала стоит отметить, что FL Studio — это не лучшее решение для работы с вокалом, как и для его сведения с готовой музыкальной композицией. Adobe Audition куда лучше подойдет для таких целей. Тем не менее, необходимый минимум обработки и улучшения вокала выполнить все же возможно.
Первое и самое важное — вокал должен находится строго по центру, причем, быть записанным в моно. Однако, есть и другой прием — продублировать дорожку с вокальной партией и распределить их по противоположным каналам стереопанорамы, то есть, одна дорожка будет находиться на 100% в левом канале, другая — на 100% в правом. Стоит отметить, что такой подход хорош не для всех музыкальных жанров.
Важно понимать, что запись вокальной партии, которую вы планируете сводить в ФЛ Студии с уже сведенным инструменталом должна быть идеально чистой и обработанной эффектами. Опять же, в данной программе недостаточно средств для обработки голоса и очистки аудиозаписи, а вот в Adobe Audition таковых хватает.
Все, что мы можем сделать в FL Studio с вокальной партией, дабы уж точно не ухудшить ее качество, но сделать немного лучше, это добавить немного эквалайзера, отрегулировав его примерно таким же образом, как и для главной мелодии, но деликатнее (огибающая эквалайзера должна быть менее резкой).
Не помешает голосу и немного реверба , и для этого можно выбрать соответствующий пресет — «Vocal» или «Small Studio».
Собственно, на этом мы со сведением закончили, поэтому можно смело переходить к завершающему этапу работы над музыкальной композицией.
Мастеринг в ФЛ Студии
Значение термина «Мастеринг», как и «Премастеринг», который мы и будем выполнять, уже были рассмотрены в самом начале статьи. Мы уже обработали каждый из инструментов отдельно, сделали его более качественным и оптимизировали громкость, что особенно важно.
Звук музыкальных инструментов, как каждого отдельно, так и всей композиции в целом, не должен превышать 0 дб по программным показателям. Это и есть те 100% максимума, при которых частотный диапазон трека, который, к слову, всегда разнообразен, не перегружается, не ужимается и не искажается. На стадии мастеринга нам в этом необходимо убедиться, и для большего удобства лучше использовать dBMeter.
Добавляем плагин на мастер-канал микшера, включаем композицию и смотрим — если до 0 дб звук не достигает, подкрутить его можно с помощью Limiter-а, оставив на уровне -2 — -4 дБ. Собственно, если целостная композиция звучит громче желаемых 100%, что вполне вероятно, эту громкость следует немного уменьшить, опустив уровень чуточку ниже 0 дБ
Сделать звучание готовой музыкальной композиции еще более приятным, объемным и сочным поможет еще один стандартный плагин — Soundgoodizer. Добавьте его на мастер канал и начните «играться», переключаясь между режимами от A до D, прокручивая ручку регулировки. Найдите ту надстройку, при которой ваша композиция будет звучать наилучшим образом.
Важно понимать, что на данном этапе, когда все фрагменты музыкальной композиции звучат так, как нам это было нужно изначально, на этапе мастеринга трека (премастеринга) вполне возможно, что некоторые из инструментов зазвучат громче того уровня, которым мы их наделили на этапе сведения.
Такой эффект вполне ожидаем при использование того же Soundgoodizer. Следовательно, если вы слышите, что какой-то звук или инструмент выбивается из трека или, наоборот, теряется в нем, отрегулируйте его громкость на соответствующем канале микшера. Если это не ударные, не линия баса, не вокал и не лидирующая мелодия, можно также попробовать усилить панораму — это часто помогает.
Автоматизация — это то, благодаря чему можно изменять звучание того или иного музыкального фрагмента или же всей музыкальной композиции в течение ее воспроизведения. С помощью автоматизации можно сделать плавное затухание одного из инструментов или трека (к примеру, в его конце или перед припевом), сделать панарамирование в конкретном кусочке композиции или усилить/уменьшить/добавить тот или иной эффект.
Автоматизация — это функция, благодаря которой можно регулировать практически любую из ручек в ФЛ Студии так, как вам это необходимо. Вручную делать это не удобно, да и не целесообразно. Так, к примеру, добавив клип автоматизации на ручку громкости мастер-канала, вы можете сделать плавное нарастание громкости вашей музыкальной композиции в ее начале или затухание в конце.
Точно так же можно автоматизировать ударные, например, бочку, чтобы попросту убрать громкость этого инструмента в необходимом нам фрагменте трека, например, в конце припева или в начале куплета.
Еще один вариант — автоматизация звуковой панорамы инструмента. К примеру, таким образом можно сделать, чтобы на фрагменте припева перкусия «пробежалаись» из левого в правое ухо, а затем вернулась к своему прежнему значению.
Автоматизировать можно и эффекты. Например, добавив клип автоматизации на ручку «СutOff» в фильтре, можно сделать звучание трека или инструмента (в зависимости от того, на каком канале микшера находится Fruity Filter) приглушенным, как будто ваш трек звучит под водой.
Все, что требуется для создания клипа автоматизации, просто кликнуть правой кнопкой мышки по желаемому регулятору и выбрать «Create automation clip».
Вариантов использования автоматизации в музыкальной композиции существует предостаточно, главное, проявить фантазию. Сами же клипы автоматизации добавляются в окно плейлиста FL Studio, где ими можно удобно управлять
Собственно, на этом можно и закончить рассмотрение столь непростого занятия, как сведение и мастеринг в ФЛ Студии. Да, это сложный и долгосрочный процесс, основным инструментом в котором являются ваши уши. Ваше субъективное восприятие звука — это есть и самое главное. Хорошенько поработав над треком, вероятнее всего, не в один подход, вы точно добьетесь положительного результата, который будет не стыдно показать (дать послушать) не только друзьям, но и тем, кто разбирается в музыке.
Важный совет напоследок: Если во время сведения вы чувствуете, что ваши уши устали, вы не различаете звуков в композиции, не улавливаете тот или иной инструмент, проще говоря, у вас «замылился» слух, отвлекитесь на некоторое время. Включите какой-нибудь современный хит, записанный в отличном качестве, прочувствуйте его, отдохните немного, а затем возвращайтесь к работе, равняясь на тех, кто вам нравится в музыке.