Что является причиной развития иммунодефицита егэ биология

Что является причиной развития иммунодефицита егэ биология

Задания Д7 № 7231

Выберите два верных ответа из пяти. Какая болезнь человека — результат генной мутации?

1) синдром приобретенного иммунодефицита

Дальтонизм и фенилк ет онурия – врожденные (наследственные) генные болезни, обусловленные генными мутациями. Причиной дальтонизма является рецессивная мутация в половой хромосоме (Х-хромосоме), причиной фенилкетонурии является мутация в 12-й неполовой хромосоме (12-й аутосоме).

Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД), грипп и гепатит – ненаследственные вирусные заболевания.

Примеры генных болезней: 1) фенилкетонурия (нарушения обмена аминокислоты фенилаланина, приводящее впоследствии к развитию слабоумия); 2) галактоземия (нарушение обмена лактозы, приводящее к отставанию физического и умственного развития); 3) гипотериоз (врожденное нарушение функции щитовидной железы); 4) гемофилия (врожденное нарушение процесса свертываемости крови, возникают кровоизлияния); 5) дальтонизм (врожденное нарушение цветовосприятия); 6) серповидно-клеточная анемия (нарушение структуры гемоглобина и формы эритроцитов); 7) полидактилия (увеличение количества пальцев на руках или ногах); 8) синдром Марфана (патология соединительной ткани).

Вирус иммунодефицита человека и синдром приобретенного иммунодефицита

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Сформировать у учащихся необходимые знания о существующей проблеме современности – ВИЧ/СПИДЕ и личной ответственности за свое поведение.

Задачи урока: показать учащимся темпы распространения ВИЧ\СПИДА

Акцентрировать внимание учащихся на том, что более половины случаев ВИЧ\СПИДА в мире приходится на подростков и молодежь

Показать , что основными причинами ВИЧ- инфицирования подростков и молодежи является опасная поведенческая практика, включающая употребление наркотиков

Убедить учащихся, о необходимости раннего познания проблемы, что позволит правильно осознать опасность болезни и личную ответственность каждого человека за свое здоровье

Воспитать у учащихся ценностное отношения к своему здоровью, здоровью своих близких и человеческой жизни

Оборудование: компьютер, проектор, экран, плакаты


1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Создание позитивного настроения
Учитель. Добрый день, дети. Давайте поприветствуем друг друга (похлопаем в ладони). Спасибо, садитесь, пожалуйста. С каким настроением пришли сегодня на урок?
(Ученики поднимают карточки: Зеленая — хорошее настроение, синий — плохое, красный — тревожное настроение. Если много синих и красных карт, то учитель предлагает релаксацию с закрытым глазами под спокойную музыку.)
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКОВ.
♦ Выберите правильный ответ. (4-6 баллов)
1. Неклеточными формами жизни являются:
а) прокариоты; б) эукариоты; в) вирусы.
2. Впервые вирусы были открыты:
а) в XVIII веке; б) в XIX веке; в) в XX веке.
3. Жизненный цикл вирусов состоит из такого количества фаз:
а) 2; 6)3 в)4.
4. Размножение вирусов происходит:
а) в клетке хозяина; б) независимо от клетки хозяина; в) на поверхности клетки хозяина.
5. Оболочка вирусов состоит:
а) белков; б) углеводов; в) из липидов.
6. Вирусы содержат:
а) только РНК; б) только ДНК; в) ДНК или РНК.
7. Тип инфекции, когда вирусные частички не выходят в окружающую среду из инфицированных клеток:
а) острая; б) хроническая;в) скрытая.
8. У растений инфекции распространяются:
а) лимфой; б) ведущими тканями;в) корнем.
9. Специфические для каждого вируса защитные белки организма хозяина:
а) иммуноглобулины; б) интерфероны; в) гормоны.
10. Таежный энцефалит распространяется: а) кровососущими насекомыми; б)клещами; в) воздушно-капельным путем.
11. Комплекс процессов.которые происходят во время взаимодействия возбудителя (вирусов) и организма хозяина: а) инфекция; б) инвазия;
в) вакцинация.
12. Изоляция больных организмов от здоровых: а) инвазия; б) инфекция;
в) карантин.

