Что убрали из егэ по обществознанию 2022

ЕГЭ-2022 по обществознанию упростят

Время написания одного из самых популярных ЕГЭ — по обществознанию — увеличат в 2022 году. Об этом в рамках онлайн-консультаций Рособрнадзора объявила руководитель комиссии по разработке КИМ (контрольных измерительных материалов) ЕГЭ по предмету Татьяна Лискова.

«Сейчас у нас прошло обсуждение проекта [изменений КИМ ЕГЭ]. <…> Дети волнуются. У них еще только идет учебный год, а они уже обеспокоены, как и родители, учителя. Мы в этой ситуации остаемся приверженцами того, что этого времени хватит. Но мы сейчас принимаем решение, сколько добавить [минут]. Безусловно, это будет больше, чем в проекте, который мы предлагали», — сообщила Лискова.

Составитель экзамена также объяснила, почему в проекте ЕГЭ по обществознанию на 2022 год сначала было сокращено время — с 235 до 180 минут. По словам Лисковой, основная часть времени уходила на мини-сочинение. Дети писали его не 45 минут, которые отводились на него, а 1,5-2 часа. У ребят были работы по 12-14 листов, встречались и на 22 листа.

По данным плана изменений ЕГЭ-2022, опубликованного в августе Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ, учредитель — Рособрнадзор), пока уменьшение времени предполагается в экзамене по истории (с 235 до 180 минут), по иностранному языку — его увеличение (на письменную часть отводится 3 часа 10 минут, устную — 17 минут).

ЕГЭ по обществознанию 2022: обзор перспективной модели

Всем привет! Те, кто давно пользуется моим Образовательным ресурсом, знают, что я обычно делаю обзор проектов КИМов (контрольно-измерительных материалов) в августе, когда, собственно, они и выходят. Между тем ФИПИ решил выпустить перспективные модель к ЕГЭ по обществознанию 2022 вот сейчас &#8212; в декабре 2020 года.

Понятно, что, они будут дорабатываться и изменяться. Но 10-классникам уже сейчас надо представлять, к чему готовиться. Все новшества разобраны в этом видео:

Кстати, я уже на своих курсах подготовки обновил уроки, в которых рассказал, как именно надо решать задания ЕГЭ 2022 по обществознанию на максимальные баллы. Вы можете узнать это прямо сейчас:

Краткая суть

Во-первых, как и в ситуации с ЕГЭ по истории 2022, ФИПИ опубликовал демоверсию теста, спецификации и не опубликовало кодификатор тем. Очевидно, что школьная программа не меняется, поэтому смысл их публиковать?

Во-вторых, убрано две части. Теперь, с 2022 года в экзаменационной работе будет только 1 часть, в ней будет 23 задания, вместо 29, как сейчас.

В-третьих, в демоверсии теста все будет перемешано. Экзаменационная работа будет состоять из о 23 заданий: задания с вариантами ответа поставлены вперемежку с заданиями с развернутыми ответами. Сам тест вообще начинается с текста и с заданий к нему.

В-четвертых, некоторые задания, которые сейчас, в 2021 году, имеют варианты ответов, в 2022 году будут заданиями с развернутым ответом. Это касается заданий с графиком на спрос и предложение, а также задания с диаграммой.

В-пятых, по всей видимости, никакого сочинения на ЕГЭ 2022 по обществу уже не будет. 23 задание &#8212; последнее представляет собой условие &#8212; составить сложный план на данную тему и дать объяснения понятий, а также привести примеры.

В-шестых, обществоведческие задачки сохраняются.

В-седьмых, в спецификациях видно, что вторая часть по баллам будет оцениваться на большее количество баллов, чем первая &#8212; не намного, но больше.

Как готовиться?

Готовиться надо, как и раньше &#8212; заранее. Это залог успешной сдачи экзаменов. Рекомендую готовиться по нашему курсу подготовки: каждый, кто прошел наш курс от начала и до конца, сдал ЕГЭ по обществу на 90+ баллов. Такова наша уникальная система подготовки!

Кстати, я уже на своих курсах подготовки обновил уроки, в которых рассказал, как именно надо решать задания ЕГЭ 2022 по обществознанию на максимальные баллы. Вы можете узнать это прямо сейчас:

Новые задания и подводные камни ЕГЭ по обществознанию 2022 года

В этом году разработчики ФИПИ внесли ряд изменений в демоверсии ЕГЭ. Сегодня наш блогер, учитель Александр Чернышев, объясняет, как готовиться выпускникам, чтобы выполнить новые задания в ЕГЭ по обществознанию.

Задание № 23. Важны поправки в Конституцию

Только-только я порадовался за выпускников 2022 года из-за того, что им не придется писать мини-сочинение по высказываниям российского президента, которые регулярно стали появляться в вариантах экзамена где-то с 2017 года. Я в прошлом году на «Меле» даже поделился лайфхаком «Как написать сочинение по обществознанию, если дана цитата Путина».

Но, видно, рано радуемся. Разработчики заданий включили в новое задание № 23 термин, которого нет (видимо, пока нет) в учебниках федерального перечня. Это термин «социально-ценностная конституция». Разработчики заданий обеспокоены тем, как выпускники осваивают роль гражданина Российской Федерации.

Вот что они сообщают нам, учителям, в новых «Методических рекомендациях…»: «Почти четверть выпускников 11 класса не понимает таких основ конституционного строя Российской Федерации, как социальное государство, идеологическое многообразие, светское государство. Многие экзаменуемые не понимают смысла п. 3 ст. 38 Конституции Российской Федерации: „Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях“ и п. 4 ст. 43: „Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования“. Более трети участников ЕГЭ, выполнявших соответствующие задания, даже не знает о таких конституционных обязанностях гражданина России».

Поэтому, надо полагать, и появилось это задание. И если вы думаете, что такую характеристику придумали наши известные разработчики Т. Лискова и О. Котова, вы глубоко заблуждаетесь. Они всего лишь взяли её, не указывая авторства, из цитаты… о, нет, не президента России! Вот он, источник для этого задания. «В России появился основной закон нового типа — социально-ценностная Конституция. Она защищает не только человека, но и идеалы российского народа. Это значит, что мы получаем нерушимое основание для уверенности в будущем», — рассказала сопредседатель рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию России Талия Хабриева. Запомним это имя (стоит пройти по ссылке, ибо указанный источник реально помогает выполнить это задание).

Итак, теперь на ЕГЭ появилось специальное задание с развернутым ответом, для которого нам придется выучить все поправки в конституцию, принятые прошлым летом, и обосновывать их значимость. В наших учебниках этого пока нет.

Я не буду здесь воспроизводить ответ на задание из ключа. Читайте сами новую демоверсию. Добавлю только, что никто от нас не ждет собственного мнения и оценки принимаемых в нашей стране законов, мы должны только подтверждать, а не опровергать, и разработчики специально подчеркивают:

«Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространенное предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации (это означает, что нужно писать только то, что есть в тексте Конституции РФ.)

Правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания (от участника экзамена требуется не бессмысленное зазубривание, а знание и понимание того, что записано в Законе высшей юридической силы)».

Задание № 25. Заменило мини-сочинение

И на том спасибо. Осталось разобрать новое задание, которое заменило мини-сочинение (бывшее задание 29). Речь идет о задании 25, которое теперь носит более задачный характер и не требует, как сочинение, связного изложения. По словам разработчиков, «все требования к заданию 25 пошагово прописаны в его условии. Обучающемуся/выпускнику и педагогам просто необходимо им следовать». Чтобы получить максимальные четыре балла, нужно дать всего пять элементов ответа.

Теперь у школьника и выбора-то не остается, ведь прежнее задание 29 было альтернативным. Более того, новое задание стало составным, привязано к теме сложного плана (задание 24), но проверяется отдельно и не требует строго выполнения его в паре с ним.

Так что, если вам попадется сложный план по политическим партиям, то и задание 25 тоже будет требовать иллюстрацию примерами определенного аспекта, так или иначе связанного с партиями. Таким образом, от выпускника будет требоваться:

  • обоснование некоего теоретического положения, что в общем-то делали и в мини-сочинении;
  • ответ на вопрос;
  • и, по всей видимости, не менее трех примеров (в мини-сочинении, напомню, тоже требовалось приводить не менее двух примеров, иллюстрирующих теоретические положения, да еще из разных источников).

Про источники для примеров, кстати, в новом задании ничего не сказано. Но мы их знаем из прежнего задания 29. Что напрягает? Отсутствие внятного ключа к ответу. Ни своего обоснования, ни ответа на вопрос, ни вариантов с примерами разработчики заданий не дают.

«Задание, — пишут они в „Методических рекомендациях…“, — оценивается по обобщенным критериям: содержание примерного ответа не прописывается, тем самым сохраняя преемственность с мини-сочинением и оставляя простор для творчества».

А следовательно, остается и простор для субъективной проверки экспертами

Что делать ученику? Как избежать, простите, «отсебятины» и не потерять заветные баллы? Думаю, за обоснованием теоретических положений мы обратимся к учебникам строго из федерального перечня. Например, задание из демонстрационного варианта требует обосновать необходимость политического многообразия в демократическом обществе.

Где может содержаться ответ? В теме про политические режимы. Но обычно демократическому режиму посвящается отдельный параграф в учебнике. Также на помощь приходит параграф о политических партиях. Школьникам в учебниках, как правило, предлагается информация о «плюсах» и «минусах» многопартийной системы или задается задание самим заполнить соответствующую таблицу на основе прочитанного и принять участие в обсуждении. В учебнике от издательства «Русское слово» мы читаем: «Двухпартийные и многопартийные системы возникают в демократических обществах, где уважаются политические права граждан, в том числе право создавать организации для защиты своих интересов и избирать своих представителей в государственные органы». Обратите внимание, что обоснование необходимо давать в одном или нескольких предложениях (отдельные слова и словосочетания не оцениваются).

Итак, выход какой? Чтобы обосновать на экзамене теоретическое положение, не пропускайте предлагаемые в каждом параграфе вопросы и задания и находите на них ответы прямо в учебнике.

А что можно добавить к обоснованию необходимости политического многообразия, многопартийности в демократическом обществе, кроме того, что мы уже выписали учебника? Думаю, лучше об этом высказался наш президент сразу оглашения официальных результатов выборов в Государственную думу. Он отметил, что состав Думы определили граждане России, «реализовав свое конституционное суверенное право».

О каком конституционном праве граждан говорит президент? Подтвердите соответствующей статьей Конституции РФ. Почему для президента важно, что в выборах приняло участие больше половины избирателей страны? Президент считает, что роль Госдумы в соответствии с обновленной конституцией значительно возросла. Подтвердите это положение соответствующими статьями Конституции РФ. О каких функциях политических партий говорит президент России? Что он имеет в виду, говоря о «высоком статусе парламентских партий»? Почему для президента важен факт, что «впервые после выборов 1999 года в Думе будет больше четырех фракций»?

Если вы уверенно ответите на эти вопросы, вы будете лучше представлять модель нового задания ЕГЭ, вопросы и требования которого обращаются к реалиям современного российского общества и государства.

Учить — недостаточно. Надо разбираться в повестке

Направленность экзамена меняется. Разработчики заданий хотят, чтобы школьники лучше ориентировались в реальных условиях российской действительности, и отмечают: «Вопросы и требования задания 25 конкретизируют отдельные аспекты заданной темы (пункты плана), в том числе применительно к реалиям современного российского общества и государства».

В Рособрнадзоре объяснили, как будет меняться модель экзамена: «Во главе угла этих стандартов не просто знание правил, фактов или формул, но их практическое применение. Акцент сделан на „то, что школа должна научить ребенка систематизировать, анализировать информацию, отбирать и комбинировать данные, делать на их основе прогнозы и выводы, рассуждать“», — подчеркнули в ведомстве.

Ну, а мы, учителя, похоже, обречены ловить на лету сигналы от всякого рода приближенных к главному должностному лицу государства экспертов. В конце концов, ничто не мешает разработчикам заданий продолжать цитировать нашего президента, не указывая прямо его фамилию, в других заданиях вместо ушедшего в прошлое мини-сочинения.

Что все это означает? Успешная сдача экзамена по обществознанию зависит от того, насколько широк кругозор выпускника, интересуется ли он тем, что происходит в стране и в мире, старается ли следить за событиями, умеет ли анализировать источники информации помимо учебника. Мне кажется, это позитивные изменения.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *