Что читать для егэ

Список литературы для сочинения

В 25 задании ЕГЭ по русскому языку нужно использовать хотя бы 1 свой аргумент, взятый из художественной, публицистической или научной литературы. Чаще всего примеры приводятся из художественной литературы, поскольку именно эти произведения проходят на уроках литературы в рамках школьной программы.

Приведем примерный список литературы, аргументы из которого можно брать для обоснования своей точки зрения. Он составлен на основе произведений, из которых чаще всего приводятся аргументы при написании сочинения ЕГЭ по русскому языку. Список отсортирован по фамилиям авторов по алфавиту.

Стоит отметить, что данный список литературы не является строго определенным и носит лишь рекомендательный характер. Аргументы можно привести и из любых других произведений, главное чтобы они соответствовали основной проблеме текста. Также не обязательно читать все нижеприведенные произведения, достаточно для каждой темы, которой может быть посвящен текст, подготовить по 2 аргумента из некоторых произведений.

Список литературы для аргументов сочинения ЕГЭ по русскому языку

Автор Произведения
Л.Н. Андреев «Иуда Искариот», «Красный смех», «Петька на даче»
В.П. Астафьев «Царь-рыба», «Домский собор», «Изба», «Конь с розовой гривой», «Людочка», «Постскриптум», «Последний поклон»
И. Бабель «Конармия»
Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
В. Бианки «Рассказы о животных»
Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»
А. Блок «Двенадцать»
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Записки юного врача», «Роковые яйца»
И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Братья», «Темные аллеи»
В. Быков «Облава», «Сотников», «Дожить до рассвета»
Б. Васильев «А зори здесь тихие…», «Капля за каплей»
Ж. Верн «Двадцать тысяч лье под водой»
К. Воробьев «Немец в валенках»
Н. Галь «Слово живое и мертвое»
Е. Гинзбург «Крутой маршрут»
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», «Мертвые души», «Шинель», «Ревизор», «Страшная месть»
И.А. Гончаров «Обломов»
М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне», «Детство», «Мать», «Сказки об Италии», «Мои университеты», «Коновалов», «Супруги Орловы»
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
В. Гроссман «Жизнь и судьба»
Ч. Диккенс «Дэвид Копперфилд»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот», «Белые ночи», «Братья Карамазовы», «Бесы», «Мальчик у Христа на ёлке»
Т. Драйзер «Американская трагедия»
В. Дудинцев «Белые одежды»
С.А. Есенин «Песнь о собаке»
А. Железняков «Чучело»
А. Жигулин «Черные камни»
В. Закруткин «Матерь человеческая»
М. Замятин «Мы»
И. Ильф, Е. Петров «Золотой теленок»
А. Кнышев «О великий и могучий русский язык!»
В. Короленко «Дети подземелья»
А.И. Куприн «Гранатовый браслет», «Тапер», «Поединок»
Ю. Левитанский «Каждый выбирает для себя…»
М.Ю. Лермонтов «Бородино», «Герой нашего времени», «И вижу я себя ребёнком…», «Стансы», «Тучи», «Я не унижусь пред тобой»
Н.С. Лесков «Левша», «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник»
Д.С. Лихачев «Раздумья о Родине»
Д. Лондон «Любовь к жизни», «Мартин Иден»
В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»
М. Метерлинк «Синяя птица»
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», «Дед Мазай и зайцы», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда»
А. Никитин «Хождение за три моря»
Е. Носов «Трудный хлеб»
А.Н. Островский «Гроза», «Свои люди — сочтемся!»
К.Г. Паустовский «Телеграмма», «Старый повар», «Повесть о жизни»
А. Петров «Житие протопопа Аввакума»
А.П. Платонов «В прекрасном и яростном мире», «Юшка»
Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
А. Приставкин «Ночевала тучка золотая»
М. Пришвин «Кладовая солнца»
А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Станционный смотритель», «Пиковая дама», «Няне», «Я Вас любил…», «19 октября», «Бог помочь вам, друзья мои», «Чем чаще празднует лицей», «Чаадаеву»
В.Г. Распутин «Прощание с Матерой», «Уроки французского»
А. Рыбаков «Дети Арбата», «35-й и другие годы»
К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин», «Смерть Ермака»
М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города», «Семья Головлевых»
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
А. Солженицын «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом»
В. Солоухин «Черные доски», «Письма из Русского музея»
А.Т. Твардовский «Василий Теркин»
Л.Н. Толстой «Война и мир», «Севастопольские рассказы», «Детство», «После бала»
Ю. Трифонов «Дом на набережной», «Исчезновение»
И.С. Тургенев «Отцы и дети», «Муму», «Русский язык», «Бирюк», «Записки охотника», «Природа», «Разговор», Мои деревья», «Морское плавание», «Ася»
Ф.И. Тютчев «Не то, что мните вы, природа…», «Последний катаклизм»
Л. Улицкая «Дочь Бухары»
Г.И. Успенский «Выпрямила»
А. Фадеев «Молодая гвардия»
А.А. Фет «Учись у них – у дуба, у берёзы…», «На стоге сена ночью южной», «Заря прощается с зарею», «Сосны»
Д.И. Фонвизин «Недоросль»
Э. Хемингуэй «Старик и море», «Там, где чисто, светло», «Непобежденный»
Н. Чернышевский «Что делать?»
А.П. Чехов «Вишневый сад», «Душечка», «Попрыгунья», «Анна на шее», «Ионыч», «Крыжовник», «Палата №6», «Студент», «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Ванька», «Степь», «Тоска», «Унтер Пришибеев», «Невеста»
Л. Чуковская «Софья Петровна»
К.И. Чуковский «Живой как жизнь»
В. Шаламов «Колымские рассказы»
Е. Шварц «Дракон»
М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека», «Бахчевник», «Родинка»

Поделитесь статьей с одноклассниками «Список литературы для сочинения ЕГЭ по русскому языку».

Что читать для сдачи егэ по литературе. Структура КИМов по литературе

А.С. Пушкин романы: «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», поэма «Медный всадник», стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд. », «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье. »), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор. »), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла. », «Я вас любил: любовь еще, быть может. », «Зимнее утро», «Бесы», «Hазговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. », «Погасло дневное светило. », «Свободы сеятель пустынный. », «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал. »), «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье. »), «. Вновь я посетил. »

М.Ю. Лермонтов поэма «Мцыри», роман «Герой нашего времени», «Песня про. купца Калашникова», стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой. », «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски. », «Парус», «Смерть поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива. », «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал. »), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную. »), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю. », «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана. »), «Пророк», «Как часто, пёстрою толпою окружен. », «Валерик», «Выхожу один я на дорогу. »

Н.В. Гоголь пьеса «Ревизор», поэма «Мертвые души», повесть «Шинель».

Литература второй половины XIX века

А.А. Фет стихотворения: «Заря прощается с землею. », «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…»,«Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»

Н.А. Некрасов поэма «Кому на Руси жить хорошо», стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей. »,«Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди. », «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода. »), «О Муза! я у двери гроба…»

И.С. Тургенев роман «Отцы и дети»

М.Е. Салтыков-Щедрин сатирические сказки: («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пескарь», «Дикий помещик», роман «История одного города» (обзорное изучение)

Л.Н. Толстой роман-эпопея «Война и мир»

Ф.М. Достоевский роман «Преступление и наказание»

И.А. Гончаров роман «Обломов»

Н.С. Лесков одно произведение (по выбору экзаменуемого).

А.Н. Островский драма «Гроза»

Ф.И. Тютчев стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа. »,«Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим. », «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое. »),«Природа – сфинкс. И тем она верней. »

Литература конца XIX — начала XX века

А.П. Чехов комедия «Вишневый сад», рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон»

Из литературы первой половины XX века

И.А. Бунин рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»

А.А. Ахматова поэма «Реквием», стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова. », «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие. », «Нес теми я, кто бросил землю. », «Стихи о Петербурге», «Мужество»

М. Цветаева стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов. » (из цикла «Стихи о Москве»)

М. Горький драма «На дне», рассказ «Старуха Изергиль»

С.А. Есенин стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная. », «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…»,«Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи. », «Низкий дом с голубыми ставнями. »

Б.Л. Пастернак роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов), стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать. », «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Никого не будет в доме. », «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест. », «Сосны», «Иней», «Июль»

О.Э. Мандельштам «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»

В.В. Маяковский поэма «Облако в штанах», стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой»

А.А. Блок поэма «Двенадцать», стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица,фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге»,«Вхожу я в темные храмы. », «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе. », «О, я хочу безумно жить…»

М.А. Шолохов роман-эпопея «Тихий дон», рассказ «Судьба человека»

М.А. Булгаков романы: «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия» (допускается выбор)

А.Т. Твардовский поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)

А.И. Солженицын рассказ «Матрёнин двор», повесть «Один день Ивана Денисовича»

А.П. Платонов одно произведение (по выбору экзаменуемого)

Из литературы второй половины XX века

Проза второй половины XX века : Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору)

Поэзия второй половины XX века : Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору)

Драматургия второй половины ХХ века : А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (произведение одного автора по выбору)

Еще многие просят названия произведений второй половины XX века, тех авторов, что просто перечислены. Составил для вас список:

Проза второй половины XX века:

Ф.А. Абрамов ("Деревянные кони"), Ч.Т. Айтматов ("Плаха"), В.П. Астафьев ("Царь-рыба"), В.В. Быков ("Сотников", "Обелиск"), В.С. Гроссман ("Жизнь и судьба"), С.Д. Довлатов ("Заповедник", "Компромисс"), В.Л. Кондратьев ("Сашка"), В.П. Некрасов ("В окопах Сталинграда"), Е.И. Носов (Рассказы, 1959), В.Г. Распутин ("Прощание с Матерой"), В.Ф. Тендряков ("Расплата"), Ю.В. Трифонов ("Дом на набережной"), В.М. Шукшин (Рассказы) (произведения не менее трех авторов по выбору)

Поэзия второй половины XX века:

Б.А. Ахмадулина ("Осень", "Ночь", "Мы расстаемся"),

И.А. Бродский ("Не выходи из комнаты", "Элегия", "Стансы"),

А.А. Вознесенский ("Сага", "Заповедь", "Песня Офелии"),

В.С. Высоцкий ("Песня о друге", "Я не люблю", "Грусть моя, тоска моя"),

Е.А. Евтушенко ("Мой пёс", "Женщинам", "Цензура равнодушием"),

Н.А. Заболоцкий ("Не позволяй душе лениться", "В новогоднюю ночь", "Старая актриса"),

Ю.П. Кузнецов ("Цветы", "Стихия", "Русский лубок"),

Б.Ш. Окуджава ("Грузинская песня", "У поэта соперников нету"),

Н.М. Рубцов ("Поэт", "Березы", "В горнице"),

В.А. Солоухин ("Не прячьтесь от дождя"),

А.А. Тарковский ("Малиновка", "Стань самим собой"). (стихотворения не менее трех авторов по выбору)

Драматургия второй половины ХХ века: А.Н. Арбузов ("Таня"), А.В. Вампилов ("Утиная охота"), А.М. Володин ("С любимыми не расставайтесь"), В.С. Розов ("В добрый час"), М.М. Рощин ("Анна Каренина") (произведение одного автора по выбору).

1. Сведения по теории и истории литературы
1.1 Художественная литература как искусство слова
1.2 Фольклор. Жанры фольклора
1.3 Художественный образ. Художественное время и пространство
1.4 Содержание и форма. Поэтика
1.5 Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика
1.6 Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения:
классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм
(символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм1.7 Литературные роды: эпос, лирика, лироэпос, драма. Жанры литературы:
роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада;
лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода,
сонет; комедия, трагедия, драма
1.8 Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция.
Эпиграф. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка,
кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт.
Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Интерьер. Характер.
Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая
фамилия. Ремарка. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе.
Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог;
внутренняя речь. Сказ
1.9 Деталь. Символ. Подтекст
1.10 Психологизм. Народность. Историзм
1.11 Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск
1.12 Язык художественного произведения. Риторический вопрос,
восклицание. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-
выразительные средства в художественном произведении: сравнение,
эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола.
Аллегория. Оксюморон. Звукопись: аллитерация, ассонанс
1.13 Стиль
1.14 Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей,
ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник.
Акцентный стих. Белый стих. Верлибр
1.15 Литературная критика
2.Из древнерусской литературы
2.1 «Слово о полку Игореве»
3 Из литературы XVIII в.
3.1 Д.И. Фонвизин.
3.2 Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник»
4 Из литературы первой половины XIX в.
4.1 В.А. Жуковский. Стихотворение «Море»
4.2 В.А. Жуковский. Баллада «Светлана»
4.3 А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума»
4.4 А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине
сибирских руд…», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге»,
«К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»),
«19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя
дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас
любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор
книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг
нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель
пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога
роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я
посетил…»
4.5 А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»
4.6 А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник»
4.7 А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»
4.8 М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…»,
«Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…»,
«Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая
нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»),
«Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и
грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон»
(«В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто,
пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…»
4.9 М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про… купца Калашникова»
4.10 М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»
4.11 М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»
4.12 Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор»
4.13 Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель»
4.14 Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»
5. Из литературы второй половины XIX в.
5.1 А.Н. Островский. Пьеса «Гроза»
5.2 И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»
5.3 Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских
волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени
первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…»,
«Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не
дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»),
«Природа – сфинкс. И тем она верней…»

5.4 А.А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком
согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…»,
«Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь.
Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»
5.5 И.А. Гончаров. Роман «Обломов»
5.6 Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…»,
«Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…»,
«Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия»
(«Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…»
5.7 Н.А. Некрасов.
5.8 М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух
генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»
5.9 М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (обзорное
изучение)
5.10 Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»
5.11 Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
5.12 Н.С. Лесков. Одно произведение (по выбору экзаменуемого)
6 Из литературы конца XIX – начала XX в.
6.1 А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама
с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон»
6.2 А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад»
7 Из литературы первой половины XX в.
7.1 И.А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый
понедельник»
7.2 М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль»
7.3 М. Горький.
7.4 А.А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица,
фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит
лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге»,
«Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о
подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…»
7.5 А.А. Блок. Поэма «Двенадцать»
7.6 В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!»,
«Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное»,
«Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям»,
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом
на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой»
7.7 В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах»
7.8 С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная. », «Не бродить,
не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…»,
«Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя,
Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская»,
«О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…»,
«Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом
с голубыми ставнями…»
7.9 М.И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…»,
«Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня,
кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном
переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов. » (из цикла
«Стихи о Москве»)
7.10 О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер.
Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…»,
«Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»
7.11 А.А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала
руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне
голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как
вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не
с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество»
7.12 А.А. Ахматова. Поэма «Реквием»
7.13 М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон»
7.14 М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»
7.15.А М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия» (допускается выбор)
7.15.Б М.А. Булгаков. (допускается выбор)
7.16 А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном
завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»),
«Я знаю, никакой моей вины…»
7.17 А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два
солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)
7.18 Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать. »,
«Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет»,
«Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в
доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый
крест…», «Сосны», «Иней», «Июль»
7.19 Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом
фрагментов)
7.20 А.П. Платонов. Одно произведение (по выбору экзаменуемого)
7.21 А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор»
7.22 А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича»
8 Из литературы второй половины ХХ в.
8.1 Проза второй половины XX в.
Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов,
В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев,
В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков,
Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по
выбору)
8.2 Поэзия второй половины XX в.
Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий,
Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов,
Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий,
В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее
трех авторов по выбору)
8.3 Драматургия второй половины ХХ в.
А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин
(произведение одного автора по выбору)

Нужно использовать хотя бы 1 свой аргумент, взятый из художественной, публицистической или научной литературы. Чаще всего примеры приводятся из художественной литературы, поскольку именно эти произведения проходят на уроках литературы в рамках школьной программы.

Приведем примерный список литературы, аргументы из которого можно брать для обоснования своей точки зрения. Он составлен на основе произведений, из которых чаще всего приводятся аргументы при написании сочинения ЕГЭ по русскому языку. Список отсортирован по фамилиям авторов по алфавиту.

Стоит отметить, что данный список литературы не является строго определенным и носит лишь рекомендательный характер. Аргументы можно привести и из любых других произведений, главное чтобы они соответствовали основной проблеме текста. Также не обязательно читать все нижеприведенные произведения, достаточно для каждой темы, которой может быть посвящен текст, подготовить по 2 аргумента из некоторых произведений.

Список литературы для аргументов сочинения ЕГЭ по русскому языку

Автор Произведения
Л.Н. Андреев «Иуда Искариот», «Красный смех», «Петька на даче»
В.П. Астафьев «Царь-рыба», «Домский собор», «Изба», «Конь с розовой гривой», «Людочка», «Постскриптум», «Последний поклон»
И. Бабель «Конармия»
Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
В. Бианки «Рассказы о животных»
Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»
А. Блок «Двенадцать»
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Записки юного врача», «Роковые яйца»
И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Братья», «Темные аллеи»
В. Быков «Облава», «Сотников», «Дожить до рассвета»
Б. Васильев «А зори здесь тихие…», «Капля за каплей»
Ж. Верн «Двадцать тысяч лье под водой»
К. Воробьев «Немец в валенках»
Н. Галь «Слово живое и мертвое»
Е. Гинзбург «Крутой маршрут»
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», «Мертвые души», «Шинель», «Ревизор», «Страшная месть»
И.А. Гончаров «Обломов»
М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне», «Детство», «Мать», «Сказки об Италии», «Мои университеты», «Коновалов», «Супруги Орловы»
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
В. Гроссман «Жизнь и судьба»
Ч. Диккенс «Дэвид Копперфилд»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот», «Белые ночи», «Братья Карамазовы», «Бесы», «Мальчик у Христа на ёлке»
Т. Драйзер «Американская трагедия»
В. Дудинцев «Белые одежды»
С.А. Есенин «Песнь о собаке»
А. Железняков «Чучело»
А. Жигулин «Черные камни»
В. Закруткин «Матерь человеческая»
М. Замятин «Мы»
И. Ильф, Е. Петров «Золотой теленок»
А. Кнышев «О великий и могучий русский язык!»
В. Короленко «Дети подземелья»
А.И. Куприн «Гранатовый браслет», «Тапер», «Поединок»
Ю. Левитанский «Каждый выбирает для себя…»
М.Ю. Лермонтов «Бородино», «Герой нашего времени», «И вижу я себя ребёнком…», «Стансы», «Тучи», «Я не унижусь пред тобой»
Н.С. Лесков «Левша», «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник»
Д.С. Лихачев «Раздумья о Родине»
Д. Лондон «Любовь к жизни», «Мартин Иден»
В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»
М. Метерлинк «Синяя птица»
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», «Дед Мазай и зайцы», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда»
А. Никитин «Хождение за три моря»
Е. Носов «Трудный хлеб»
А.Н. Островский «Гроза», «Свои люди — сочтемся!»
К.Г. Паустовский «Телеграмма», «Старый повар», «Повесть о жизни»
А. Петров «Житие протопопа Аввакума»
А.П. Платонов «В прекрасном и яростном мире», «Юшка»
Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
А. Приставкин «Ночевала тучка золотая»
М. Пришвин «Кладовая солнца»
А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Станционный смотритель», «Пиковая дама», «Няне», «Я Вас любил…», «19 октября», «Бог помочь вам, друзья мои», «Чем чаще празднует лицей», «Чаадаеву»
В.Г. Распутин «Прощание с Матерой», «Уроки французского»
А. Рыбаков «Дети Арбата», «35-й и другие годы»
К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин», «Смерть Ермака»
М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города», «Семья Головлевых»
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
А. Солженицын «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом»
В. Солоухин «Черные доски», «Письма из Русского музея»
А.Т. Твардовский «Василий Теркин»
Л.Н. Толстой «Война и мир», «Севастопольские рассказы», «Детство», «После бала»
Ю. Трифонов «Дом на набережной», «Исчезновение»
И.С. Тургенев «Отцы и дети», «Муму», «Русский язык», «Бирюк», «Записки охотника», «Природа», «Разговор», Мои деревья», «Морское плавание», «Ася»
Ф.И. Тютчев «Не то, что мните вы, природа…», «Последний катаклизм»
Л. Улицкая «Дочь Бухары»
Г.И. Успенский «Выпрямила»
А. Фадеев «Молодая гвардия»
А.А. Фет «Учись у них – у дуба, у берёзы…», «На стоге сена ночью южной», «Заря прощается с зарею», «Сосны»
Д.И. Фонвизин «Недоросль»
Э. Хемингуэй «Старик и море», «Там, где чисто, светло», «Непобежденный»
Н. Чернышевский «Что делать?»
А.П. Чехов «Вишневый сад», «Душечка», «Попрыгунья», «Анна на шее», «Ионыч», «Крыжовник», «Палата №6», «Студент», «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Ванька», «Степь», «Тоска», «Унтер Пришибеев», «Невеста»
Л. Чуковская «Софья Петровна»
К.И. Чуковский «Живой как жизнь»
В. Шаламов «Колымские рассказы»
Е. Шварц «Дракон»
М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека», «Бахчевник», «Родинка»

Сведения по теории и истории литературы

  1. 1.Художественная литература как искусство слова
    1.2 Фольклор. Жанры фольклора
    1.3 Художественный образ. Художественное время и пространство
    1.4 Содержание и форма. Поэтика
    1.5 Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел.
    Фантастика
    1.6 Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения:
    классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм
    (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм
    1.7 Литературные роды: эпос, лирика, лироэпос, драма. Жанры литературы:
    роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада;
    лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода,
    сонет; комедия, трагедия, драма
    1.8 Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция.
    Эпиграф. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка,
    кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт.
    Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Интерьер. Характер.
    Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая
    фамилия. Ремарка. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе.
    Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог;
    внутренняя речь. Сказ
    1.9 Деталь. Символ. Подтекст
    1.10 Психологизм. Народность. Историзм
    1.11 Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск
    1.12 Язык художественного произведения. Риторический вопрос,
    восклицание. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-
    выразительные средства в художественном произведении: сравнение,
    эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола.
    Аллегория. Оксюморон.
    Звукопись: аллитерация, ассонанс
    1.13 Стиль
    1.14 Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей,
    ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник.
    Акцентный стих. Белый стих. Верлибр

2. Список обязательной литературы

Из древнерусской литературы
2.1 «Слово о полку Игореве»

Из литературы XVIII в.
3.1 Д. И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль»
3.2 Г. Р. Державин. Стихотворение «Памятник»

Из литературы первой половины XIX в.
4.1 В.А. Жуковский. Стихотворение «Море»
4.2 В.А. Жуковский. Баллада «Светлана»
4.3 А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума»
4.4 А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине
сибирских руд…», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге»,
«К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»),
«19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя
дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас
любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор
книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг
нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель
пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога
роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я
посетил…»
4.5 А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»
4.6 А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник»
4.7 А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»
4.8 М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…»,
«Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…»,
«Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая
нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»),
«Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и
грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон»
(«В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто,
пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…»
4.9 М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про… купца Калашникова»
4.10 М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»
4.11 М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»
4.12 Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор»
4.13 Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель»
4.14 Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»

Из литературы второй половины XIX в.
5.1 А.Н. Островский. Пьеса «Гроза»
5.2 И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»
5.3 Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских
волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени
первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…»,
«Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не
дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»),
«Природа – сфинкс. И тем она верней…»

5.4 А.А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком
согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…»,
«Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь.
Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»
5.5 И.А. Гончаров. Роман «Обломов»
5.6 Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…»,
«Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…»,
«Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия»
(«Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…»
5.7 Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
5.8 М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух
генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»
5.9 М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (обзорное
изучение)
5.10 Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир»
5.11 Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
5.12 Н.С. Лесков. Одно произведение (по выбору экзаменуемого)

Из литературы конца XIX – начала XX в.
6.1 А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама
с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон»
6.2 А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад»

Из литературы первой половины XX в.
7.1 И.А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый
понедельник»
7.2 М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль»
7.3 М. Горький. Пьеса «На дне»
7.4 А.А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица,
фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит
лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге»,
«Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о
подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…»
7.5 А.А. Блок. Поэма «Двенадцать»
7.6 В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!»,
«Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное»,
«Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям»,
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом
на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой»
7.7 В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах»
7.8 С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная. », «Не бродить,
не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…»,
«Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя,
Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская»,
«О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…»,
«Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом
с голубыми ставнями…»

7.9 М.И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…»,
«Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня,
кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном
переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов. » (из цикла
«Стихи о Москве»)
7.10 О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер.
Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…»,
«Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»
7.11 А.А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала
руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне
голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как
вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не
с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество»
7.12 А.А. Ахматова. Поэма «Реквием»
7.13 М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон»
7.14 М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»
7.15.А М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия» (допускается выбор)
7.15.Б М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (допускается выбор)
7.16 А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном
завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»),
«Я знаю, никакой моей вины…»
7.17 А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два
солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)
7.18 Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать. »,
«Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет»,
«Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в
доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый
крест…», «Сосны», «Иней», «Июль»
7.19 Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом
фрагментов)
7.20 А.П. Платонов. Одно произведение (по выбору экзаменуемого)
7.21 А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор»
7.22 А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича»

Из литературы второй половины ХХ в.

8.1 Проза второй половины XX в.
Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов,
В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев,
В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков,
Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по
выбору)
8.2 Поэзия второй половины XX в.
Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий,
Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов,
Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий,
В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее
трех авторов по выбору)

8.3 Драматургия второй половины ХХ в.
А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин
(произведение одного автора по выбору)

3. Перечень требований к уровню подготовки выпускников

1.1 образную природу словесного искусства;
1.2 содержание изученных литературных произведений;
1.3 основные факты жизни и творчества писателей-классиков
XIX–XX вв., этапы их творческой эволюции;
1.4 историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых
произведений;
1.5 основные закономерности историко-литературного процесса,
сведения об отдельных периодах его развития, черты литературных
направлений и течений;
1.6 основные теоретико-литературные понятия

2.1 воспроизводить содержание литературного произведения;
2.2 анализировать и интерпретировать литературное произведение,
используя сведения по истории и теории литературы
(художественная структура; тематика; проблематика; нравственный
пафос; система образов; особенности композиции, художественного
времени и пространства; изобразительно-выразительные средства
языка; художественная деталь); анализировать эпизод (сцену)
изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой
произведения;
2.3 соотносить художественную литературу с фактами общественной
жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и
культурном развитии общества;

2.4 раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое
содержание изученных литературных произведений; связывать
литературную классику со временем написания, с современностью и
традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы
русской литературы;
2.5 соотносить изучаемое произведение с литературным направлением
эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при
анализе произведения;
2.6 определять жанрово-родовую специфику литературного
произведения;
2.7 сопоставлять литературные произведения, а также их различные
художественные, критические и научные интерпретации;
2.8 выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля
писателя;
2.9 аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному
произведению;
2.10 писать сочинения на литературные темы.

3 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

3.1 создания связного текста на предложенную тему с учетом норм
русского литературного языка;
3.2 участия в диалоге или дискуссии

Необязательно читать все произведения из школьной программы, чтобы хорошо написать сочинение в рамках единого госэкзамена по русскому языку. В предлагаемых разработчиками текстах поднимаются "вечные проблемы", вопросы, связанные с поведением человека на войне, а также c обеднением родного языка. Есть книги, которые при внимательном прочтении освободят вас от необходимости изучать десятки творений. Лайф составил список "спасительной" литературы.

Если вы действительно серьёзно читали все 10 книг, о которых мы будем говорить, то экзамен вы сдадите — аргументы подберёте к любой проблеме, но можно также и прочитать всего несколько трудов из списка, если у вас мышление ассоциативное, а любой факт из произведения вы можете "выкрутить" в свою пользу . Например, стоит выбрать, кто вам ближе: Шолохов или Толстой? Не обязательно читать оба романа-эпопеи (то есть "Тихий Дон" и "Войну и мир"), так как проблемы в них перекликаются. Достаточно действительно хорошо знать сюжетные линии одной из книг.

При этом не забывайте, что аргументов должно быть два, а значит примерами из одного произведения не обойтись.

1. "Война и мир" Льва Николаевича Толстого

На примере историй трёх семей на фоне войны с Наполеоном показаны многие вечные проблемы — это проявление лучших (или худших) качеств человека в критические моменты (Пьер Безухов, Андрей Болконский), неопытность молодой души (Наташа Ростова) и влияние окружения на становление личности (Анатоль и Элен Курагины, Андрей и Марья Болконские, Наташа, Николай, Пётр и Вера Ростовы), выбор пути или поиск смысла жизни (Пьер Безухов, Андрей Болконский). Также Толстой говорит о милосердии в лице, например, Наташи Ростовой, о долге — в лице Болконских, о ветрености и малодушии — Анатоль Курагин, Наташа Ростова. Не забывает автор и о проблеме социального расслоения, жажде власти — это два противоположных мира семей Курагиных и Ростовых.

Практически в каждой главе романа, в каждом эпизоде можно найти аргументацию к той или иной проблеме в экзаменационном тексте.

2. "Тихий Дон" Михаила Александровича Шолохова

В романе-эпопее, посвящённом жизни казаков в период Гражданской войны, одна из центральных тем — женская любовь и её глубина (Наталья и Аксинья). Также важнейшая проблема, поднятая Шолоховым, — выбор пути человеком. Это терзания Григория Мелехова (как на войне, так и в личной жизни). Классик говорит о бесконечном стремлении к счастью вопреки любым препятствиям (история любви главных героев), а также о человеческой похоти, влиянии инстинктов на жизнь человека (жена старшего брата Григория). Сквозь всё произведение прослеживается и тема рока, неотвратимости, искупления грехов. Шолохов, рассказывая о семье Мелеховых, говорит и о долге перед родителями, противостоянии разных поколений и предательстве.

3. Любая книга из цикла "Песнь Льда и Пламени" Джорджа Мартина

Вне зависимости от того, поклонник вы сериала или серии произведений фантаста, созданная американским писателем реальность настолько глобальна, что воплощает все радости и пороки человеческой жизни, или, как бы сказал Бальзак, "человеческой комедии". История противостояния домов (влиятельных семей) за престол вскрывает самые ужасные стороны людской души — Мартин говорит о правилах честной и нечестной войны, о проблеме несправедливости, ненависти и корысти в обществе, об инцестах, алчности и милосердии, о проблеме долга перед семьёй и государством, о бесчестии вне зависимости от социального достатка, о чванстве, о присутствии соревновательного духа между членами семьи. Нет даже смысла всё перечислять и указывать конкретных героев — их много, и пороки и достоинства есть в каждом из персонажей цикла. Аргумент практически к любой проблематике вы найдёте в истории Вестероса. Даже о противодействии прогрессу и неприятии нового можно рассказать на примере истории об экспериментах над Горой.

4. "Преступление и наказание" Фёдора Михайловича Достоевского

Одно из важнейших произведений школьной программы — это история о "маленьких людях", "тварях дрожащих". В романе поднимается также широкий спектр вопросов — двойничество души, присутствие в каждом человеке двух полюсов — добра и зла, искупление грехов, выбор пути (снова главные герои, Мармеладов), жизненные приоритеты и становление личности, роль религии в жизни человека, алчность и цинизм (старуха-процентщица, Свидригайлов), изменение восприятия мира в зависимости от внутренних переживаний человека (Санкт-Петербург), чувство вины, неотвратимость наказания, экстремизм и т.д. Большинство проблем романа показаны через личности главных героев — Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой.

5. "Гроза" Александра Николаевича Островского

Пьеса, посвящённая социальным и бытовым проблемам (как и "Бесприданница") , показывает тёмный мир, в котором нет места для светлых эмоций. Они просто погибают под натиском человеческой "простоты", ненависти, консерватизма и невежества. В произведении можно найти аргументы на темы предательства (измена Катерины мужу), неспокойствия человеческой души, постоянного поиска нового (также Катерина), социального расслоения, следования традициям и неприятия молодёжи старым поколением (Кабаниха и Катерина, Тихон), рока (графиня и предзнаменование смерти), чувства вины, подавления сердцем слова разума, лжи в кругу близких, подросткового максимализма, воровства среди богатого сословия (Дикой), власти, превратностей любви, взаимоотношений отцов и детей и так далее.

6. "За рубежом" Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина

Привести аргументы из сатирического произведения классика можно на темы патриотизма (любовь к Родине, неприятие чужого, хоть и лучшего), противостояния Запада и Востока, России и Европы, бедных и богатых (беседа русского и немецкого мальчика), чувства толпы, потребительского общества, забвения традиций, человеческого фактора в отношениях, профессионального долга, особенностей менталитета разных народов и так далее.

7. "Капитанская дочка" Александра Сергеевича Пушкина

Немаловажно и прочитать небольшое произведение нашего светила, потому как эта повесть (кстати, аргумент такой можно взять и из романа "Война и мир") поднимает проблему о роли личности в истории (Емельян Пугачёв и Екатерина II). Также нельзя не сказать о милосердии (снова императрица), поведении человека в критической ситуации, долге перед государством, родительской строгости (в лице отца Петра Гринёва), предательстве (Швабрин и Гринёв), чувстве собственничества (Швабрин), социальном неравенстве и, конечно, о любви — капитанской дочки и Гринёва.

8. "Русский язык на грани нервного срыва" Максима Анисимовича Кронгауза

Как и в случае с "Игрой престолов" (первой частью), необязательно читать — можно посмотреть фильм. "Великого Гэтсби" любят далеко не все — для кого-то занудно, однако кинолента получилась весьма динамичной (тем более что некоторые моменты из романа реализованы на экране не были — например, жизнь Гэтсби в молодости, эпизод с его семьёй). Классик эпохи джаза поднимает проблемы нетерпимости богатых к проблемам людей низкого "сословия", отличия любви от влюбленности, жажды власти и денег, "маленького человека". Также автор рассказывает о настоящей дружбе, мечтах и надеждах. Последние, по Фицджеральду, нередко пустые.

10. "На Западном фронте без перемен" Эриха Марии Ремарка

О смирении, воинском долге, отчаянии потерявшего близких, неотвратимости смерти, равенстве перед войной и гибелью всех людей (вне зависимости от достатка, родословной и рода деятельности), дружбе и безразличии на войне к вещам, важным в мирное время, рассказывает Ремарк. В небольшом произведении можно найти аргументы почти на любую военную проблематику.

Что читать? Ссылки на сайты ЕГЭ

Народ, если вы хотите готовиться к ЕГЭ "дистантно", и, так сказать, целенаправлено (все виды заданий, повторение всех периодов, индивидуальная работа только с Вами и т.д.) — в инете это есть. Например, на сайте http://college.ru/istorija/
и некоторых других (даже со звуковым сопровождением). Например, на сайте интернет-журнала "Обучение и Карьера" www.start4you.ru и т.д.
Только удовольствие это платное, так что решайте сами, что лучше — со знакомым репетитором (хорошо, если это школьный учитель), или заочно — с чужим "дяденькой".

Электронные издания (ресурсы): Википедия, Егэпедия, Русский биографический словарь (http://www.rulex.ru/abc.htm)
Для подготовки к экзамену по обществознанию рекомендую сайт http://humanitar.ru/
http://www.egehistory.tu1.ru/

Обсуждение

Учебные пособия
Л.А. Кацва (справочник для поступающих), издания серии «Экспресс-репетитор» с текстом и тестами по каждому периоду, «История. Полный справочник» О.В. Владимировой, сборники экзаменационных заданий к ЕГЭ (2010, 2009), желательно — подготовленный ФИПИ.

у меня кнжка В.В.Керова «КРАТКИЙ КУРС ИСТОРИИ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЁН ДО НАЧАЛА XXI ВЕКА»
объём книги 850 страниц
всё подробно, перед каждой главой есть план!
короч очень удобная и хорошая книжка, а главное читается легко!

Замечательно! Было бы комфортно с ней работать. Проверяйте себя по тестам.

Я сдавала в прошлом году, но только сейчас поняла: те, у кого есть еще время, читайте доп. литературу, одного учебника катастрофически мало!
И уделяйте большое внимание культуре.. У меня вариант ну просто идеальный попался, но культура, от которой отмахивалась, попалась в части В.. Определите даты постройки Софийского Собора в Киеве, Успенского собора и тд(( Печально, но я все остальное очень хорошо знала. Итог — всего 75 баллов. И одного балла не хватило поступить туда ,куда хотела(((

У меня есть и Кацва, и Экспесс-репетитор по 20-му веку. в целом довольна, но в Кацве много опечаток, а даже в самих тестах в «экспресс-репетиторе» предлагаются вопросы, на которые с помощью одного этого издания не ответить!
http://www.fipi.ru/view/sections/150/docs/ — а это самый лучший тренинг тестовый, имхо

Мои материалы по истории…ммм ну учебник МГУ Марченко,в принципе неплохой,пользуюсь ещё видеоматериалами,очень помогает,недавно закончил 500 серий История государства Российского,где описывают события соченениями Костомарова,Соловьева и Карамзина,также есть видео материалы Правители Руси,ещё пользуюсь всякими пособиями для егэ,но они так все вкратце дают что сложно запомнить с первого раза)) История СССР и советской России прохожу по мультимедийному проекту История России ХХ век,тесты лучше отрабатывать до автоматизма помогает ещё как…ещё можно скачать История Россйской империи по НТВ шла передача,тоже поможет))

У меня есть учебник МГУ имени Ломоносова
и О.Владимирова, отличный справочник)))

Хм, я вообще по шести учебникам занимаюсь))

я знаю только одного монаха — Филипп Колычев, еще может митрополит Филарет

Всем добрый день) У меня вот какой вопрос))
В егэ куча заданий, где даны документы или нужно порассуждать, а там не обойтись без знания работ различных историков. Но этих историков так много, что все просто физически нереально прочитать. Посоветуйте книги, которые надо читать обязательно , чтобы выполнить эти задания.

Вячеслав, а где можно достать эти видеоматериалы? Особенно по 20 веку. Не отказалась бы от ссылочки)

На ЕГЭ придётся думать самостоятельно и попробуйте текст какого-то маститого историка (Карамзина или Ключевского) воспринимать просто как источник информации. А историков надо просто знать — основных, и когда и чем известны.

самая лучшая книга для подготовки по истории — Керов. лучше нее пока никто не придумал. всем советую. ибо информация от и до и вся систематизирована, конкретизирована.

можете скинуть эту книжку пож-та?

читайте Сахарова ( с др. времен до конца 19 века) и Данилова (20 век), ну и Павленко (для вузов)
я по ним и к олимпам готовился и к ЕГЭ ( в 2009 — 81 балл; в 2010 — 100)
там все норм написано и этого более чем хватает, лишнего там почти нет

да, согласна с Geka Glyd. сахаров, данилов — самые лучшие, не сомневайтесь.
еще хочу добавить про зуева.
его все хвалят, я по нему занималась. с полпинка не разберешься, надо вникать или обладать хорошей базой знаний. очень много подробностей, но в целом отличное пособие

А.П.Деревянко. Красная книжка. Пособие для аспирантов и прочих. Издательство Проспект. Удачного чтения.

Арсланов и Керов «Краткий курс истории России с древнейших времен до начала 19 в.» желтенькая. читайте монографии!
я учила историю с апреля,сдала на 79,но вы так не делайте)

по моему все так делают) я тоже с апреля, сначала сильно застревала на древности, все подробно проходила, а в конце 20 век вообще не успела)))74))

Я думала,все по Орлову готовятся

я учу по Орлову) довольно понятно, в хронологии, всё по полочкам)
Ребят, есть какой-нибудь дельный способ выучить все даты?

я начала сначала делать карточки с датами, потом все растеряла))
потом приклеила лист бумаги на стену и писала туда даты…%))) за каждой датой прибегала к стене%))) потом и на это слава богу забила)
короч, не майтесь дурью люди, а просто зубрите)))

хах) спасибо)
у меня на двери в туалете весит хронология дат xD

если память зрительная хорошая — выделяйте маркером прямо в учебнике, так оочень хорошо запоминается.

а почему Сахарова только с др. времен до конца 19 века читать можно? что- потом он не то пишет?

я читаю Кацва и Юрганов Сахаров Орлов на закрепление
не знаю что с культурой делать…может всё пройти а потом уже ее как отдельный пункт,блин….в голове уже скоро всё смешается> Отзыв marjam 27.03.2012

Учебники с 6 по 9 классы Данилова, доступно пишет)) И еще очень интересно почитать Н.Верта История советского государства, много подробностей, все систематизировано))) советую читать на ночь)))

я читаю учебник Хуторского учебник Орлова ( его же книга в таблицах с схемах) тематические тесты истории России 10-11кл. учебник Рыбакова (6-7 кл) учебник Сахарова. Оч классная энциклопедия Аванта по истории России — всем советую! Еще прикупила новейшую историю России в вопросах и ответах Громова.
Свою подготовку я строю так: читаю 2 учебника Орлова, выписываю в тетрадь и подчеркиваю в учебнике для себя основное после того как прочитала одну главу, читаю все на эту тему из других учебников, решаю тесты по этой теме и ЕГЭ для закрепления

Народ, если вы хотите готовиться к ЕГЭ «дистантно», и, так сказать, целенаправлено (все виды заданий, повторение всех периодов, индивидуальная работа только с Вами и т.д.) — в инете это есть. Например, на сайте http://college.ru/istorija/
и некоторых других (даже со звуковым сопровождением). Например, на сайте интернет-журнала «Обучение и Карьера» http://www.start4you.ru и т.д.
Только удовольствие это платное, так что решайте сами, что лучше — со знакомым репетитором (хорошо, если это школьный учитель), или заочно — с чужим «дяденькой».
Есть такие дистанционные курсы и в ЧелГУ (по ряду предметов). Подробнее:
http://www.csu.ru/main.asp?method=GetPage&p=167& …
Смотри также: http://egemetr.ru/abitur/register.php?invite=104888
У нас в группе упор сделан на конкретные виды заданий (части «В» и «С»), и ответы на некоторые Ваши вопросы. Главное — работать самим, а не просто искать загадочные «лучшие книги» и «учебники, в которых всё есть». С уважением, П. Назыров.

Учу по Орлову, а даты учу с помощью того, что сопоставляю даты реформ, восстаний, войн культуры во времена правления того или иного царя
так учить легче

Орлов — это синенькая книжечка из мгу? это хороший справичник что бы вспомнить основное! а так…. учите по более широкому списку литературы! я сейчас занимаюсь по книге Вернадского Русская история. считаю что гораздо лучше

Ключевского, Платонова, Карамзина рекомендую по персоналиям. Учебник Платонова вообще лучший из дореволюционных. Написан ясным, понятным языком.

я готовилась по Орлову. учебник от МГУ. в магазине можно купить.
очень хороший. написано именно то, что нужно.

По Милову учит кто? Тоже МГУ-шный учебник.

Павел, что Вы можете сказать о справочнике Владимировой? У меня большие сомнения, что там изложено всё, что могут спросить на ЕГЭ.

Справочник Владимировой удобен для подготовки к ЕГЭ. Хорошо составлен. Весь материал Вы можете найти только в учебнике.

Купил сегодня Зуева с древности до 21 века, чтобы подучить 20-21 в. Неписано намного понятнее Орлова, все важные события и даты выделены жирным шрифтом.

Подскажите,пожалуйста, по каким учебникам лучше готовиться к олимпиаде по истории?

скажите пожалуйста,учебник Кириллова поомжет хорошо сдать?)

А я тоже сейчас Зуева штудирую. А вообще в интернете сейчас очень много информации и материлов, а также пробных тестов, главное не полениться и айти то, что нужно!

А что скажете про учебник Буганова, Зырянова ?

я не знаю как можно готовиться по этому учебнику, там вообще ничего нет. Но это мое личное субъективное мнение

А что, на ваш взгляд, следует взять?

сама я по Орлову готовлюсь, весь материал основательно учила в 9-10 кл., сейчас занимаюсь только повторением. Но если Вам нужно что-то более подробное, то Орлов не подойдет. Его учебник скорее как систематизирующий справочник, который удобно почитать, когда знаешь основное, чтобы освежить все в памяти.

А так, чтобы на 100 написать? Выходит, Сахаров. Народ, как считаете?

мне репетитор рекомендовала 3-х томник Сахарова, на 100 нереально, даже декан истфака сказал, а те кто пишут — дело случая либо пользовались посторонней помощью

Я просто не знаю стоит ли менять буганова с зыряновым на что-либо другое. Вот не знаю что же лучше.
Я смотрел тут где-то шкалу, где имея 1 ошибку ты получаешь 93 балла. А сказал недавно такое учительнице, так она вообще ответила, что никто не может точно утверждать какая на самом деле формула подсчёта, это окутано тайной и не может быть раскрыто.
А мне кажется, именно вы и напишете на 100)

ха-ха, Рома, почему?)))) А менять не надо, просто читать в дополнение, в любом случае только по одному учебнику готовиться не надо! я тоже видела шкалу, но формула правда окутана тайной и никто не знает как все будет , это еще как-то зависит от того, как все по России напишут , в общем я так ничего и не поняла, кроме того, что надо учить, учить и еще раз учить.

Павел, как Вы считаете, если есть базис по истории и в оставшиеся время занимаюсь повторением, стоит ли читать учебник С.Ф. Платонова или же лучше сосредоточиться на современных авторах?

Маша, можно сосредоточиться на тех авторах, которые Вам кажутся более интересными. А вообще-то доверяйте себе. Спасибо Вам за работу в темах.

Павел а вы знаете сколько баллов надо набрать на ГИА на 4 или 5??

Готовлюсь самостоятельно по учебникам Сахарова Буганова в 2 томах, но там только до XIX века. Подскажите, есть ли у этих авторов учебники по XX веку? Или посоветуйте других хороших авторов именно по 20 веку.

все,что посоветовал прочитать мой репетитор по истории

Список рекомендованной литературы по истории России

Документы:
Повесть Временных лет
Пространная редакция «Русской правды»
Слово о полку Игореве
«Меморандум Дурново»
Ленин «Апрельские тезисы»
Всевозможные хрестоматии исторических документов.

Сатирические:
М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города»
«Всемирная история в пересказе «Сатирикона»»
«История СССР в анекдотах»
Творчество А.Райкина, М.Жванецкого, А.Кнышева

Научно-популярные
Исторические сочинения Н.М.Карамзина, С.Соловьева, Костомарова.
Греков «Культура Киевской Руси»
Б.Рыбаков «Из истории культуры Древней Руси»
И.Я. Фроянов. «Начало Христианства на Руси»
И.Я. Фроянов. «Города-государства Руси»
Л.Гумилев «Русь и Великая Степь»
Л.Вершинин «Гопакиада»
Александр Митяев «Книга будущих командиров», «Книга будущих адмиралов»
Е.Гайдар «Гибель империи»

Художественная литература
А.П.Ладинский
«Когда пал Херсонес»,
«Последний путь Владимира Мономаха»,
«Анна Ярославна — королева Франции»

В.Ян
«Чингисхан»,
«Батый»,
«К последнему морю»

Балашов Дмитрий
Серия «Московские государи»

— 1. Младший сын (1263–1304 гг.)
— 2. Великий стол (1304–1327гг.)
— 3. Бремя власти (Иван Калита)
— 4. Симеон Гордый (1341–1353)
— 5. Похвала Сергию (Дмитрий Донской)
— 6. Ветер времени (Дмитрий Донской)
— 7. Отречение (Дмитрий Донской)
— 8. Святая Русь (Дмитрий Донской — Василий I)
— 9. Воля и власть (Василий I)
— 10. Юрий (Смута 1425-53 гг.)
Господин Великий Новгород (XIII век)
Марфа-посадница (XV век)

А.К.Толстой «Князь Серебряный»

К.Бадигин
«Кольцо великого магистра» (XIV век, Прибалтика)
«Корсары Ивана Грозного»
«Кораблекрушение у острова Надежды» (Россия, конец XVI века)

Д. Шидловский «Самозванцы»
Алексей Толстой «Пётр Первый»,
Ю.Герман «Россия молодая» (Конец XVII века)
Радов «Читтано»
В.Пикуль «Слово и дело»
И.И. Лажечников. «Ледяной дом»
В.Пикуль «Фаворит»
Вольдемар Балязин «Дорогой богов» (XVIII век)
А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
А. Радищев «Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву»

Л.Н.Толстой «Война и мир»
Лев Вершинин «Первый год республики» (Альтернативная история декабристов)
Достоевский «Бесы»
Борис Акунин: серия романов о Фандорине
Степанов А.Н. «Порт-Артур»
Гиляровский «Москва и москвичи»
Я.Гашек «Похождения бравого солдата Швейка»
Дж. Рид «Десять дней, которые потрясли мир»
Д. Шидловский «Великий перелом»
Бабель «Конармия»
И. Деникин «Очерки Русской Смуты»
М. Булгаков. «Белая гвардия», «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита»
И. Ильф, Е. Петров. «12 стульев», «Золотой теленок»
К.Симонов «Живые и мертвые»
А.Рыбаков «Дети Арбата»
М.Шолохов «Они сражались за родину»
А. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича», «В круге первом»
М.Веллер «Легенды невского проспекта»

Анна Созинова, а при чем здесь художественная литература (Салтыков-Щедрин, например). Разве ТАКОЕ может попасться?

нет,попасться не может,это,скорее всего,для ощущения того времени,здесь не вся литература именно для подготовки к егэ

Подскажите пожалуйста, по какому учебнику лучше всего повторить историю за оставшийся период? (так-то я неплохо её знаю — призёр РЭ ВОШ)
Возможные для меня варианты: Керов, Кацва, Новиков(мгушный учебник).
Что лучше? Все эти пособия всё равно не успею прочитать, с учётом того, что ещё к остальным четырем экзаменам надо готовиться…

читаю и учу Керова, Орлова и учебник Загладина по 20 веку
плюс скачаала таблицы Кириллова
достаточно для теоретической подготовки?

Подскажите пожааалуууйстааааа что-то такое, какую-то такую книжку, где именно о культуре России, но только самое важное, т.е. нетолстую книжку… или может какой-то сайт.. из-за культуры волнуюсь очень… причем вообще за весь период, за все века… спасибо, если кто подскажет что… уф..

Лена, я могу скинуть тебе то что дала мне репетитор, вся культура вкраце

у меня есть хронологическая таблица по культуре,так что если надо-обращайтесь

aziza14@yandex.ru -если не жалко, скиньте что угодно по культуре буду очень благодарна.

Скиньте и мне, пожалуйста, таблицы по культуре! Адрес — a6509@ya.ru
Заранее огромное спасибо!

А насчёт учебников, тут почему-то никто не упоминал учебники Т.В. Черниковой с древнейших времён до 16 века и с 17 века по 19 век. Если время есть, очень плезно их почитать, т. к. материал дан очень подробно, в деталях.
Что касается 19 и 20 века, то, на мой взгляд лучшие учебники — это учебники Данилова (очень просто дан большой объём материала). Книга Николя Верта, конечно, очень подробна, но материал очень трудный для запоминания к экзамену. Из справочников пока пользуюсь книгой Л.А. Кацва. А вообще для повторения просто незаменима книга Кириллова «История России в таблицах и схемах».

Сюда же можно добавить и пособие Барабанова по Истории России. Не такое большое, как справочник Кацва, но более подробно, чем в справочнике Владимировой. Плюс в том, что в конце каждого раздела даются биографии наиболее выдающихся личностей.

Только сейчас заглянул на почту и скачал документ! Спасибо большое ещё раз!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *