Руководство
Что такое svp Универсальный англо-русский словарь . Академик.ру . 2011 . Полезное Смотреть что такое «SVP» в других словарях: SVP — 〈Abk. für〉 Schweizerische Volkspartei… Подробнее » Что такое svp
Что такое ubisoft game launcher
- автор: administrator
- 08.08.2022
Ubisoft Game Launcher: загрузка программы Ubisoft Game Launcher – специальный клиент для запуска игр, приобретённых в магазине Uplay. Он создан специально для продажи цифровых товаров… Подробнее » Что такое ubisoft game launcher
Что такое vol 2
- автор: administrator
- 08.08.2022
Значок VO LTE2 что это означает на телефоне Самсунг Когда на телефоне появляется что-то необычное, это всегда настораживает их владельцев. Ведь это может быть что… Подробнее » Что такое vol 2
Что такое swim
- автор: administrator
- 08.08.2022
Что такое swim [swɪm] брит. / амер. скольжение , плавное движение (the swim) течение (событий, общественной жизни) разг. дело , предприятие гл. ; прош. вр.… Подробнее » Что такое swim
Что такое ui в unity
- автор: administrator
- 08.08.2022
Краткий обзор нового Unity UI с примерами организации интерфейса Пожалуй, для многих новость о выходе новой системы Unity UI (далее просто UI) не показалась чем-то… Подробнее » Что такое ui в unity
Простые типы данных — Pascal(Паскаль)
При описании переменной необходимо указать ее тип. Тип переменной описывает набор значений, которые она может принимать, и действия, которые могут быть над ней выполнены. Описание типа определяет идентификатор, который обозначает тип. В программе описание переменной задается следующим образом:
Простые типы делятся на стандартные (порядковые) и перечисляемые (ограниченные).
Стандартные типы
Язык Pascal имеет четыре встроенных стандартных типа: integer (целое), real (вещественное), boolean (логический) и char (символьный)
1.Целочисленный тип (integer).
В Pascal имеются следующие целочисленные типы: shortint (короткое целое), integer (целое), longint (длинное целое), byte (длиной в байт) и word (длиной в слово). Каждый тип обозначает определенное подмножество целых чисел, как это показано в следующей Таблице.
Встроенные целочисленные типы
Тип | Диапазон | Количество бай |
---|---|---|
shortint | -128 ..+127 | 1 |
integer | -32768 .. 32767 | 2 |
longint | -2147483648 +2147483647 | 4 |
byte | 0 .. 255 | 1 |
word | 0 .. 65535 | 4 |
Описываются переменные целого типа следующим образом:
Арифметические действия над операндами целочисленного типа осуществляются в соответствии со следующими правилами:
- Тип целой константы представляет собой встроенный целочисленный тип с наименьшим диапазоном, включающим значение этой целой константы.
- В случае бинарной операции (операции, использующей два операнда), оба операнда преобразуются к их общему типу перед тем, как над ними совершается действие. Общим типом является встроенный целочисленный тип с наименьшим диапазоном, включающим все возможные значения обоих типов. Например, общим типом для целого и целого длиной в байт является целое, а общим типом для целого и целого длиной в слово является длинное целое. Действие выполняется в соответствии с точностью общего типа и типом результата является общий тип.
- Выражение справа в операторе присваивания вычисляется независимо от размера переменной слева.
Операции совершаемые над целыми числами:
Операция | Описание |
---|---|
+ | сложение |
— | вычитание |
* | умножение |
/ | деление |
div | после деления отбрасывает дробную часть |
mod | получение целого остатка после деления |
В Pascal есть операции целочисленного деления и нахождения остатка от деления. При выполнении целочисленного деления (операция div) остаток от деления отбрасывается.
С помощью операции mod можно найти остаток от деления одного целого числа на другое.
Например, 15 mod 3 = 0; 18 mod 5 = 3; 123 mod 10 = 3, 7 mod 10 = 7.
результат: переменная c равна 1, а d равна 40.
При записи алгебраических выражений используют арифметические операции (сложение, умножение, вычитание, деление), функции Pascal, круглые скобки.
Порядок действий при вычислении значения выражения:
- вычисляются значения в скобках;
- вычисляются значения функций;
- выполняется унарные операции (унарный минус — смена знака);
- выполняются операции умножения и деления (в том числе целочисленного деления и нахождения остатка от деления);
- выполняются операции сложения и вычитания.
Встроенные математические функции языка Pascal
Математическая запись | Запись на Pascal | Назначение |
---|---|---|
cos x | cos(x) | Косинус x радиан |
sin x | sin(x) | Синус x радиан |
e x | exp(x) | Значение e в степени x |
[x] | trunc(x) | Целая часть числа x |
|x| | abs(x) | Модуль числа x |
x 2 | sqr(x) | Квадрат числа x |
sqrt(x) | Квадратный корень из x | |
x> | frac(x) | Дробная часть x |
arctg x | arctan(x) | Арктангенс числа x |
ln x | ln(x) | Натуральный логарифм x |
p | Pi | Число p |
Возведение в степень (кроме возведения в квадрат и возведения в степень числа e) отсутствует. Для возведения в произвольную степень можно воспользоваться очевидным равенством: x y =e y ln x . Для возведения числа в натуральную степень можно написать собственную функцию. Например,
Другой способ получить натуральное значение z=x y , где x, y — натуральные, это сделать так: Z := Round(Exp(Y * Ln(X))).
Примечание. Интересной является задача получения степени любого целого числа (за исключением нуля), если основание степени — неотрицательное целое, без использования развилки. Одно из возможных решений : (–1)*Ord(Odd(Y)) * Exp(Y * Ln(X)) + Ord(Odd(Y+1)) * Exp(Y * Ln(X)). Здесь Ord(K) — функция, возвращающая порядковый номер величины K в том или ином порядковом типе (в примере использовано свойство, что порядковый номер False равен 0, а порядковый номер True — 1).
2. Вещественный тип (real).
К вещественному типу относится подмножество вещественных чисел, которые могут быть представлены в формате с плавающей запятой с фиксированным числом цифр. Запись значения в формате с плавающей запятой обычно включает три значения — m, b и e — таким образом, что m*b е , где b всегда равен 10, а m и e являются целочисленными значениями в диапазоне вещественного типа. Эти значения m и e далее определяют диапазон и точность вещественного типа.
Имеется следующие виды вещественных типов: real, singlе, double, extended. Вещественные типы различаются диапазоном и точностью связанных с ними значений
Диапазон и десятичные цифры для вещественных типов
Тип | Диапазон | Количество байт |
Real | 2.9×10Е-39 до 1.7×10Е 38 | 6 |
Single | 1.5×10Е-45 до 3.4×10Е 38 | 4 |
Double | 5.0×10Е-324 до 1.7×10Е 308 | 8 |
Extended | 3.4×10Е-4932 до 1.1×10Е 4932 | 10 |
Операции совершаемые над вещественными числами:
- Все операции допустимые для целых чисел.
- SQRT(x)-корень квадратный из числа х.
- SIN(X), COS(X), ARCTAN(X).
- LN(X)-натуральный логарифм.
- EXP(X)-экспонента Х (е х ).
- EXP(X*LN(A))-возведение в степень (А х ).
- Функции преобразования типов: TRUNC(X)-отбрасывает дробную часть; ROUND(X)-округление.
Некоторые правила арифметических операций:
- Если в арифметическом действии встречаются числа типа real и integer, то результат будет иметь тип real.
- Все составные части выражения записываются в одну строку.
- Используются только круглые скобки.
- Нельзя подряд ставить два арифметических знака.
Описываются переменные вещественного типа следующим образом:
Например:
3. Символьный тип(char)
K типу char относится любой символ заключенный в апострофы. Для представления апострофа как символьную переменную, надо заключить его в апостроф:».
Каждый символ имеет свой код и номер. Порядковые номера цифр 0,1..9 упорядочены по возрастанию. Порядковые номера букв также упорядочены по возрастанию, но не обязательно следуют друг за другом.
К символьным данным применимы знаки сравнения:
Функции, которые применимы к символьным переменным:
- ORD(X) — определяет порядковый номер символа Х.
- CHR(X) — определяет символ по номеру.
- PRED(X) — выдает символ, стоящий перед символом Х.
- SUCC(X) — выдает символ, следующий после символа Х.
4. Перечислимый тип.
Перечислимый тип данных назван так потому, что задается в виде перечисления констант в строго определенном порядке и в строго определенном количестве. Перечислимый тип состоит из списка констант. Переменные этого типа могут принимать значение любой из этих констант. Описание перечислимого типа имеет вид:
где <список констант> — это особый вид констант, задаваемых через запятую и имеющих свой порядковый номер, начиная с 0.
Можно выполнить такие операторы присваивания:
но нельзя выполнять смешанные присваивания:
К переменным перечислимого типа применимы следующие функции:
1. ORD — порядковый номер
2. PRED — предшествующий элемент
3. SUCC — последующий элемент.
Переменные перечислимого типа можно сравнить, так как они упорядочены и пронумерованы. Так выражения: север < юг, июнь < январь имеют значения TRUE, а юг>запад и бак<бочка значение FАLSE.
5. Ограниченный тип.
Если переменная принимает не все значения своего типа, а только в некотором диапазоне, то ее можно рассматривать как переменную ограниченного типа. Каждый ограниченный тип задается путем накладывания ограничения на базовые типы.
Программирование. Строки и символы Pascal-Паскаль
Строка представляет собой особую форму одномерного массива символов, которая имеет существенное отличие. Массив символов имеет фиксированную длину (количество элементов), которая определяется при описании. Строка имеет две разновидности длины:
- Общая длина строки, которая характеризует размер памяти, выделяемый строке при описании;
- Текущая длина строки (всегда меньше или равна общей длине), которая показывает количество смысловых символов строки в каждый конкретный момент времени.
Строка в Паскале – упорядоченная последовательность символов. Количество символов в строке называется ее длиной. Длина строки в Паскале может лежать в диапазоне от 0 до 255. Каждый символ строковой величины занимает 1 байт памяти и имеет числовой код в соответствии с таблицей кодов ASCII.
Код ASCII (American Code for Information Interchange – Американский стандартный код для обмена информацией) имеет основной стандарт и его расширение. Основной стандарт использует шестнадцатеричные коды 00-7F, расширение стандарта – 80-FF. Основной стандарт является международным и используется для кодирования управляющих символов, цифр и букв латинского алфавита; в расширении стандарта используются символы псевдографики и буквы национальных алфавитов.
Строковая константа Паскаля – последовательность символов, заключенная в апострофы. Например, ‘строковая константа’, ‘243’. Два следующих друг за другом апострофа (») обозначают пустую строку, т.е. строку с нулевой длиной.
Описание строковой переменной Паскаля
Для описания строковых переменных в Паскале существует предопределенный тип string.
В общем виде описание строковой переменной будет выглядеть следующим образом:
Пример описания строковой переменной в Паскале:
В приведенном выше описании строковая переменная s1 может содержать не более 10 символов, переменная s2 – не более 20 символов. Если же при описании строки ее максимальная длина не указывается, то по умолчанию принимается максимально допустимая длина, равная 255 символам (переменная smax)..
Символы в строке упорядочены, каждый из них имеет порядковый номер, начиная с первого. Имеется возможность обратиться к любому элементу строки, указав его номер, так же как это делается в одномерных массивах. Например, s1[2] позволяет обратиться ко второму символу в строке s1, при этом мы можем поменять это значение, выполнив оператор присваивания s1[2]:= ‘r’, можем вывести на экран это значение или присвоить его другой переменной.
Действия со строками в Паскале
Операция слияния (сцепления, конкатенации) применяется для соединения нескольких строк в одну, обозначается знаком «+». Операция слияния применима для любых строковых выражений, как констант, так и переменных.
Операции отношения позволяют сравнивать строки на отношение равенства (=), неравенства (<>), больше (>), меньше (<), больше или равно (>=), меньше или равно (<=). В результате сравнения двух строк получается логическое значение (true или false). Сравнение строк производится слева направо посимвольно до первого несовпадающего символа, большей считается та строка, в которой первый несовпадающий символ имеет больший код в таблице кодировки. Если строки имеют различную длину, но в общей части символы совпадают, считается, что короткая строка меньше. Строки равны, если они имеют равную длину и соответствующие символы совпадают.
Пример действий со строками в Паскале:
‘строка'<>’строки’ (верно, т.к. не совпадают последние символы);
‘Abc'<‘abc’ (отношение истинно, т.к. код символа ‘A’ равен 65 в десятичной системе счисления, а код символа ‘a’ – 97);
‘год’>’век’ (отношение верно, т.к. буква ‘г’ в алфавите стоит после буквы ‘в’, а, следовательно, имеет больший код).
Стандартные функции для работы со строками в Паскале
Copy (S, poz, n) выделяет из строки S, начиная с позиции poz, подстроку из n символов. Здесь S – любое строковое выражение, poz, n – целочисленные выражения.
Значение S | Выражение | Результат |
‘строка символов’ | Copy(S,3,3) | рок |
Concat (s1, s2. sn) выполняет слияние строк s1, s2. sn в одну строку.
Выражение | Результат |
Concat(‘язык’, », ‘Pascal’) | ‘язык Pascal’ |
Length(S) определяет текущую длину строкового выражения S. Результат – значение целого типа.
Значение S | Выражение | Результат |
‘(а+в)*с’ | Length(s) | 7 |
Pos(subS, S) определяет позицию первого вхождения подстроки subS в строку S. Результат – целое число, равное номеру позиции, где находится первый символ искомой подстроки. Если вхождение подстроки не обнаружено, то результат функции будет равен 0.
Значение S | Выражение | Результат |
‘предложение’ | Pos(‘е’, S) | 3 |
‘предложение’ | Pos(‘a’, S) | 0 |
Стандартные процедуры для работы со строками в Паскале
Delete (S, poz, n) удаляет из строки S, начиная с позиции poz, подстроку из n символов. Здесь S – строковая переменная (в данном случае нельзя записать никакое другое строковое выражение, кроме имени строковой переменной, т.к. только с именем переменной связана область памяти, куда будет помещен результат выполнения процедуры); poz, n – любые целочисленные выражения.
Исходное значение S | Оператор процедуры | Конечное зн-е S |
‘abcdefg’ | Delete(s, 2, 3) | ‘aefg’ |
Insert(subS, S, poz) вставляет в строку S, начиная с позиции poz, подстроку subS. Здесь subS – любое строковое выражение, S – строковая переменная (именно ей будет присвоен результат выполнения процедуры), poz – целочисленное выражение.
Исходное значение S | Оператор процедуры | Конечное зн-е S |
‘рис. 2’ | Insert(‘№’, S, 6) | ‘рис. №2’ |
Процедуры преобразования типов в Паскале
Str(x, S) преобразует число x в строковый формат. Здесь x – любое числовое выражение, S – строковая переменная. В процедуре есть возможность задавать формат числа x. Например, str(x: 8: 3, S), где 8 – общее число знаков в числе x, а 3 – число знаков после запятой.
Оператор процедуры | Значение S |
Str (sin(1):6:4, S) | ‘0.0175’ |
Str (3456, S) | ‘3456’ |
Val(S, x, kod) преобразует строку символов S в число x. Здесь S – строковое выражение, x – числовая переменная (именно туда будет помещен результат), kod – целочисленная переменная (типа integer), которая равна номеру позиции в строке S, начиная с которой произошла ошибка преобразования, если преобразование прошло без ошибок, то переменная kod равна 0.
Тип X | Оператор процедуры | Значение X | Значение kod |
Real | Val(‘12.34’, x, kod) | 12.34 | 0 |
Integer | Val(‘12.34’, x, kod) | 12 | 3 |
Программирование
Исходники Pascal (127)
Справочник
Справочник по паскалю: директивы, функции, процедуры, операторы и модули по алфавиту
Язык паскаль онлайн
Символьный тип char похож на строковой тип string , однако он имеет множество интересных функций , предназначенных для работы с ним. О типе boolean можно узнать здесь
Поэтому типу char выделена целая статья в нашем самоучителе.
Тип Char :
Как уже было сказано , тип char почти не отличается от типа string. Однако , в отличии от string , он хранит в себе всего один символ , а не целую строку. Сравнение переменной типа char и типа string :
В переменной типа char можно хранить любой символ кода ASCII.
Функция ord :
Мы знаем , что любой символ можно представить в виде кода. Функция ord возвращает тот самый код символа. Как использовать функцию ord :
В результате выполнения данной программы мы получим код введенного символа.
Например вы ввели символ «А» , тогда на выходе программы мы получим число 65 , которое соответствует коду символа «А».
Функция chr :
Если мы можем взять код из символа , значит и можем сделать символ из кода. Данной операцией занимается команда chr. Она возвращает символ из кода. Пример работы данной функции можно рассмотреть ниже.
В результате выполнения данной программы мы выведем число 65 (код символа А) , а потом выведем сам символ А.
Особенность типа char :
Особенностью данного типа является то , что он порядковый. То есть символ C идет после символа B и т.д. В таком случае их можно сравнивать.
В результате мы получим сообщение «True» , так как символ B больше символа A.
Запомните : строчной символ больше прописного ( заглавного ).
Функция pred :
Данная функция возвращает предшествующий символ. Например функция
возвращает символ a.
Функция succ :
Эта функция работает в аналогии с функцией pred. Однако функция succ возвращает следующий символ , а не предшествующий. Функция
возвращает символ b.
На заметку :
Интересной особенностью кодов символов является то , что коды строчных и прописных символов отличаются друг от друга на 32. Проще говоря символ «А» имеет код 65 , а символ «а» имеет код 97 и так в аналогии с каждым символом.
Рассмотрим такую задачу : Человек вводит строчной символ ,а нам нужно вывести прописной ( заглавный ).