♦ Вставьте пропущенные слова. (2 балла)
Бактериофаги__________, которые поражают_____________
У вирусов есть только ___вид нуклеиновой кислоты ДНК или____ . Вирусы — формы жизни, которые составляют отдельное_______ органического мира. Вирусы проникают в организм с пищей, через кожу,____или_____
путями. Примерами вирусных болезней можно назвать ___________,_________, и др.
Валеологическое упражнение на релаксацию
Декламирование стихотворения
Ты молод, но душа твоя болит — Твоя свеча еще не догорела.
А в сердце муки, кровь кипит — Здоровье отбирает СПИД.
Твои глаза полны страданий,
И спутать можно плоть и тень.
Ты не питаешь ожиданий,
Желанья меряешь на день.
Но если б раньше мог ты знать,
Что на земле найдешь ворота ада,
Ты смог бы направленье поменять— Возможно, не напился бы ада.
И даже находясь у огненных ворот, Лишь за тобой решение —
Иль ты шагаешь бездне в рот,
Иль молишь Бога о спасении.
Сообщение темы и цели урока
Проблемный вопрос

♦ Как защитить себя от ВИЧ/Спида?

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Информационное сообщение учителя «Вирус иммунодефицита человека и синдром приобретенного иммунодефицита» (презентация)
Как известно, СПИД — одна из важнейших проблем, с которой столкнулось человечество в XX веке и с которой мы вошли в XXI. Впервые о СПИДе заговорили в 1981 году, и уже более 30 лет эта аббревиатура не сходит со страниц газет и журналов. От Спида уже умерло более 16 млн человек, зарегистрировано более 36 млн ВИЧ — инфицированных. Регионы мира, где ситуация с заболеванием на СПИД является самой тяжелой, — это Африка, Юго-Восточная Азия и Северная Америка. В России к регионам с наибольшим распространением Спида относятся Москва, Сантпетербург.а также Республика Крым. Среди пораженных Спидом людей есть не только взрослые, но и дети. Тысячи лабораторий во всем мире разрабатывают средства борьбы со Спидом. Уже созданы препараты, которые позволяют затормозить развитие болезни. Некоторые ученые считают, что в ближайшее десятилетие будет найдено лекарство от этой болезни, но пока что единственным надежной защитой от Спида является соблюдение правил личной безопасности.
Упражнение «Мозаика»
Учитель. Вспомним понятия ВИЧ и СПИД. Как они расшифровываются? (Вывешивает на доску большие буквы, слова и объяснения.)
В — вирус (возбудитель заболевания);
И — иммунодефицита (отсутствие иммунной реакции организма);
Ч — человека (может быть только у человека);
С — синдром (ряд симптомов, указывающих на болезнь);
П — приобретенного (не наследственного);
И — иммунного (касается иммунной системы);
Д — дефицита (недостаток или нехватка).
Предложить учащимся после короткого обсуждения расшифровать аббревиатуры.
Это даст возможность предварительно оценить знания учеников и объяснить некоторые термины: «вирус», «иммунодефицит», «синдром»’и другие.

