Что такое sr в паскале

Руководство

Что такое svp Универсальный англо-русский словарь . Академик.ру . 2011 . Полезное Смотреть что такое «SVP» в других словарях: SVP — ⟨Abk. für⟩ Schweizerische Volkspartei… Подробнее » Что такое svp

Что такое ubisoft game launcher

  • автор: administrator
  • 08.08.2022

Ubisoft Game Launcher: загрузка программы Ubisoft Game Launcher – специальный клиент для запуска игр, приобретённых в магазине Uplay. Он создан специально для продажи цифровых товаров… Подробнее » Что такое ubisoft game launcher

Что такое vol 2

  • автор: administrator
  • 08.08.2022

Значок VO LTE2 что это означает на телефоне Самсунг Когда на телефоне появляется что-то необычное, это всегда настораживает их владельцев. Ведь это может быть что… Подробнее » Что такое vol 2

Что такое swim

  • автор: administrator
  • 08.08.2022

Что такое swim [swɪm] брит. / амер. скольжение , плавное движение (the swim) течение (событий, общественной жизни) разг. дело , предприятие гл. ; прош. вр.… Подробнее » Что такое swim

Что такое ui в unity

  • автор: administrator
  • 08.08.2022

Краткий обзор нового Unity UI с примерами организации интерфейса Пожалуй, для многих новость о выходе новой системы Unity UI (далее просто UI) не показалась чем-то… Подробнее » Что такое ui в unity

Простые типы данных — Pascal(Паскаль)

При описании переменной необходимо указать ее тип. Тип переменной описывает набор значений, которые она может принимать, и действия, которые могут быть над ней выполнены. Описание типа определяет идентификатор, который обозначает тип. В программе описание переменной задается следующим образом:

Простые типы делятся на стандартные (порядковые) и перечисляемые (ограниченные).

Стандартные типы

Язык Pascal имеет четыре встроенных стандартных типа: integer (целое), real (вещественное), boolean (логический) и char (символьный)

1.Целочисленный тип (integer).

В Pascal имеются следующие целочисленные типы: shortint (короткое целое), integer (целое), longint (длинное целое), byte (длиной в байт) и word (длиной в слово). Каждый тип обозначает определенное подмножество целых чисел, как это показано в следующей Таблице.

Встроенные целочисленные типы

Тип Диапазон Количество бай
shortint -128 ..+127 1
integer -32768 .. 32767 2
longint -2147483648 +2147483647 4
byte 0 .. 255 1
word 0 .. 65535 4

Описываются переменные целого типа следующим образом:

Арифметические действия над операндами целочисленного типа осуществляются в соответствии со следующими правилами:

  1. Тип целой константы представляет собой встроенный целочисленный тип с наименьшим диапазоном, включающим значение этой целой константы.
  2. В случае бинарной операции (операции, использующей два операнда), оба операнда преобразуются к их общему типу перед тем, как над ними совершается действие. Общим типом является встроенный целочисленный тип с наименьшим диапазоном, включающим все возможные значения обоих типов. Например, общим типом для целого и целого длиной в байт является целое, а общим типом для целого и целого длиной в слово является длинное целое. Действие выполняется в соответствии с точностью общего типа и типом результата является общий тип.
  3. Выражение справа в операторе присваивания вычисляется независимо от размера переменной слева.

Операции совершаемые над целыми числами:

Операция Описание
+ сложение
вычитание
* умножение
/ деление
div после деления отбрасывает дробную часть
mod получение целого остатка после деления

В Pascal есть операции целочисленного деления и нахождения остатка от деления. При выполнении целочисленного деления (операция div) остаток от деления отбрасывается.

С помощью операции mod можно найти остаток от деления одного целого числа на другое.

Например, 15 mod 3 = 0; 18 mod 5 = 3; 123 mod 10 = 3, 7 mod 10 = 7.

результат: переменная c равна 1, а d равна 40.

При записи алгебраических выражений используют арифметические операции (сложение, умножение, вычитание, деление), функции Pascal, круглые скобки.

Порядок действий при вычислении значения выражения:

  1. вычисляются значения в скобках;
  2. вычисляются значения функций;
  3. выполняется унарные операции (унарный минус — смена знака);
  4. выполняются операции умножения и деления (в том числе целочисленного деления и нахождения остатка от деления);
  5. выполняются операции сложения и вычитания.

Встроенные математические функции языка Pascal

Математическая запись Запись на Pascal Назначение
cos x cos(x) Косинус x радиан
sin x sin(x) Синус x радиан
e x exp(x) Значение e в степени x
[x] trunc(x) Целая часть числа x
|x| abs(x) Модуль числа x
x 2 sqr(x) Квадрат числа x
sqrt(x) Квадратный корень из x
x> frac(x) Дробная часть x
arctg x arctan(x) Арктангенс числа x
ln x ln(x) Натуральный логарифм x
p Pi Число p

Возведение в степень (кроме возведения в квадрат и возведения в степень числа e) отсутствует. Для возведения в произвольную степень можно воспользоваться очевидным равенством: x y =e y ln x . Для возведения числа в натуральную степень можно написать собственную функцию. Например,

Другой способ получить натуральное значение z=x y , где x, y — натуральные, это сделать так: Z := Round(Exp(Y * Ln(X))).

Примечание. Интересной является задача получения степени любого целого числа (за исключением нуля), если основание степени — неотрицательное целое, без использования развилки. Одно из возможных решений : (–1)*Ord(Odd(Y)) * Exp(Y * Ln(X)) + Ord(Odd(Y+1)) * Exp(Y * Ln(X)). Здесь Ord(K) — функция, возвращающая порядковый номер величины K в том или ином порядковом типе (в примере использовано свойство, что порядковый номер False равен 0, а порядковый номер True — 1).

2. Вещественный тип (real).

К вещественному типу относится подмножество вещественных чисел, которые могут быть представлены в формате с плавающей запятой с фиксированным числом цифр. Запись значения в формате с плавающей запятой обычно включает три значения — m, b и e — таким образом, что m*b е , где b всегда равен 10, а m и e являются целочисленными значениями в диапазоне вещественного типа. Эти значения m и e далее определяют диапазон и точность вещественного типа.

Имеется следующие виды вещественных типов: real, singlе, double, extended. Вещественные типы различаются диапазоном и точностью связанных с ними значений

Диапазон и десятичные цифры для вещественных типов

Тип Диапазон Количество байт
Real 2.9×10Е-39 до 1.7×10Е 38 6
Single 1.5×10Е-45 до 3.4×10Е 38 4
Double 5.0×10Е-324 до 1.7×10Е 308 8
Extended 3.4×10Е-4932 до 1.1×10Е 4932 10

Операции совершаемые над вещественными числами:

  1. Все операции допустимые для целых чисел.
  2. SQRT(x)-корень квадратный из числа х.
  3. SIN(X), COS(X), ARCTAN(X).
  4. LN(X)-натуральный логарифм.
  5. EXP(X)-экспонента Х (е х ).
  6. EXP(X*LN(A))-возведение в степень (А х ).
  7. Функции преобразования типов: TRUNC(X)-отбрасывает дробную часть; ROUND(X)-округление.

Некоторые правила арифметических операций:

  1. Если в арифметическом действии встречаются числа типа real и integer, то результат будет иметь тип real.
  2. Все составные части выражения записываются в одну строку.
  3. Используются только круглые скобки.
  4. Нельзя подряд ставить два арифметических знака.

Описываются переменные вещественного типа следующим образом:

Например:

3. Символьный тип(char)

K типу char относится любой символ заключенный в апострофы. Для представления апострофа как символьную переменную, надо заключить его в апостроф:».

Каждый символ имеет свой код и номер. Порядковые номера цифр 0,1..9 упорядочены по возрастанию. Порядковые номера букв также упорядочены по возрастанию, но не обязательно следуют друг за другом.

К символьным данным применимы знаки сравнения:

Функции, которые применимы к символьным переменным:

  1. ORD(X) — определяет порядковый номер символа Х.
  1. CHR(X) — определяет символ по номеру.
  1. PRED(X) — выдает символ, стоящий перед символом Х.
  1. SUCC(X) — выдает символ, следующий после символа Х.

4. Перечислимый тип.

Перечислимый тип данных назван так потому, что задается в виде перечисления констант в строго определенном порядке и в строго определенном количестве. Перечислимый тип состоит из списка констант. Переменные этого типа могут принимать значение любой из этих констант. Описание перечислимого типа имеет вид:

где <список констант> — это особый вид констант, задаваемых через запятую и имеющих свой порядковый номер, начиная с 0.

Можно выполнить такие операторы присваивания:

но нельзя выполнять смешанные присваивания:

К переменным перечислимого типа применимы следующие функции:

1. ORD — порядковый номер

2. PRED — предшествующий элемент

3. SUCC — последующий элемент.

Переменные перечислимого типа можно сравнить, так как они упорядочены и пронумерованы. Так выражения: север < юг, июнь < январь имеют значения TRUE, а юг>запад и бак<бочка значение FАLSE.

5. Ограниченный тип.

Если переменная принимает не все значения своего типа, а только в некотором диапазоне, то ее можно рассматривать как переменную ограниченного типа. Каждый ограниченный тип задается путем накладывания ограничения на базовые типы.

Программирование. Строки и символы Pascal-Паскаль

Строка представляет собой особую форму одномерного массива символов, которая имеет существенное отличие. Массив символов имеет фиксированную длину (количество элементов), которая определяется при описании. Строка имеет две разновидности длины:

  • Общая длина строки, которая характеризует размер памяти, выделяемый строке при описании;
  • Текущая длина строки (всегда меньше или равна общей длине), которая показывает количество смысловых символов строки в каждый конкретный момент времени.

Строка в Паскале – упорядоченная последовательность символов. Количество символов в строке называется ее длиной. Длина строки в Паскале может лежать в диапазоне от 0 до 255. Каждый символ строковой величины занимает 1 байт памяти и имеет числовой код в соответствии с таблицей кодов ASCII.

Код ASCII (American Code for Information Interchange – Американский стандартный код для обмена информацией) имеет основной стандарт и его расширение. Основной стандарт использует шестнадцатеричные коды 00-7F, расширение стандарта – 80-FF. Основной стандарт является международным и используется для кодирования управляющих символов, цифр и букв латинского алфавита; в расширении стандарта используются символы псевдографики и буквы национальных алфавитов.

Строковая константа Паскаля – последовательность символов, заключенная в апострофы. Например, ‘строковая константа’, ‘243’. Два следующих друг за другом апострофа (») обозначают пустую строку, т.е. строку с нулевой длиной.

Описание строковой переменной Паскаля

Для описания строковых переменных в Паскале существует предопределенный тип string.

В общем виде описание строковой переменной будет выглядеть следующим образом:

Пример описания строковой переменной в Паскале:

В приведенном выше описании строковая переменная s1 может содержать не более 10 символов, переменная s2 – не более 20 символов. Если же при описании строки ее максимальная длина не указывается, то по умолчанию принимается максимально допустимая длина, равная 255 символам (переменная smax)..

Символы в строке упорядочены, каждый из них имеет порядковый номер, начиная с первого. Имеется возможность обратиться к любому элементу строки, указав его номер, так же как это делается в одномерных массивах. Например, s1[2] позволяет обратиться ко второму символу в строке s1, при этом мы можем поменять это значение, выполнив оператор присваивания s1[2]:= ‘r’, можем вывести на экран это значение или присвоить его другой переменной.

Действия со строками в Паскале

Операция слияния (сцепления, конкатенации) применяется для соединения нескольких строк в одну, обозначается знаком «+». Операция слияния применима для любых строковых выражений, как констант, так и переменных.

Операции отношения позволяют сравнивать строки на отношение равенства (=), неравенства (<>), больше (>), меньше (<), больше или равно (>=), меньше или равно (<=). В результате сравнения двух строк получается логическое значение (true или false). Сравнение строк производится слева направо посимвольно до первого несовпадающего символа, большей считается та строка, в которой первый несовпадающий символ имеет больший код в таблице кодировки. Если строки имеют различную длину, но в общей части символы совпадают, считается, что короткая строка меньше. Строки равны, если они имеют равную длину и соответствующие символы совпадают.

Пример действий со строками в Паскале:

‘строка'<>’строки’ (верно, т.к. не совпадают последние символы);

‘Abc'<‘abc’ (отношение истинно, т.к. код символа ‘A’ равен 65 в десятичной системе счисления, а код символа ‘a’ – 97);

‘год’>’век’ (отношение верно, т.к. буква ‘г’ в алфавите стоит после буквы ‘в’, а, следовательно, имеет больший код).

Стандартные функции для работы со строками в Паскале

Copy (S, poz, n) выделяет из строки S, начиная с позиции poz, подстроку из n символов. Здесь S – любое строковое выражение, poz, n – целочисленные выражения.

Значение S Выражение Результат
‘строка символов’ Copy(S,3,3) рок

Concat (s1, s2. sn) выполняет слияние строк s1, s2. sn в одну строку.

Выражение Результат
Concat(‘язык’, », ‘Pascal’) ‘язык Pascal’

Length(S) определяет текущую длину строкового выражения S. Результат – значение целого типа.

Значение S Выражение Результат
‘(а+в)*с’ Length(s) 7

Pos(subS, S) определяет позицию первого вхождения подстроки subS в строку S. Результат – целое число, равное номеру позиции, где находится первый символ искомой подстроки. Если вхождение подстроки не обнаружено, то результат функции будет равен 0.

Значение S Выражение Результат
‘предложение’ Pos(‘е’, S) 3
‘предложение’ Pos(‘a’, S) 0

Стандартные процедуры для работы со строками в Паскале

Delete (S, poz, n) удаляет из строки S, начиная с позиции poz, подстроку из n символов. Здесь S – строковая переменная (в данном случае нельзя записать никакое другое строковое выражение, кроме имени строковой переменной, т.к. только с именем переменной связана область памяти, куда будет помещен результат выполнения процедуры); poz, n – любые целочисленные выражения.

Исходное значение S Оператор процедуры Конечное зн-е S
‘abcdefg’ Delete(s, 2, 3) ‘aefg’

Insert(subS, S, poz) вставляет в строку S, начиная с позиции poz, подстроку subS. Здесь subS – любое строковое выражение, S – строковая переменная (именно ей будет присвоен результат выполнения процедуры), poz – целочисленное выражение.

Исходное значение S Оператор процедуры Конечное зн-е S
‘рис. 2’ Insert(‘№’, S, 6) ‘рис. №2’

Процедуры преобразования типов в Паскале

Str(x, S) преобразует число x в строковый формат. Здесь x – любое числовое выражение, S – строковая переменная. В процедуре есть возможность задавать формат числа x. Например, str(x: 8: 3, S), где 8 – общее число знаков в числе x, а 3 – число знаков после запятой.

Оператор процедуры Значение S
Str (sin(1):6:4, S) ‘0.0175’
Str (3456, S) ‘3456’

Val(S, x, kod) преобразует строку символов S в число x. Здесь S – строковое выражение, x – числовая переменная (именно туда будет помещен результат), kod – целочисленная переменная (типа integer), которая равна номеру позиции в строке S, начиная с которой произошла ошибка преобразования, если преобразование прошло без ошибок, то переменная kod равна 0.

Тип X Оператор процедуры Значение X Значение kod
Real Val(‘12.34’, x, kod) 12.34 0
Integer Val(‘12.34’, x, kod) 12 3

Программирование

Исходники Pascal (127)

Справочник

Справочник по паскалю: директивы, функции, процедуры, операторы и модули по алфавиту

Язык паскаль онлайн

Тип char (символьный) в паскале

Символьный тип char похож на строковой тип string , однако он имеет множество интересных функций , предназначенных для работы с ним. О типе boolean можно узнать здесь
Поэтому типу char выделена целая статья в нашем самоучителе.

Тип Char :

Как уже было сказано , тип char почти не отличается от типа string. Однако , в отличии от string , он хранит в себе всего один символ , а не целую строку. Сравнение переменной типа char и типа string :

Сравнение переменных
В переменной типа char можно хранить любой символ кода ASCII.

Функция ord :

Мы знаем , что любой символ можно представить в виде кода. Функция ord возвращает тот самый код символа. Как использовать функцию ord :

В результате выполнения данной программы мы получим код введенного символа.

Например вы ввели символ «А» , тогда на выходе программы мы получим число 65 , которое соответствует коду символа «А».

Функция chr :

Если мы можем взять код из символа , значит и можем сделать символ из кода. Данной операцией занимается команда chr. Она возвращает символ из кода. Пример работы данной функции можно рассмотреть ниже.

Пример работы функции chr
В результате выполнения данной программы мы выведем число 65 (код символа А) , а потом выведем сам символ А.

Особенность типа char :

Особенностью данного типа является то , что он порядковый. То есть символ C идет после символа B и т.д. В таком случае их можно сравнивать.

В результате мы получим сообщение «True» , так как символ B больше символа A.
Запомните : строчной символ больше прописного ( заглавного ).

Функция pred :

Данная функция возвращает предшествующий символ. Например функция

возвращает символ a.

Функция succ :

Эта функция работает в аналогии с функцией pred. Однако функция succ возвращает следующий символ , а не предшествующий. Функция

возвращает символ b.

На заметку :

Интересной особенностью кодов символов является то , что коды строчных и прописных символов отличаются друг от друга на 32. Проще говоря символ «А» имеет код 65 , а символ «а» имеет код 97 и так в аналогии с каждым символом.

Рассмотрим такую задачу : Человек вводит строчной символ ,а нам нужно вывести прописной ( заглавный ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *