Стоит ли использовать в проекте бесплатные шрифты
Раз в неделю в рамках рубрики «Интерфейсы» ЦП выбирает самые интересные и актуальные темы из мира юзабилити и UX, снабдив их мнением ведущих отечественных экспертов. В первом выпуске — рассказ дизайнера Джеремайи Шоафа (Jeremiah Shoaf) о том, стоит ли дизайнерам пересмотреть свое отношение к бесплатным шрифтам и начать использовать их в своих проектах, и комментарий по теме от руководителя отдела проектирования и дизайна интерфейсов в Mail.Ru Group Юрия Ветрова.
Встреча Шоафа с бесплатными шрифтами произошла довольно типичным для индустрии образом. В начале карьеры в 2003 году его начальник отказался тратить деньги, вручив ему вместо этого CD под названием «5000 бесплатных шрифтов» со словами о том, что такой диск нужен каждому дизайнеру, чтобы даже мысли не возникало о подобных тратах.
Естественно, на этом диске были в основном некачественный примеры — «типа современные» и ретро, шрифты для Хэллоуина, техношрифты, был даже шрифт, в котором буквы были сформированы из котов, принимавших разные позы. Кернинг, глифы и рендеринг этих шрифтов ввергали в ужас. В общем, ни один из них не мог бы быть использован профессиональным дизайнером даже под страхом смерти. В итоге Шоаф решил обратиться к старой доброй Гельветике.
Неудивительно, что на протяжении всей последующей карьеры при упоминании фразы «бесплатные шрифты» дизайнер тут же вспоминал тот ужасный диск. Но времена меняются: появляется все больше по-настоящему качественных бесплатных шрифтов, которые совсем не стыдно использовать в популярных проектах.
Откуда берутся бесплатные шрифты
В прошлом бесплатные шрифты появлялись двумя способами: их «ради фана» или в процессе шлифовки мастерства могли делать опытные дизайнеры или профессионалы, которые выпускают один бесплатный шрифт, чтобы привлечь внимание к остальным платным работам.
Все изменилось. Не так давно даже такие крупные компании, как Adobe и Google, начали делать свои шрифты открытыми, передавая их участникам разработки различных open source-проектов. Профессиональные дизайнеры также не сидят сложа руки и активно продвигают свою экспертизу, публикуя целые шрифтовые семейства на сервисе Google Fonts.
В результате усилий open source-сообщества, теперь в мире есть настолько качественные бесплатные шрифты, что их не побрезгует использовать в своем проекте даже какой-нибудь сноб типографики. Вот несколько примеров шрифтов с разнообразными вариантами начертаний и соответствующих стилей. Они подходят как для заголовков, так и для текста в теле веб-страницы. Они же отлично рендерятся для отображения как на обычных экранах, так и на небольших устройствах.
Alegreya
Alegreya — это известный шрифт, выбранный ATypI одним из 53 «Шрифтов десятилетия» во время недавнего конкурса Letter.2. Он доступен для скачивания на Google Fonts, однако большинству дизайнеров Alegreya до сих пор неизвестна, поэтому встретить данный шрифт где-нибудь в вебе всё ещё довольно трудно.
Проект Beef использует Alegreya для текста на страницах сайта, придавая тексту солидности, что отлично контрастирует с заголовками, набранными шрифтом Avenir.
Красивый курсив Alegreya использован для заголовка на странице с вакансиями на сайте Beef.
Source Sans Pro
Выпущенный Adobe в августе 2012 году Source Sans Pro является первым открытым шрифтом компании. Дизайнер Пол Д. Хант вдохновлялся готикой начала ХХ века, например, такими шрифтами, как Franklin Gothic и News Gothic. Шрифт предназначен для пользовательских интерфейсов, так что отлично рендерится даже на малых экранах. Доступно 6 начертаний («весов») шрифта, что позволяет добиться широкой вариативности его применения.
CAST83 использует на своем сайте Source Sans Pro, наглядно демонстрируя разносторонность шрифта; большие заголовки выполнены шрифтом с меньшим весом, а более тяжелое начертание используется для надписей меньшего размера и в верхнем регистре, что создает уникальный типографический контраст в рамках одного сайта.
Plentific использует экстра-легкий и обычное начертание Source Sans Pro для создания контраста между заголовками разного уровня.
Open Sans
Разработанный известным дизайнером Стивом Маттесоном и использовавшийся Google Open Sans — это один из самых распространенных в вебе бесплатных шрифтов. Именно на нем основан новый фреймворк Foundation 5 от Zurb, этот шрифт присутствует на многих страницах Google, прошедших редизайн. Пять начертаний с соответствующими им курсивами этого шрифта без засечек позволяют использовать его в самых разных ситуациях.
На сайте Vitor Andrade Open Sans используется минималистичным образом; дизайн не привлекает внимание к себе, позволяя посетителям сфокусироваться на контенте, который представлен на сайте.
Легковесный Open Sans использован для набора заголовков новостей на сайте The Industry.
Anonymous Pro
Anonymous Pro — это моноширинный шрифт, который известен удивительно малому числу дизайнеров. Его создал Марк Симонсон — дизайнер, который стоит за проектом Proxima Nova. Моноширинные шрифты сейчас пользуются популярностью у многих профессионалов.
Другой моноширинный шрифт — Inconsolata — является более распространенным. В него, однако, не включены стили курсивов, в отличие от Anonymous Pro. Набирать текст на веб-странице моноширинным шрифтом обычно не лучшая идея, но его использование в правильном контексте может сильно освежить общий внешний вид сайта.
Per Sandström использует Anonymous Pro для текста на страницах сайта, в комбинации с заголовками, набранными шрифтом Futura, получается на удивление красиво.
На сайте Per жирное начертание Anonymous Pro используется для надписей на кнопках.
Playfair Display
Playfair Display — высококонтрастный шрифт с засечками, созданный Клаусом Эггерс Соренсеном. Он чем-то напоминает Baskerville, а его идеология восходит к шрифтам, использовавшимся в конце XVIII века. Несмотря на то, что Playfair Display создавался для использования в заголовках и названиях, наличие трех начертаний с соответствующими стилями делает возможным набор с его помощью и небольших отрывков текста. Для набора более длинных текстов, Playfair Display можно эффективно сочетать с Georgia.
В Playfair Display есть красивый курсив, который можно встретить, в частности, в заголовках на сайте Boompa Records.
Жирное начертание Playfair Display используется в заголовках на сайте Digital Abstracts.
Roboto
Шрифт Roboto обвиняют в том, что это «Франкеншрифт» — смесь Гельветики, DIN и Myriad. В этом есть доля правды, что не отменяет и его плюсов. После выхода статьи с обвинениями в заимствованиях, Roboto был значительно доработан и улучшен. Шрифт хорошо работает на экранах разных размеров и разрешений.
Roboto использован в проекте Type & Grids, шрифт хорошо рендерится на дисплеях малых размеров с высокой плотностью пикселей.
Paone Creative вариант Roboto легкого веса можно встретить в блоге.
На польском Lato значит «лето». И название отлично подходит этому теплому шрифту без засечек. Дизайнер Лукаш Дзидзич изначально создал Lato в качестве проприетарного шрифта для крупного клиента. После того, как этот клиент решил двинуться в другом дизайнерском направлении, Лукаш сделал свою работу открытой. Lato выглядит скромно и неприметно, когда используется для текста небольшого размера, но вариант с курсивом очень яркий и узнаваемый. Lato используется в теме по-умолчанию в WordPress под названием Twenty Fourteen, что обеспечивает ему рост популярности.
Фрэнк Чимеро (Frank Chimero) элегантно использует легкий вес шрифта в статье «Чего хотят экраны» — большие надписи набраны в верхнем регистре, что является неплохой находкой для такого легкого варианта шрифта.
На сайте «100 лет дизайна» от AIGA применяется доработанная «безточечная» версия Lato.
Merriweather
Созданный Эбеном Соркиным Merriweather — шрифт с засечками, который предназначен для чтения прямо с экрана. Merriweather сейчас активно развивается, и улучшения происходят постоянно. Существует версия без засечек.
Легкий вес Merriweather на сайте Dickson Fong придает дизайну элегантности.
В футере на странице Vtcreative можно увидеть легкую курсивную надпись, набранную шрифтом Merriweather
Karla
Гротескный шрифт от дизайнера Джонатана Пинорна под названием Karla полон разных интересных символов. Он может показаться чересчур широким для набора текста на веб-странице, а его кернинг – слегка «шатким», но все же Karla хорошо подходит для придания дизайну индивидуальности.
Проект Borsch, Vodka & Tears uспользует Karla для небольших кусков текста на сайте, выглядит вполне неплохо.
Kalyn Nakano применяет обычное и жирное начертание Karla на своем сайте-портфолио.
Clear Sans
Clear Sans — это недавний вклад Intel в дело открытых шрифтов. Он создавался с мыслью о том, чтобы его было легко читать с экрана, поэтому все символы выглядят четко и понятно. Clear Sans хорошо подойдет для интерфейсов, где важнее всего ясность.
Деликатный, легкий вес Clear Sans использован для набора текста на сайте самого шрифта.
Fira Sans
Разработанный для Firefox OS шрифт Fira Sans выпущен под открытой лицензией. Он много чем похож на FF Meta, что неудивительно, ведь оба они разработаны дизайнером Эриком Спайкерманном. Существует и моноширинная версия Fira Sans под названием Fira Mono. Интересный факт — на сайте самого шрифта почему-то использован не он, а известный нам Open Sans.
Еще несколько неплохих бесплатных шрифтов
Бесплатные шрифты подходят не всегда
Какими бы приятными и интересными ни казались шрифты, описанные выше, не стоит использовать бесплатные разработки бездумно. Чаще всего качество бесплатного несравнимо с тем, что могут предложить профессионалы за деньги. Стоит закладывать бюджет на покупку профессиональных шрифтов в любом проекте. Однако, если такая покупка по разным причинам невозможна, не нужно отчаиваться — найти неплохие варианты можно и среди открытых шрифтов.
Мнение: Юрий Ветров, руководитель отдела проектирования и дизайна интерфейсов в Mail.Ru Group
Я бы разделил вопрос на две части: стоит ли использовать кастомные шрифты, и если да — имеет ли смысл платить за них. Мы в Mail.Ru Group активно занимаемся обновлением продуктов, и хорошая типографика, естественно, важна в этом процессе. Сейчас ситуация благоприятная — все больше хороших кириллических шрифтов для самых разных задач, а благодаря сервисам типа Google Web Fonts и Typekit их подключить технологически несложно.
Правда, при попытке использовать их на практике, возникает куча вопросов и проблем. Если вы ответственно относитесь к своей работе, делаете её не для портфолио, а для пользователей — нужно помнить о технических ограничениях и нюансах:
- Главная задача типографики в нашем случае — обеспечивать комфорт чтения и сканирования информации. Поэтому проверяйте рендеринг в браузере на реальной верстке, а не в Photoshop. Хотя в его версии Creative Cloud появился приближенный к системному рендеринг, все равно в итоговой реализации возможны как минимум отхождения. А в худшем случае — абсолютная нечитабельность. Я собираю коллекцию таких примеров (картинка ниже), можете попробовать угадать сервис (скриншоты сняты на Chrome для Windows 8). Проверяйте в Windows 7, Windows 8 и Mac OS.
- В продолжение — для сервиса с большой посещаемостью необходимо помнить о Windows XP и иметь механизм деградации до Core Fonts for the Web для нее. Хотя все профессиональное сообщество ненавидит ОС, и ее официальная поддержка официально прекращена, там до сих пор сидит приличное количество пользователей. В системе очень сложная ситуация со сглаживанием шрифтов (зависит от комбинации сервис-пака и браузера), и если вы посмотрите на кастомный шрифт в IE6 пару минут, то глаза медленно вытекут.
- Следите за размером подгружаемых шрифтов. Чем больше начертаний вы используете, тем тяжелее этот обвес для пользователя — оставляйте только действительно нужные. Помните, что у него может быть дорогой трафик и медленная скорость. Также можно оптимизировать сам шрифтовой файл, убрав оттуда ненужные вам символы типа иероглифов и арабской вязи. Хотя тут надо быть осторожным – многие производители шрифтов запрещают это в лицензии, поскольку есть риск поломать его тонкие настройки.
- Кастомный шрифт можно использовать для заголовков и выделений, а также для основного текста. Для обывателя основной эффект достигается акциденциями, для задач дизайна они также дают наиболее видимый эффект, при этом проблем с их рендерингом меньше за счет меньших объемов и большего кегля. Почти весь геморрой с рендерингом – как в раз в основном тексте, и проблемы в нём хуже всего влияют на читабельность. Возможно, вам будет достаточно ограничиться заголовками.
Печальные последствия отсутствия проверки рендеринга на реальной верстке
Второй вопрос — использование платных шрифтов. Тут, с одной стороны, все просто: хотите уникальности — покупайте лицензию; хотите подешевле — берите бесплатный вариант. Сейчас свободных кириллических все больше, и даже если вы пересечетесь по использованию такого шрифта с парой других сайтов, все равно будете хорошо выделяться из общей массы. К тому же, есть неявный профит – этот шрифт может быть уже закеширован в браузере пользователя и загрузка не потребуется.
С платными на практике все непросто. К сожалению, лицензионная политика сервисов аренды типа MyFonts или Fonts.com абсолютно крохоборская для больших компаний. С нас берут деньги за ежемесячное количество показов, причем за масштаб экономию вы не получите. Так что за год проект с многомиллионной аудиторией может заплатить десятки тысяч долларов за использование шрифта — не очень разумное вложение денег. В некоторых ситуациях выходит, что разработать свой шрифт — дешевле аренды существующего! На круглом столе тематической конференции «Серебро набора 2013» я задал вопрос на эту тему и получил в ответ, мол, «раз вы такие большие – поделитесь!». Не особо конструктивно.
Из ситуации есть интересный выход — найти хороший и малоиспользуемый шрифт, договориться с автором о его кириллизации. В итоге вы получите уникальную для отечественного рынка типографику по достаточно вменяемой цене. По этому пути пошли, например, ребята из 2ГИС в недавнем редизайне.
Как обычно, все зависит от вашей задачи. На промо-сайте у вас полно свободы — его посещаемость не зашкаливает, пользователи заходят сюда как правило один раз и сканируют информацию, не читая большие объемы текста. В персональном блоге также не будет массового наплыва аудитории, но тут уже нужно думать об удобочитаемости. Для веб-сервиса важна скорость загрузки, хотя текст, как правило, ограничивается интерфейсными элементами. А в востребованном контент-проекте критичны все составляющие — любые проблемы выливаются на большое количество пользователей.
WordPress.com перешёл на свободный шрифт Open Sans
Похоже, свободный шрифт Open Sans становится новым стандартом для веба, и не только для веба. Этот нейтральный шрифт неплохо смотрится и в мобильных приложениях, и при печати. Очередным крупным сайтом, который отказался от старых Helvetica/Arial в пользу Open Sans, стал WordPress.com.
Open Sans — шрифт, созданный Стивом Маттесоном (Steve Matteson), распространяется под лицензией Apache. Содержит 897 символов, в том числе ISO Latin 1, Latin CE, Greek и кириллицу.
Open Sans уже давно вышел на первое место в каталоге бесплатных шрифтов Google Fonts и продолжает увеличивать отрыв от всех остальных. Для сравнения, за последнюю неделю у него почти 2 млрд вызовов через API, тогда как у ближайшего преследователя Oswald — всего 700 млн.
Топ-5 шрифтов и его использование
В этом мире есть два типа людей, первые которые любят читать, и люди, которые этого не делают. Независимо от этого факта, содержание в этот день и возраст по-прежнему остается королем.
Однако большой контент бессмыслен, если его не преподнести. Сегодня многие веб-проекты компрометируют текст и попадают в правильный знак для вашей типографии — ключевой фактор в общем успехе вашего сайта.
Digital — очень динамичная платформа, и мы должны признать, что контент продолжает меняться. В отличие от печати, веб-дизайн не имеет возможности определять пространство между буквами.
Шрифты оказывают глубокое психологическое воздействие на ваших пользователей, и вот список из 6 примеров отличной типографии, которые используются для создания веб-проектов по всему миру и являются прекрасными примерами того, что тексты никогда не могут быть скучными!
1. Poppins
Источник : Google Fonts
Примеры использования примеров: http://zipl.pro/ , http://www.nerval.ch/apollo_11/ , http://theisbothmann.com/http://www.kikk.be/2016/
Рекомендуется для: Модульных и минимальных веб-сайтов
Описание: Poppins является одним из геометрических шрифтов без засечек, которые стали популярным инструментом проектирования для создания веб-сайтов. Каждая форма письма почти монолиновая, с оптическими исправлениями, применяемыми к суставным суставам, где необходимо для поддержания четного типографического цвета.
2. Open Sans
Источник: Google Fonts
Примеры использования примеров: http://gravity-theme.site/(веб-сайт компании, корпоративных и продуктов)
Рекомендуется для: Стандартного вида
Описание: Open sans будет очень хорошей парой для многих шрифтов, таких как Raleway, Brandon Grotesk, Montserrat, Lato и т. Д. Он отлично отображается в браузере с хорошей читабельностью.
3. Montserrat
Источник: Google Fonts
Примеры использования примеров: http://www.dangblast.com/ , http://hansonwu.com/howtoordereggs/#/
Рекомендуется для: интересных веб-сайтов, он создает величественный, но забавный вид
Описание: Этот шрифт поставляется в трех вариантах и напоминает модернистский стиль начала 20-го века, однако он выглядит менее формальным, чем, скажем, Futura. Montserrat действительно сияет для коротких кусков всех шапок и геометрической простоты букв. В нижнем регистре, Montserrat, все еще довольно приятный шрифт с красивой большой высотой x и намного большим характером, чем Arial или Helvetica.
4. Playfair Display
Источник: Google Fonts
Примеры использования примеров: http://adrien-heury.net/designers-checklists/ http://mondaymusic.es/en , https://www.craftedbygc.com/ https://hoodzpahdesign.com/
Рекомендуется для: Это в основном тот, который подходит всем и создает чувство доверия. Он может использоваться как для модульных, так и для традиционных сайтов.
Описание: Это шрифт с засечками с красивыми кривыми и хорошо закругленными углами, который подходит как для традиционных, так и для современных веб-сайтов. На дизайн влияют шрифты с середины до конца восемнадцатого века, такие как Baskerville. Это отличный шрифт для заголовков и заголовков (особенно красивый курсив), однако для длинных фрагментов копии тела тонкие, высококонтрастные штрихи могут затруднять читаемость, особенно при использовании меньших размеров.
5. Avenir
Источник: Веб
Примеры использования примеров: https://playcharms.com/en/
Рекомендуется для: Наиболее подходит для футуристического чувства. Он похож на минимальный, футуристический контент и создает экологически чистые веб-сайты.
Описание: Название Avenir означает «Будущее» на французском языке, и это минимальный и модульный шрифт без засечек, используемый во многих сайтах, что дает футуристический взгляд на дизайн. Используйте жирный и лишний вес Avenir для акцента с легкими, книжными и средними весами.
6. Bebas Neue: дополнительный шрифт, который мы не могли бы указать
Источник: Веб
Примеры использования примеров: https://www.craftedbygc.com/ http://www.theqcamera.com/http://ekpesbookclub.com/
Рекомендуется для: Для стандартных, но прочных и стильных макетов.
Описание: Это красивый сгущенный шрифт, который выглядит очень стандартным и стильным.
Хотя типография не такая яркая, как анимация или HD-изображения, они, тем не менее, являются неотъемлемой и мощной частью каждого дизайна. Они могут быть смелыми, привлекать внимание к обмену сообщениями, или, тонко, привлекать внимание к другим элементам на экране. В любом случае, мы все можем согласиться, так это то, что типография так или иначе улучшает дизайн в целом.
Обзор самых популярных шрифтов, используемых в дизайне
Коммуникация играет важную роль в любом дизайне: наружная реклама, контекстные объявления, сайты, оформление мобильных приложений и многое другое. Поскольку грамотно выстроенная связь с пользователем позволяет добиться поставленных задач, необходимо знать о существующих разновидностях шрифтов и суметь правильно его выбрать.
Какие виды применяют
Шрифт — это необходимый элемент любого современного дизайна, с помощью которого можно быстро подчеркнуть важную информацию и обратить внимание пользователя на рекламный посыл. Как показывают исследования, грамотный выбор гарнитуры позволяет увеличить продажи продукции и развить состоятельность бренда.
От шрифта зависит то, насколько быстро клиент сможет усвоить подаваемую информацию. Для этого обычно используется показатель читабельности — процентное соотношение визуальных характеристик гарнитуры. Шрифты, обладающие низким уровнем читабельности, способны навредить дизайну и самой компании.
Сегодня существует большое разнообразие различных шрифтов, которые отличаются уникальными особенностями функционального и визуального характера. При разработке рекламного объявления, сайта, креатива для социальных сетей и многих других типографических элементов, необходимо обращать внимание на правильный выбор гарнитуры.
Идеальный шрифт должен обладать следующими характеристиками:
- уникальность и запоминаемость;
- читабельность или разборчивость;
- возможность использования на любых платформах;
- возможность быстро передать характер бренда.
Для более правильно выбора шрифтовой композиции, необходимо определиться с так называемой «типографической психологией» — уникальными и отличительными чертами, присущими тому или иному шрифту.
На практике различают 6 основных типов гарнитуры:
- С засечками или Serif. Наиболее старый вариант типографического оформления, появившегося в XV веке. Подобный текст в дизайне визуально воспринимается более традиционным и классическим, а также заслуживающим доверие. Зачастую используются компаниями, которые желают передать чувство традиционности и неизменности: Forbes, Zara, Guinnes.
- Без засечек или Sans-serif. Поскольку данная категория появилась значительно позже (XIX век), оформленный текст воспринимается более современным. Отличается простотой и лаконичностью за счет отсутствия засечек. Пользуется широкой популярностью у разнообразных компаний, вне зависимости от сферы.
- Брусковые или Slab-serif. Отличительное свойство брусковой разновидности — это более ярко выраженные засечки, обладающие прямоугольной формой и отсутствием округлений. Визуально выглядят более смелыми и грубыми, при этом в некотором смысле — причудливыми. Разновидность показывает высокую эффективность в дизайне компаний с многолетней историей.
- Рукописные или Script. Главной целью этого семейства является полное или частичное копирование написания текста от руки. Отличается уникальностью и элегантностью, а также внешними штрихами, с помощью которых символы соединяются между собой. Выглядит своеобразно, потому в современном дизайне используется относительно редко. Исключением являются компании Ray Ban, Esquire, Instagtam.
- Акцидентные или Display. Наиболее разнообразная разновидность типографического оформления. В данную категорию относятся любые гарнитуры, в которых отмечаются оригинальные формы, пропорции или начертания. Визуально отличаются драматичностью, характерностью и высоким показателем стилизованности. Специалисты в сфере дизайна советуют применять акцидентные семейства с большой осторожностью. Примеры компаний: РЖД, Fila и
- Леттеринг. Характеризуются максимальной художественной выразительностью. Каждый элемент данной шрифтовой композиции отдельно вырисовывается дизайнером, что позволяет добиться уникальности. Хороший вариант для тех брендов, которые хотят показаться клиенту неформальным и близким по духу.
Исходя из вышеописанных характеристик, дизайнером подбирается категория, в зависимости от основных целей и задач оформления. В каждой подгруппе существует большое разнообразие гарнитур, отличающихся уникальными визуальными и функциональными особенностями.
Рассматривание гарнитуры в качестве основного графического элемента — это путь к созданию уникального оформления. Многочисленные компании не боятся экспериментировать с шрифтовой композицией, добавляя новые паттерны и изменяя имеющиеся.
В современном дизайне также эффективно использовать вариативность — сочетание сразу нескольких гарнитур. Опытному и квалифицированному дизайнеру необходимо знать об основных правилах начертания, экстраполяции и промежуточных диапазонах.
Garamond
Семейство Garamond отличается уникальными засечками, характерными для шрифтов старой школы. Прототипом гарнитуры стали рисунки Клода Гарамона. Активно используется в журналах и книгах с XVI века.
Уникальными характеристиками шрифта является умеренная контрастность и широкие строчные символы. Вертикальные и круглые элементы пересекаются под небольшим углом, из-за чего пространство между буквами и знаками визуально выглядит более светлым, свободным. Шрифт легко считается при наличии мелких кеглях.
Чтобы быстро отличить шрифт Гарамон от других разновидностей, необходимо обратить внимание на засечки классической гарнитуры: W словно создана из двух символов V, литера A характеризуется высокой перекладиной, Т при этом слегка наклонена. Шрифт также обладает выносными элементами, — характерный атрибут для старых типографических символов.
Наиболее популярные разновидности гарнитуры:
- Garamond Original. Создан немецкой организацией D.Stempel AG на основе исторических рисунков популярного французского пуансониста Клода Гарамона. От остальных версий отличается угловатостью и темными оттенками. Отлично подходит для текстовых кеглей, потому используется в самых разнообразных типографических работах.
- Garamond Adobe. Выпущен типографическим дизайнером Робертом Слимбахом в 1989 году на правах технологической компании Adobe. Отличается лаконичными формами и минимализмом. Вариант наиболее часто используется средствами массовой информации. Назван лучшим шрифтом после Helvetica независимыми немецкими исследователями.
- Garamond ITC. Разработан дизайнером Тони Стэном в 1975-1991 году. Права на использование принадлежит известной топографической компании International Typeface Corporation. Характеризуется ярко выраженными строчными знаками с апрошами и большим количеством различных начертаний, отличающихся по пропорциям и насыщенности. Часто используется в дизайне упаковок, брошюр, наружной рекламы и каталогов.
Uni Sans
Семейство Uni Sans отличается полным отсутствием засечек. Создан Светом Симовым — основателем компании Fontfabric, которому помогали типографические дизайнеры Василий Станев и Ани Петрова.
В семейство включено 14 различных начертаний, из которых 7 гарнитур являются вертикальными, остальные — курсивными. За счет отличительной разборчивости, Uni San пользуется широкой популярностью в печатном дизайне и графическом оформлении множества сайтов, социальных сетей.
Шрифт характеризуется высокой степенью проработки геометрического рисунка, хорошо оптимизированным кернигом, а также значительной производительностью и читабельностью в веб-проектах. Отлично подходит для логотипов, плакатов и анимированных изображений.
Акцидентная гарнитура показывает высокую эффективность при оформлении заголовков, вне зависимости от размера и ширины, а также для небольших текстовых блоков. Обладает толстым и тонким начертанием, что позволяет добиться высокой степени лаконичности и строгости.
Open Sans
Отличительная особенность типографического семейства Open Sans — это гарнитуры с прямыми штрихами, в которых отсутствуют засечки. Разработан ведущим дизайнером Стивом Мэттисоном по заказу технологической компании Google. Отличается хорошей читабельностью в мобильных приложениях, сайтах и печатных материалах.
Особенности дизайна практически совпадают с шрифтовой композицией Droid Sans, за исключением курсивных разновидностей и высокой ширины символьного ряда. Шрифт поставляется с помощью открытого лицензирования. Один из наиболее распространенных вариантов в современном веб-пространстве.
Типографическое семейство завоевало широкую популярность среди пользователей за счет применения в так называемом «плоском дизайне». По умолчанию, шрифт установлен в браузере Mozilla Firefox и стартовом макете WordPress. Используется мессенджером Telegram.
Raleway
Элегантный шрифт, относящийся к семейству, не имеющему засечек. Шрифт Raleway был разработан дизайнером Мэттом Макинерни в 2012 году. Первоначально Raleway имел девять начертаний, но со временем были разработаны дизайнерами дополнительные начертания и увеличены до 18 штук. Шрифт стал популярным в 2015 году и широко используется в оформлении заставок, в брендинге, в презентациях и даже титрах.
В наборе представлены различные вариации начертания цифр, символов, диакритических знаков. Имеются различные стили написания (Black, Medium, Italic, Extra Light и другие). Помимо прочего в наборе представлена внушительная языковая база, включающая в себя более сотни латинских языков и более пятидесяти кириллических (включая русский язык).
Fira Sans
Шрифт без засечек Fira Sans был разработан германским типографом Эриком Шпикерманном. Fira Sans был разработан специально для использования Firefox OS.
Гарнитура находится в свободном доступе и пользуется популярностью, поскольку имеет шестнадцать начертаний различной жирности. Потому пользователи его охотно используют как в заголовках и подзаголовках, так и при написании основного текста.
DIN Pro
Шрифт DIN Pro был разработан примерно в 2009 году голландским типографом Альбертом-Яном Пулом. Представленная разработка входит в коллекцию FF DIN super. Представленный шрифт отлично подходит для рекламы, брендинга. Часто его можно встретить на упаковках продуктов, на уличных плакатах и вывесках. Редакционные издания часто пользуются именно этой гарнитурой.
Среди преимуществ данного шрифта можно отметить множество различных начертаний (Light, Medium, Bold, Black). Также предусмотрено начертание курсивом (Italic). В наборе представлено множество полезных опций и функций: написание индексов, дробей, стилистических знаков, облицовочных фигур. Предусмотрено написание слов и символов как на латинице, так и на кириллице.
Avenir Next Cyr
Гротескный Avenir Next Cyr относится к семейству Avenir. Данная гарнитура была создана в конце XX века японским дизайнером Акирой Кобаяси. Avenir Next Cyr нашел свое применение в приложениях, логотипах, печатной продукции. Многие крупные компании используют представленный шрифт для публикации логотипов и баннеров. Разработчики мобильных устройств, например, компания LG использует именно этот дизайн.
Гарнитура включает в себя различные стили, различаемые по толщине написания: ultra light, regular, demi bold, heavy и другие. Для каждого стиля предусмотрен курсив. Avenir Next Cyr представлен обширным набором глифов, к которым можно отнести надстрочные и подстрочные знаки, минускульные цифры, лигатуру. Набор поддерживает латинские, кириллические и греческие символы.
San Francisco
San Francisco считается бесплатной шрифтовой гарнитурой гротескного типа. Шрифт активно используется компанией Apple, чтобы тексты в маленьком кегле было удобно читать. Даже пользователи с маленькими девайсами смогут беспрепятственно различать написанное на экранах гаджетов. Шрифт, разработанный компанией Apple, имеет несколько вариаций для использования. Есть San Francisco для iOS/Mac и для Apple Watch. При этом отличия незначительные.
Есть два подсемейства гарнитуры San Francisco: Display и Text. При этом San Francisco Text предназначен для работы с текстами в меньшем кегле, а Display – для текстов в большем кегле. Представленный шрифт можно бесплатно установить на свой гаджет. Шрифтовая гарнитура San Francisco поддерживает кириллицу и латиницу. Использовать San Francisco в коммерческих целях без согласия Apple запрещено.
Geometria
Geometria относится к неординарным шрифтам. Был разработан в 2013 году дизайнерами Вячеславом Кириленко и Гаянэ Бандасарян. Шрифтовая гарнитура Geometria относится к рубленым шрифтам без засечек. Шрифт довольно строг, имеет классический вид (в чем-то схож с американской стилистикой XIX века), в то же время имеет уникальные, динамичные черты. Наглядно представленный шрифт можно встретить на визитках, календарях, презентациях.
Гарнитура Geometria имеет шестнадцать вариаций написания (Thin, Italic, Heavy, Extra Black и другие). К каждому начертанию идет дополнительно курсив. Набор включает в себя не только цифры и буквы, но и знаки валюты, альтернативные глифы, экспериментальные лигатуры. Поддерживает 72 языка (в том числе русский язык).
Pragmatica
Представленная гарнитура была разработана и представлена фирмой ПараТайп (ПараГраф). Шрифт Pragmatica разрабатывался на протяжении нескольких лет (1989 – 2004 года) дизайнерами Ольгой Чаевой и Владимиром Ефимовым. Pragmatica активно применяется в книжно-журнальной продукции и рекламе.
Гарнитура имеет различные начертания: базовые были созданы в 1989 году Ефимовым, а дополнительные разработала дизайнер Чаева Ольга. К распространенным начертаниям можно отнести: Bold, Condensed, Italic, Extra Light.
Каждый набор включает в себя различные инструменты и функционал (альтернативные знаки, лигатуры и другие системы символов и начертаний).
Zona Pro
Шрифтовая гарнитура Zona Pro была разработана греческим типографом и дизайнером Костасом Бартсокасом. При создании шрифта греческий типограф руководствовался геометрическими стилями 1920 годов. Формы шрифта получились легко и удобно читаемыми. Zona Pro идеально подойдет для создания логотипов, брендинга, различных заголовков, написания основного текста.
На данный момент в семействе Zona Pro представлены шестнадцать начертаний, два из которых можно приобрести бесплатно. Среди популярных начертаний, можно отметить следующие: Ultra, Hairline, Thin, BoldItalic, Black и другие. Предусмотрено множество символов, знаков. Используются как латинские, так и кириллические символы.
К гротескному семейству шрифтов относится Auch, который был разработан турецким дизайнером Murat Yüksel. Шрифт Auch – необычайно красивый и уникальный, поддерживает как строчные, так и прописные буквы, спецсимволы и цифры. Широко применяется в брендинге, при создании логотипов, изготовлении инфографики и просто в заголовках. Также представленный шрифт можно увидеть на витринах магазинов, в названии веб-сайтов, а также на баннерах.
Гротескная гарнитура Auch имеет три степени начертания, в зависимости от толщины букв. Шрифт подходит для написания как латинских, так и кириллических знаков. Преимуществом Auch является то, что его можно использовать как для личных, так и для коммерческих целей. При этом не требуется просить разрешения у разработчика и дизайнера.
Colus
Замечательный и бесплатный шрифт Colus можно приобрести бесплатно. Основателем Colus стал шрифтовой дизайнер Стэн Парталев совместно с фирмой Fontfabric. Говорят, что при создании гарнитуры Colus дизайнер вдохновлялся античными надписями, высеченными на камнях и деревянных стенах. Необычный шрифт в стиле антиква будет органично смотреться в качестве заголовков, на логотипах и визитках. Colus можно использоваться как в личных, так и в коммерческих целях.
Гарнитура Colus поддерживает множество языков и алфавитов, в том числе русский язык. Шрифт настолько уникальный и оригинальный, что не имеет каких-либо начертаний, да они были бы лишними. В набор входят различные символы, написанные кириллицей и латиницей, символы валют, диакритические знаки, буквоподобные символы и даже геометрические фигуры.
Averta
Изящным и приятным шрифтом считается Averta, разработанная греческим дизайнером Костасом Бартсокасом. Данная гарнитура содержит в себе черты как американские, готические, так и европейских гротесков.
Представленный шрифт придаст элегантность любому проекту. Поэтому Averta часто используют блогеры в своих постах, а также веб-дизайнеры. Гарнитура будет хорошо смотреться в качестве заголовков и подзаголовков, также в качестве основного текста.
Forum
Необычным и привлекательным считается шрифт Forum, который был разработан российским шрифтовым дизайнером Денисом Машаровым. Forum относится к шрифтам стиля антиква, поскольку ему присущи классические «римские» пропорции, сочетания округлых и прямых линий. Гарнитура Forum подходит для использования инфографики, применяется в брендинге, подходит для создания логотипов, вывесок, используется при создании заголовков и подзаголовков.
Представленный шрифт имеет одно начертание – Regular. В наборе представлено множество символов, знаков и прочих обозначений. Поддерживает множество языков и алфавитов, в том числе латиницу и кириллицу.
Как научиться правильно подбирать шрифт
Подбор шрифтов дело не простое и требует специальных знаний и навыков. Помочь освоить данную науку может курс от Skillbox «Шрифт в дизайне».
Данный курс подойдет как начинающим, так и практикующим дизайнерам. Обучение будет полезно для тех, кто желает узнать все тонкости подбора шрифтов в дизайне, а также подробней узнать о микротипографике, ее применении.
Чему можно научиться на курсе:
- разбираться в тонкостях шрифта, его разновидностях;
- подбирать и составлять шрифтовые пары;
- делать выборку шрифтов в зависимости от проекта;
- различать платные и бесплатные шрифтовые системы;
- овладеть знаниями о микротипографике;
- освоить современные шрифтовые технологии;
- подробней изучить знаки и символы, узнать, куда их можно применить.
Обучение проходит в онлайн-режиме. Продолжительность обучения составляет три месяца. Программа включает подробное изучение десяти тем, посвященных шрифтам. В программу входят видеоуроки, выполнение домашних заданий, общение с преподавателем, который даст полезные советы, исправит ошибки. Преподавателями будут выступать известные шрифтовые дизайнеры (Королькова Александра, Голуб Дмитрий, Недашковский Николай и другие).
После окончания учебы необходимо будет защитить дипломный проект. При успешной защите студенту будет выдан диплом, подтверждающий прохождение курсов от Skillbox.
Преимущества:
- обучение в удобном онлайн-формате (студент самостоятельно выбирает время для занятий);
- после оплаты обучающийся получает доступ к учебным материалам на неограниченное количество времени;
- выполнение самостоятельной работы и общение с куратором поможет закрепить теоретические знания;
- возможность оплаты в рассрочку.
Недостатки:
- нет помощи в трудоустройстве;
- достаточно высокая оплата.
Полезное видео
Какие шрифты популярны в 2021 году:
Заключение
За счет правильного выбранного семейства шрифтов, дизайнер может добиться высокой читабельности, оптимизации и удобства использования интерфейса. Неправильно подобранная гарнитура способна навредить дизайну и проекту в целом.