Продолжение рассказа учителя
ВИЧ — это вирус иммунодефицита человека, который развивается и размножается в организме человека и приводит к полной потере защитных сил организма и развитию Спида. СПИД — это синдром приобретенного иммунодефицита, то есть болезнь, вызванная вирусом. Вирусы являются возбудителями многих болезней, например гриппа, герпеса и даже некоторых видов рака. Для своей жизнедеятельности вирус должен проникнуть в живую клетку. В случае ВИЧ это иммунная клетка человека. СПИД развивается как конечная стадия болезни в организме человека, который вызывает ВИЧ. Инкубационный период от момента заражения ВИЧ до первых проявлений может быть как коротким, несколько недель, так и очень длительным — несколько лет. За этот период возбудитель Спида разрушает лимфоциты, что неизбежно приводит к глубоким изменениям всей иммунной системы больного человека.
Первыми, кто заболел СПИДОМ, были люди, которые входили в так называемую «группу риска»”. Это наркоманы, проститутки, гомосексуалисты, больные врожденной гемофи -лиею. Однако очень быстро вирус СПИДа вышел за пределы названных групп риска в основную популяцию населения. Согласно новым данным, которые обнародовало подразделение ООН по борьбе с ВИЧ/ СПИДом, темпы распространения инфекции среди молодежи в большинстве пораженных стран снижаются; исключение составляет только ситуация в Украине и России, где количество ВИЧ-инфицированных среди молодежи в возрасте от 15 до 24 лет все увеличивается.
Возможно ли вылечить эту страшную болезнь? К сожалению, нет!
На сегодня существует много лечебных препаратов для борьбы с инфекциями, обусловленными СПИДом, но они делают жизнь больных длиннее Также существуют некоторые лекарства, с помощью которых удается сдержать развитие ВИЧ-инфекции в организме человека, хотя они также не излечивают СПИД. Все усилия найти эффективные лекарства пока бесполезны. Возможно, это будет сделано в ближайшем будущем. А пока что вы должны знать способы передачи этого опасного заболевания, чтобы защитить себя.
Упражнение «Способы передачи ВИЧ»
Учащиеся получают листы с вопросами. Нужно пометить свои ответы в таблице крестиком в колонках «Да» или «Нет»
ВИЧ — вирус иммунодефицита человека передается: Так или.
Нет
1. Через рукопожатие
2. Во время половых контактов без презерватива
3. Через совместное с ВИЧ-инфицированным пользование верхней одеждой
4. Через сигареты, губную помаду
5. Через нестерильный медицинский инструмент
6. Через чихание или кашель
7. Через полотенца, мыло, мочалку
8. Во время татуировки и пирсинга
9. Во время переливания крови
10. Через посуду, пищу
11. В туалете
12. Во время плавания в бассейне
13. От инфицированной матери к ребенку
14. Совместное пользование иглами и шприцами для инъекций
15. Через денежные купюры, монеты
16. Половые отношения с использованием презерватива
17. Через контакт в общественном транспорте
18. Через объятия
После подведения итогов игры учащиеся обсуждают выполненное задание и делают выводы о способах заражения ВИЧ.
Учитель Спасибо. Вы видите, что не так уж много ситуаций, когда можно заразиться, но их нужно избегать, чтобы не заболеть.
Валеологическое упражнение на расслабление мышц рук и снятия усталости глаз Разотрите ладони рук и на минутку приложите их к глазам.
Учитель. СПИД является не только медицинской или биологической, но и социальной проблемой. Он стал суровой реальностью нашей жизни. В декабре 1991 года в России был принят Закон о СПИДЕ. Закон регламентирует права и обязанности ВИЧ — инфицированных, гарантирует им защиту. О чем говорится в законе?
Выдержки из Закона о СПИДЕ (презентация)
ВИЧ-инфицированные граждане обязаны:
1) принимать меры по предупреждению распространения инфекции;
2) регулярно проходить медосмотр.

ВИЧ-инфицированные граждане имеют право:
1) на гуманное отношение общества, исключающее унижение их чести и достоинства;
2) на сохранение в тайне сведений о состоянии своего здоровья, если условия Их жизни и труда не составляют угрозы для заражения других лиц;
3) на профессиональную деятельность по избранной специальности, за исключением работ, установленных специальным перечнем;
4) на медицинскую помощь в любом медицинском учреждении.
Предполагается уголовная ответственность медперсонала в форме лишения свободы на срок от 3 до 8 лет (ст. 108(3) и ст. 108(4) УК России) за заражение вирусом иммунодефицита.

IV. ОБОБЩЕНИЕ, СИСТЕМАТИЗАЦИЯ
И КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

Упражнение «Возможные причины инфицирования»
♦ Почему эта причина может привести к инфицированию ВИЧ? (Каждому ученику выдают одну причину.)
• Давление друзей относительно необходимости иметь опыт в половых отношениях.
• Скука.
• Отсутствие уверенности в себе.
• Стремление к риску.
• Страх отказа.
• Употребление алкоголя.
• Смена половых партнеров.
• Одиночество.
* • Убеждение в том, что с тобой ничего не случится.
• Отсутствие информации.
• Неуверенность в будущем.
• Эксперименты с наркотиками. :
Вывод. ВИЧ можно избежать. Нужно знать способы передачи и осознавать причины инфицирования.
Упражнение «Защити себя от СПИДА Работа парах
Ученики задают друг другу вопрос: «Как защитить себя от СПИДа?»
1. Принимать правильные решения относительно своего здоровье.
2. Избегать случайных половых контактов
3. Не употреблять наркотиков, алкоголя.
4. Помнить, что венерические болезни способствуют распространение ВИЧ, а потому их нужно срочно лечить.

V. РЕФЛЕКСИЯ
Участникам предлагают закончить предложения: «Мне было полезно. », «Я понял, что.
Учитель. Здоровье — это не все, что надо человеку, но если его нет, то человеку уже ничего не надо. Уважаемые дети, выводы. сделанные вами, являются важными не только для вас самих, но и для многих других людей, которые нуждаются в помощи в поисках собственной позиции. Следующее ваше задание — составить индивидуальные пожелания больным СПИДОМ на бумажных сердечках. № 1-2 (409-410) январь 2014 г.Прошу зачитать ваши пожелания.

Жизнь кратковременна, как звездопад,
Очень часто идешь невпопад.
И призыв Господа да будет с тобой:
«Живи в гармонии с Природой
и собой!»
Упражнение «Подари улыбку»
Американский психолог Дейл Карнеги в своей книге «Как завоевать друзей и повлиять на людей» так описывает эту эмоцию: «Она ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, и не делает беднее тех, кто ее дарит. Она длится мгновение, а в памяти иногда остается навсегда, ее нельзя купить, выпросить, одолжить или украсть, поскольку сама по себе она ничего не стоит, пока ее не отдали!» Вы догадались о чем идет речь? Да, это улыбка. Так подарите ее друг другу;
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Подготовить сообщение «В мире фактов» относительно ситуации по вопросам ВИЧ/СПИД в России.
Подготовить презентацию или стенгазету «Мифы и факты о ВИЧ/СПИД».
Творческое задание: написать сочинение «Жить рядом» (история жизни ВИЧ инфицированных людей)

Тест ЕГЭ Биология 11 класс Бесплатно Вирусы

Вирусы- мельчайшие микроорганизмы, совершенно не похожие на другие формы жизни.

Несмотря на свои крохотные размеры, они являются чрезвычайно опасными для всего живого и могут стать оружием более страшным, чем атомная бомба.

Вирусы являются неклеточной формой жизни, паразитируют внутри клеток других организмов.

Обнаружены вирусы были во второй половине XIX века при изучении ряда болезней животных и растений, имевших непонятную на тот момент природу.

По всем признакам заболевания от одного организма к другому переносились возбудителями, однако увидеть их в световой микроскоп, даже самый мощный на тот момент, никак не удавалось.

К таким заболеваниям относились оспа, грипп, бешенство, корь, чума собак, свиней и другие заболевания, над которыми на тот момент ломали головы ученые всего мира.

Долгие поиски возбудителей болезней оставались безрезультатными, пока в 1892 году русский ученый Д. И. Ивановский не сделал удивительное открытие, доказав существование разносчиков инфекции более мелких, чем все известные бактерии.

Для этого он использовал специальные фильтры с мельчайшими ячейками, через которые даже самая мелкая бактерия пройти не может. Д.Ивановский установил, что возбудитель мозаичной болезни табака без проблем просачивается с водой через такой фильтр.

Значит, он намного меньше хорошо изученных на тот момент бактерий.

Последующие исследования ученых позволили выявить и детально описать свыше 6 тыс. различных вирусов. Эти микроорганизмы присутствуют на нашей планете абсолютно везде и являются возбудителями четверти всех известных заболеваний.

Всем знакомо заболевание ОРВИ, его вызывают различные вирусы при попадании в органы дыхания.

Когда столкнетесь с ОРВИ, помните, что:

  • ваш организм сам победит инфекцию за несколько дней, а вы ему можете только помочь, принимая витамин С и препараты, стимулирующие иммунитет
  • лекарстване убиваютсам вирус, а употребляются только для устранения неприятных симптомов заболевания и для стимулирования иммунитета
  • антибиотики применять при ОРВИ совершенно бессмысленно, так как они уничтожают бактерии, а не вирусы

Победив вирус, ваш иммунитет приобретает к нему стойкий иммунитет на всю жизнь.

Но возможно повторно заболеть ОРВИ уже из за новых вирусов, которых на сегодняшний день известно более трехсот.

Теоретически, переболев каждым из них, вы сможете забыть об ОРВИ навсегда, однако хватит ли вам для этого всей жизни?

Строение вируса

Вирусы, в отличие от остальных микроорганизмов, имеют неклеточное строение.

Вирусы не могут жить и размножаться без клетки- хозяина.

Вирусы очень маленькие. Самые крупные из них не превышают размеров мельчайшей бактерии, а самые мелкие сравнимы с крупной молекулой.

Вирусы являются носителем генетического материала.

Вирусы состоят из:

  • нуклеиновой кислоты— ДНК или РНК
  • капсида и суперкапсида — это защитная оболочка вируса

Капсид- внешняя оболочка вируса, состоящая из белков.

Суперкапсид- дополнительная оболочка, покрывающая капсид многих вирусов. Суперкапсид построен из мембраны клетки- хозяина. Это своеобразная маскировка для вируса.

Вирусы очень избирательны и не могут поражать любые клетки, с которыми соприкасаются.

Например, возбудитель гепатита может размножаться только в клетках печени, а вирус бешенства – только в клетках центральной нервной системы.

По этой причине вирусные заболевания растений не страшны для человека, а инфекции людей не передаются растениям и насекомым.

Формы вирусов:

  • шарообразные (вирус гриппа)

44

  • палочкообразные (вирус табачной мозаики)

44

  • кубовидные (вирус оспы)

44

  • многоугольные (вставить рисунок), а также нитевидные вирусы

44

Не живые и не мертвые

Вирусы – живые микроорганизмы, так как:

  • могут размножаться, воспроизводя себе подобных
  • являются носителями генетической информации
  • способны мутировать (обладают изменчивостью)
  • эволюционируют и приспосабливаются к внешней среде

Вирусы нельзя считать полноценными живыми организмами, так как они:

  • не растут
  • не имеют клеточного строения
  • не могут жить без клетки-хозяина
  • не имеют метаболизма, т.е. внутри них не происходят какие-либо химические реакции, необходимые для поддержания жизни

Особое строение и поведение вирусов не позволяет отнести их ни к живым организмам, ни к неживой материи.

С момента их открытия ученые так и не смогли прийти к единому мнению в этом вопросе и предпочитают относить вирусы к особой, уникальной форме жизни.

Два состояния вирусов

Вирусы существуют в двух состояниях:

  • активном (репродуцирующимся)
  • не активном (покой)

Отдельные виды возбудителей кристаллизуются во внешней среде, что позволяет им достаточно долго сохранять свою жизнеспособность.

Например, при благоприятных условиях вирус полиомиелита живет без хозяина 2-3 месяца, а вирус ящера остается опасным на протяжении двух лет.

Активное состояние вируса начинается с момента проникновения в подходящую для его размножения клетку.

Малые размеры позволяют возбудителю легко просочиться через стенки вместе с межклеточной жидкостью и приступить к выполнению своей основной миссии – размножению.

Попав в новый «дом», вирус встраивает свой генетический код в код клетки, становясь с ней единым целым. После этого зараженная клетка начинает производить из собственных ресурсов части вирусов по «чертежам», предоставленным своим новым хозяином.

Таким образом, вирусы синтезируют собственные молекулы ДНК из нуклеотидов клетки-хозяина.

Выходит, что вирус присваивает чужую клетку себе!

Как вирус проникает и живет в клетке:

Судьба клетки зависит от типа вируса:

  • Одни клетки погибают и лопаются от большого количества изготовленных вирусов
  • Другие клетки производят новых возбудителей заболевания медленно и продолжают жить неполноценной жизнью достаточно долго

Иммунитет человека формируется за счет трех типов клеток:

  • Т-лимфоциты— клетки, которые первыми обнаруживают чужеродное вещество (вирус или бактерию)
  • B-клетки по команде Т-лимфоцитов вырабатывают антитела к чужеродному веществу, как бы ставя метку на нем, что этот микроорганизм «чужой»
  • фагоциты, или клетки-убийцы, уничтожают вирус или бактерию, если на них есть эти антитела

Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) поражает Т-лимфоциты, лишая их возможности дать команду В-клеткам на выработку антител, если нет антител, то и фагоциты не могут видеть вирус и уничтожать его.

Таким образом, вирус иммунодефицита человека не только сам размножается в клетках человека, но и открывает дорогу для бесконтрольного размножения других бактерий и вирусов, ведь иммунная система больше не защищает организм.

Именно ДНК или РНК у вируса является инфекционным началом вируса.

Существуют и другие механизмы взаимодействия вирусов и клеток.

Например, вирус иммунодефицита ВИЧ на основе собственной РНК синтезирует в клетке-хозяине вирусную ДНК, которая затем встраивается в ДНК человека и переходит в геном дочерних клеток.

Пока вирус осуществляет именно эту деятельность, зараженный чувствует себя абсолютно здоровым и не наблюдает у себя каких-либо проявлений болезни.

Спустя некоторое время генетический материал вируса начинает выделяться из генетического кода клетки и производить новые частицы инфекции.

Это и приводит к развитию такого заболевания, как СПИД.

При этом заболевании у человека перестает работать важнейшая функция – его иммунитет.

Организм превращается в лакомый кусочек для вирусов и бактерий, отдаваясь им на съедение без какого-либо сопротивления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *