Картинки синего цвета
В своей жизни мы можем встретить множество предметов синего цвета, а некоторые из них даже сложно себе представить в другом цвете. Однако, когда возникает необходимость нарисовать картину одним только этим цветом, то можно сильно призадуматься, что-же именно стоит изобразить на холсте. Предлагаем Вашему вниманию подборку рисунков одним синим цветом.
Рисунок одним синим цветом.
Картинка с текстом.
Синяя рыбка.
Осьминог на белом фоне.
Предметы синего цвета.
Детские рисунки в синем цвете.
Картинка для дошкольников и младших школьников.
Простая срисовка.
Для начинающих художников.
Можно повторить синей краской.
Синий цветок.
Рисунок цветом из холодного спектра.
Клякса синего цвета.
Красивая шляпа.
Картинка в синем цвете.
Рисуем оттенками синего цвета.
Дети могут нарисовать самостоятельно.
Для срисовки акварелью.
Жизнь, смерть, Царство Божие и рублевский голубец. Что означал синий цвет в искусстве разных эпох
Синий цвет оценили только в Средние века — и сразу поставили вровень с золотом, назначив его символом божественного. А поскольку производить краску из лазурита было очень дорого, то он надолго стал символом богатства и роскоши заказчиков, которых живописцы одевали в синие одежды. Но по-настоящему в синем разобрались импрессионисты. Рассказываем, как это произошло.
Долгое время синий цвет уступал первенство красному: рисунки первобытного человека были красно-желтыми, древние греки использовали синий в основном в качестве фона, а для римлян это вовсе был цвет варваров. По упоминанию Тацита, кельты и германцы красили тело синей краской для устрашения врагов, поэтому в Риме этот цвет не любили и старались избегать в повседневной жизни.
Лишь в Древнем Египте синий был популярен. Его изготавливали из медных опилок , и он получался даже не синим, а скорее светло-голубым с зеленым оттенком. Этот пигмент стал первым из синтетических, поэтому до сих пор называется египетским синим . Свидетельство любви к такому цвету — найденные в гробницах фигурки, например, фаянсовые гиппопотамы, которых сегодня можно встретить и в Лувре, и в Метрополитен-музее.
Гиппопотам, 1981–1885 гг. до н. э., Метрополитен-музей. Источник
На лазурных телах бегемотов изображены лотосы, которые указывают на любимое занятие этих животных — купание в болотных водах. Но для египтян это был еще и символический образ, ведь согласно египетскому мифу о сотворении мира солнце появилось из цветка лотоса. Синий цвет напоминал воды Нила и олицетворял плодородие и саму жизнь. Статуэтка гиппопотама, помещенная рядом с мумией, повышала шанс усопшего на перерождение.
Читайте также
Цвет Царства Божьего
В западной культуре синий цвет вплоть до раннего Средневековья ничего не значил и использовался лишь для изображения неба. Только в XII столетии его роль была переосмыслена — благодаря аббату Сугерию . Он считал, что божественный свет передается через цвета, а синий воспринимал как небесный свет.
С этого времени в западноевропейском искусстве золотой и синий стали почти что синонимами — главными цветами для изображения Царства Божьего.
Появились новые храмы (позже названные историками готическими), в которых акцент делался на оконных проемах — ибо Бог есть свет. Это были не простые окна, а витражи высотой в несколько метров, преимущественно синего цвета. Благодаря этому синий буквально заполнял пространство собора, как, например, в парижской часовне Сент-Шапель.
Сент-Шапель, 1242–1248 гг. Источник
Постепенно синева распространилась и на другие религиозные образы. Богоматерь в Средневековье символизировала небесную церковь, поэтому синий стал ассоциироваться еще и с ее одеждой, хотя до этого Пресвятую Деву изображали в одеждах темных оттенков, которые напоминали о трауре по сыну.
Устюжское Благовещение, ок. 1103 г. Источник
В XII столетии цвет ее наряда меняется, и вместе с этим трансформируется интерпретация образа. Вместо печали по умершему Христу одежда теперь символизировала духовную чистоту и целомудрие Богоматери.
Мадонна на троне в окружении шести ангелов, Чимабуэ, 1290-е гг. Источник
Синий для создания объема
К концу Средневековья синий утверждается как иконографический цвет Девы Марии. Поэтому, когда Джотто принялся расписывать церковь в Падуе, посвященную Богоматери, он превратил ее в гимн небесному свету.
Несмотря на скромный размер здания, заказчик фресок был явно не из бедных людей: чтобы Джотто смог сымитировать цвет небес, для него специально достали невероятно дорогую в то время афганскую ляпис-лазурь в количестве, необходимом, чтобы покрыть весь сводчатый потолок.
Капелла Скровеньи, 1300–1303 гг. Источник
Этот цвет художник использовал и в повествовательных сценах на стенах храма. Кажется, что изображенные события происходят вечером, но при этом фигуры подсвечены так, словно в разгар светового дня. Дело в том, что перед художником не стояла задача показать определенное время суток, скорее его интересовало создание «живого» объема.
Джотто первым преодолел плоскость фигур за счет создания светотеневой моделировки и первым отступил от традиционного золотого фона, написав фрески с голубым небом.
Он поставил своеобразную точку невозврата, разорвав тесную связь итальянской школы с искусством Византии и позволив появиться на свет Ренессансу, ориентированному на реалистичное изображение.
Рублевский голубец
Популярность минерала лазурита была столь велика, что слава о нем добралась и до Руси. В XIV столетии она переживала не самые лучшие времена, находясь под гнетом татарского ига. Впрочем, даже в этот период не прекращалось строительство новых храмов, и в иконописные артели продолжали поступать новые заказы.
Так получил работу Андрей Рублев , который должен был завершить убранство недавно возведенного Троицкого собора. В итоге появилась самая известная его работа — икона «Троица».
Всё в этой работе было ново: и трактовка сюжета, и необычайно светлый колорит. Чтобы соотношение цветов казалось гармоничным, Рублев отказался от яркой киновари (как, например, в более ранней «Зырянской Троице»), заменив ее нежно-розовыми и темно-бордовыми оттенками.
Зырянская Троица, Стефан Пермский (?), 1379–1400 гг. Источник
Расположение цветовых пятен на иконе подчинено композиционной идее круга: Рублев прописывает одежды ангелов одним пигментом синего цвета таким образом, чтобы они отражали друг друга с противоположных сторон.
Краска, которую использовал Рублев, — ляпис-лазурь — была невероятно дорогой, и ее применение было бы невозможно, если бы она не имела важного символического значения. Этот сине-голубой цвет, названный позднее рублевский голубец , напоминал небесный свет, о котором писал один из отцов церкви Исаак Сирин: «Чистый ум уподобляется небесному цвету, в нем во время молитвы просияет свет Святой Троицы».
Троица, Андрей Рублев, 1411 или 1425–1427 гг. Источник
Самый совершенный из всех цветов
В эпоху Возрождения синий цвет в западноевропейской культуре вступает в новую фазу своей истории: теперь это самый модный цвет среди аристократии. Культ Богородицы повлиял на одежду королей, которые стали носить синие мантии, а вслед за ними в синий начали одеваться и подражавшие им придворные. В таких одеждах они и хотели быть запечатленными на полотнах художников.
Чем выше спрос — тем выше стоимость: ляпис-лазурь превзошла в цене даже золото. Но художников это не останавливало, ведь теперь синий был «самым совершенным из всех цветов», как писал Ченнино Ченнини в «Трактате о живописи» в 1400 году. Именно за щедрое использование лазури и золота часослов, проиллюстрированный братьями Лимбург, даже назвали великолепным.
Великолепный часослов герцога Беррийского, 1410–1490-е гг. Источник
Но не только роскошь и дороговизна красок удивляли историков. В этой богослужебной книге впервые появляется изображение, построенное по законам линейной и световоздушной перспективы , — одно из главных новаторств братьев Лимбург.
Чтобы сделать фон объемным (на нем показаны реалии того времени — развлечения знати и работы крестьян), художник уменьшает объекты по мере их удаления от переднего плана и создает пространственную глубину с помощью градации синего неба: чем ближе к горизонту, тем светлее цвет.
С этого времени синий будет отвечать за построение световоздушной перспективы в картине, а к названию цвета часто будет прибавляться определение «глубокий».
Теперь синий так много значил — и концептуально, и материально, — что почти все именитые художники Ренессанса старались использовать ляпис-лазурь. За великолепные религиозные сцены Фра Беато Анджелико лазурь до сих пор иногда называют синим Фра Анджелико .
Коронование Марии, Фра Беато Анджелико, 1430–1432 гг. Источник
Еще одним певцом синего цвета стал Микеланджело . Он пользовался богатой казной Ватикана и заказывал огромное количество этого пигмента для фрески «Страшный суд» в Сикстинской капелле.
Страшный суд, Микеланджело,1537—1541 гг. Источник
А вот другая его работа — «Погребение», — как считается, так и не была закончена, потому что художник не смог собрать средства на покупку необходимой ему лазури.
Погребение, Микеланджело,1500 г. Источник
А вот тут можно посмотреть, как изготавливали ляпис-лазурь по рецепту Ченнини:
Эксперименты с синим для создания нового цвета
В XVII столетии ляпис-лазурь оставалась в почете, правда, ее уже перестали использовать в таких масштабах, как это делали Джотто или Микеланджело. Художники в то время активно экспериментируют с цветом: мешают краски, добиваются новых оттенков и пытаются сэкономить на дорогих пигментах.
Может быть интересно
Ян Вермеер довольно часто использует в картинах лазурь, но в минимальных дозах — только на верхний слой, а под нее кладет более дешевый азурит или смальту. Как, например, в картине «Молочница»: здесь есть лазурь и на юбке, и на рукавах крестьянки, и в кувшине на столе — но каждый раз этот цвет разбавлен другим оттенком. Получается невероятно тонкий колорит при минимальных затратах.
Молочница, Ян Вермеер, 1658–1660 гг. Источник
Для сравнения, художник предшествующего поколения, Тициан, когда рисовал небо «Вакху и Ариадне», только высветлял тон синего, но не менял его градиент в сторону зеленого или фиолетового.
Вакх и Ариадна, Тициан, 1520–1523 гг. Источник
В известной «Девушке с жемчужной сережкой» Вермеер добивается света драгоценных камней за счет того, что смешивает синий с другими цветами. Этот эксперимент с цветом даже привел к тому, что сейчас мы видим абстрактный черный фон, хотя на самом деле это была зеленая занавеска.
Девушка с жемчужной сережкой, Ян Вермеер, ок. 1665 г. Источник
Синий: легкий или тревожный?
В повседневной жизни XIX столетия мода на синий утихла: он уступил место черному . Черными были официальные мужские костюмы, модные женские платья и форма студентов. Но в картинах французских импрессионистов вы никогда не увидите черного, ведь художники отрицали его существование в природе.
Импрессионисты были одними из первых, кто заметил, что темные тени на самом деле полны цвета — поэтому в их ярких полотнах тени состоят из кобальтового синего, коричневого, синтетического ультрамарина (аналог дорогой ляпис-лазури), изумрудно-зеленого, охристо-желтого и красных оттенков.
Но доминирующим цветом в палитре импрессиониста всегда был синий. Его они использовали не только чтобы показать многообразие оттенков в природе, но и для создания определенной атмосферы.
Огюст Ренуар предпочитал кобальт , чтобы передать ощущение ускользающего мгновения: синей дымкой покружится в вальсе, прокатится на качелях любимая модель художника Маргарита Легран — и ускользнет в бесконечность времени.
Качели, Огюст Ренуар, 1876 г. Источник
Увы, жизнь девушки была так же быстротечна, как эфемерен ее образ в картинах художника: после создания «Бала в Мулен де ла Галетт» Маргарита заболела оспой и вскоре умерла.
Бал в Мулен де ла Галетт, Огюст Ренуар, 1876 г. Источник
Постимпрессионист Винсент Ван Гог был очарован насыщенным синим цветом, который помог ему сделать палитру ярче. Как он сообщал брату в письмах, в окружении кобальтового неба звезды кажутся драгоценными камнями, а на фоне теплого ультрамарина моря берег становится лиловатым и немного бледно-розовым.
Лодки с песком у причала, Винсент Ван Гог, 1888 г. Источник
В картине «Звездная ночь», написанной в больнице для душевнобольных, желтый словно находится в противоборстве с контрастным ему синим цветом. Многие исследователи отмечают, что таким образом художник хотел выразить тревогу, которую он испытывал накануне очередного приступа психического расстройства.
Звездная ночь, Винсент Ван Гог, 1889 г. Источник
Мистический цвет Пикассо
На рубеже XIX–XX веков по миру прошла волна символизма, увлекая за собой писателей и художников. Тексты наполнились метафорами и сравнениями, а картины голубым светом — ведь как еще можно выразить грезу или смутные предчувствия?
У Пабло Пикассо , недавно прибывшего в Париж, появилась целая серия голубых работ, в которых он делился личными переживаниями. Холодный колорит его картин и обилие мрачных персонажей соответствовали его восприятию мира в тот период жизни. В первые годы после переезда закончил жизнь самоубийством его близкий друг Карлос Касагемас, да и у самого Пикассо дела шли неладно: в столице мирового искусства, которую он жаждал покорить, не получалось продать ни одной картины. Возможно, эти неурядицы и подтолкнули художника к созданию самых неоднозначных образов, которые когда-либо появлялись в его творчестве.
Самой загадочной работой из голубой серии стала «Жизнь». На ней изображен недавно умерший Касагемас в окружении женских фигур-аллегорий: любви, материнства, страха перед будущим. Чтобы придать работе мистический характер, Пикассо использует синий цвет как трансцендентный, не давая зрителю прямого ответа на вопрос «как понять эту картину?».
Жизнь, Пабло Пикассо, 1903 г. Источник
Немногим позже в России несколько художников-символистов объединились и создали группу «Голубая роза» . Из названия понятно, какой цвет они избрали главным для своих работ.
В отличие от Пикассо они старались дематериализовать образ, создавая «размытые» формы и неясные очертания, за что современники даже называли их живопись «чистой водой». Созерцание полотен с неоднозначными для восприятия сюжетами подобно медитации: они погружают зрителя в себя и заставляют фантазировать, помогая таким образом забыть о суете будничной жизни.
Голубой фонтан, Павел Кузнецов, 1905 г. Источник
Интернациональный синий
Пожалуй, самый известный художник синего цвета — это Ив Кляйн . Легенда гласит, что когда ему было 19 лет, он сидел на пляже с друзьями Клодом Паскалем (ставшим поэтом) и Арманом Фернандесом (ставшим художником) и каждый выбирал, какая часть мира ему достанется: Паскаль взял себе воздух, Фернандес — землю, а Кляйн забрал небо.
Стремление Кляйна к широте неба определило его творческую карьеру: в 1950-х он пытался создать такой же насыщенный цвет, который использовал Джотто для фресок, — но безуспешно. Тогда он обратился к Эдуарду Адаму, торговцу красками и химику-любителю.
Вместе они создали краску, состав которой был официально зарегистрирован в 1960 году как IKB (International Klein Blue) — правда, без упоминания имени Адама. С тех пор Кляйн только и рисовал что синим.
Синий Ива Кляйна. Источник
Хотя говорить, что он рисовал, наверное, будет преувеличением. Он брал краску и распылял ее на холст или нанимал женщин, которые обмазывались краской и оставляли отпечатки тел на полотне.
Ив Кляйн. Источник
Синий в современном искусстве
История синего цвета продолжается и после Кляйна, хотя уже не в таком масштабе.
Вдохновленный работами французского художника режиссер и писатель Дерек Джармен создал кинофильм «Блю» (1993), в котором в течение 74 минут актеры и сам Джармен рассказывают о своей жизни на синем фоне одного яркого оттенка. Это была последняя кинокартина уже слепого Джармена. Зная, что вскоре его станет (он был болен СПИДом), он выбирает синий как образ бескрайнего неба, в котором нет места смерти.
Дерек Джамен. Источник
Художник Роджер Хайорнс вспоминает опыт символистов о трансцендентном значении синего цвета. В своих работах он тоже предлагает забыть о мире реальном и совершить путешествие в мир фантастический.
Его самым масштабным проектом стал «Захват», когда в квартиру в одном из заброшенных лондонских домов он затащил десятки стальных баков с раствором сульфата меди общим объемом 90 тысяч литров, затем нагрел их и покрыл составом всё жилище изнутри. За две с половиной недели по всей поверхности квартиры выросли синие кристаллы, преобразив ее в сказочную пещеру.
Роджер Хайорнс. Источник
Лишь защитные перчатки и обувь, которые выдавали зрителям на входе, не давали забыть, что неземная красота на самом деле может быть токсичной.
Фотографии и иллюстрации во всех оттенках синего цвета
У нас сегодня тематический пост, посвящённый синему цвету. Предлагаем полюбоваться фотографиями, цифровыми изображениями и иллюстрациями, в которых преобладает цветовая палитра с оттенками от светло-бирюзового до тёмно-синего.
Эти произведения принадлежат разным авторам и исполнены на разную тематику, но их объединяет цветовая гамма.
Синий цвет может быть таким разным и неизменно потрясающим.
Reitdiephaven – Гронинген, Нидерланды
Автор фото: Иван Маигуа
Тропический рай с черепахами
Автор фото: Виталий Сокол
Зеркальное отражение горы
Автор фото: Джонатан Беслер
День как ночь
Автор фото: iNeedChemicalX
Тёмно-синий
Автор фото: Саймон Рой
Aston Martin Vanquish (2013)
Автор фото: Laffonte
Напоминания о ночи
Автор фото: werol
Автор фото: Магнус Ларссон
Ледяная гора
Автор фото: Хугаард Малан
Локи и его тессеракт
Автор фото: Cakes-and-Comics
Будущее уже сейчас
Автор фото: 911OFFICIAL
Молчание
Автор фото: Жак де Вос
Синий электрик
Автор фото: Майлз Морган
Холодное лето
Автор фото: luciekout
Бесконечное настоящее
Автор фото: Oer-Wout
Озеро Авраам зимой
Автор фото: Лонг Нгуен
Аквамариновая мечта
Автор фото: Скотт Сморра
Алина
Автор фото: emuciss
Пирс Принцесс в «голубой час»
Автор фото: Биффи Кэт
Неоновый город Осака
Автор фото: Ёсихико Вада
Горные призраки
Автор фото: Дэйв-Дербис
Скованное льдом озеро Макдональд
Автор фото: Чип Филипс
Я реальный?
Автор фото: MRFarts
Цветная пыль
Автор фото: artviveslidia
Алеся
Автор фото: Владимир Зотов
В такт
Автор фото: MilanNikolaPetrovic
Голубой пруд в снегу
Автор фото: Кент Сираиси
Автор фото: Nelleke
Olstind, Северная Норвегия
Автор фото: Стиан Кло
Вверх и выше
Автор фото: VerticalDubai
Один в темноте
Автор фото: AtomicZen:)
Звёздные столкновения
Автор: KuldarLeement
Глубокие-глубокие воды
Автор: SachaKalis
Мысли
Автор: Цестица
Ледник, эскиз
Автор: arcipello
Что нарисовать на синем фоне
Фон является неотъемлемой частью картины, независимо от того, что на ней изображено.
Даже если вы решите оставить просто белое пятно вокруг изображения, вы все равно таким образом создаете фон для него, так как холст или бумага, будь они белые или тонированные, в конечном итоге будут также восприниматься как часть законченной картины.
Таким образом, очень важно правильно подобрать фон для картины, а не просто “нарисовать что-нибудь”, чтобы поскорее закончить работу.
Давайте в этой статье попробуем разобраться, на что стоит обратить внимание художнику, когда приходит время подумать над фоном картины.
Я подготовил и собрал работы художников-педагогов и их студентов, с той целью, чтобы прокомментировать выбор фона на каждой из них.
Несколько типов фонов:
1.Чистый лист
Фон не добавляется.
Эта картина прекрасно выглядит без добавления фона.
В этом сделанном цветными карандашами рисунке Джейн Лэзенби теплый оттенок тонированной бумаги прекрасно выступает и в качестве основного цвета в портрете собаки, и в качестве нетронутого фона.
2. Виньетирование
Часть фона прорисовывается для того, чтобы сосредоточить внимание зрителя на главном объекте, при этом области по краям рисунка остаются нетронутыми.
Роб Дадли намерено оставил в своем натюрморте такие большие непрокрашенные участки по краям. Такой подход позволил ему привлечь внимание зрителя к главным элементам картины, в особенности к прекрасным отражениям на металлическом чайнике.
3. Простой и незамысловатый фон
Серия плавных цветовых переходов.
Выбрав такой вариант фона для своей работы с подсолнухами, Мэриан Даттон смогла не только подчеркнуть и ясно выделить головки цветов, благодаря плавным цветовым переходам фона, но также при его помощи установила источник света справа.
Добавленная тень от вазы позволила ей не зависнуть в воздухе, а твердо встать на стол, даже несмотря на то, что никакого прорисованного стола на картине нет.
4. Более детальный фон
Интерьер дальней стороны комнаты, например, или фон из листьев и деревьев в зарисовках с природы.
В этой работе Мэриан решила подчеркнуть птицу и привлечь к ней больше внимания, сделав фон за ней бледным и простым.
Очень просто и схематично нарисованные поверх фона листья в остальной части картины мягко указывают на главный предмет изображения, подчеркивают его красоту.
5. Фон как главный объект
Расположение фона на ближнем/среднем плане позволяет ему исполнять поддерживающую, связующую роль.
В этом пейзаже Роба Дадли с драматичным вечерним небом нет ярко выраженного центра картины, так что все внимание привлекает к себе множество оттенков, которыми художник передал жар летнего вечера.
Центром этой картины мог бы стать город, но он здесь прорисован лишь силуэтом на заднем плане картины, он сам стал фоном для того, чтобы подчеркнуть красоту вечернего неба.
Если вы закроете нижнюю часть картины рукой, то останется видно только небо и его переливающиеся оттенки. Чтобы получить гармоничное сочетание, отлично работающее вместе, вам нужны и сюжет картины, и фон.
Мы рассмотрели лишь пять примеров различных вариантов фона. На самом деле их может быть много больше, в соответствии с огромным количеством существующих картин. Все зависит от желаемой степени детализации, прорисовки, силы воздействия фона на зрителя.
3 фактора для хорошего фона:
1) Фон дополняет картину, но не конкурирует с главным изображением.
Посмотрите как Джейн Лэзенби в этой зарисовке пейзажа Невады ослабила горы вдали, чтобы передать ощущение глубины пейзажа. По сути, для дальних гор использованы те же цвета, что и для гор переднего плана, но они в достаточной мере приглушены белым цветом.
Таким образом, горы дальнего плана никак не конкурируют за внимание с главным центром картины, но в то же время они создают хороший массивный фон, который выгодно оттеняет и подчеркивает скалы на переднем плане.
2) Фон объединяет картину
В этой работе Мэриан Даттон при написании фона сделала несколько мазков теми же оттенками красок, которые она использовала при написании птицы и цветов на переднем плане.
Этот прием сделал фон более интересным, как бы намекая зрителю, что вдали то же есть цветы и птицы, но сам фон достаточно размыт, чтобы не отвлекать на себя внимание зрителя от главных объектов картины.
3) Фон улучшает картину
В этом прекрасном простом снежном пейзаже Джеффа Кирси я удалил при помощи программы на компьютере группу деревьев дальнего плана.
Несмотря на то, что они были нарисованы в технике по-сырому быстро и без детализации, посмотрите, как сильно меняется впечатление от картины без них.
Совет начинающим художникам: Потратьте какое-то время заранее на то, чтобы продумать фон для своей работы.
Типичные ошибки при рисовании фона
Довольно часто, даже для опытных художников, выбранный фон получается не таким, каким задумывался, или не дает нужного эффекта.
1. Слишком сильный тон
Рассмотрим сначала правую картинку без фона. Диана нарисовала ее акварелью (да-да, это акварель, а не фотография!) без намека на фон потому, что была уверена – сюжет картины говорит сам за себя и достаточно силен для того, чтобы обойтись без фона.
Воспользовавшись программой редактирования фотографий я добавил к ее работе синий фон. Посмотрите как сильно проигрывает работа с наличием фона оригинальной версии Дианы.
Итак, если картина самодостаточна сама по себе, без наличия фона, пусть будет так!
2. Фон слишком детальный и отвлекает на себя внимание.
Если бы Барбара при работе над своей картиной стала бы просто копировать оригинальный снимок со всем его несметным количеством мелких деталей, то это убило бы ее живопись.
Вместо этого фон вдали она нарисовала в виде солнечного летнего неба. Кроме того, на переднем плане картины вся область травы была обобщена с использованием техники виньетирования, чтобы позволить зрителю сфокусироваться на тележке с цветами.
Запомните, что фон – это не то, что прячется где-то там вдали за главными объектами картины. Фон выполняет поддерживающую, связующую роль в картине, и может проявляться также и на переднем плане, как в этом примере.
3. При прорисовке фона допущена ошибка, которая сразу же притягивает к себе взгляд.
Посмотрев внимательно на эти две картинки, подготовленные Сиан Дадли, мы без труда заметим, что ошибки, допущенные в левом варианте работы, неизменно притягивают к себе взгляд зрителя.
На правой же картинке эти ошибки уже исправлены, так что мы можем полностью сосредоточиться на прекрасных нарциссах.
4. Цвета для фона подобраны неверно, в таком случае фон и основной сюжет картины кажутся частями разных работ.
На этой своей работе Джилл Фаркухарсон изобразила прекрасный закат на фоне городского венецианского пейзажа.
Обратите внимание на то, как хорошо подобраны цвета для теплого неба, зданий и воды, все они гармонируют друг с другом.
На правом варианте картины я заменил теплый оттенок неба на более холодный. На первый взгляд, мы не видим ничего ужасного. Однако смешение на одной картине теплых и холодных оттенков в данном случае полностью нарушило баланс в картине Джилл. В том числе, это произошло и из-за того, что отражение неба в воде теперь тоже будет намного холоднее. Сам по себе новый вариант неба вовсе не плох, но в этой картине он не сработает ей на пользу.
5. Фон занимает собой большую часть работы, при этом сам по себе он неинтересен.
Независимо от изображаемого сюжета, в любой картине желательно создавать спокойные, “тихие” области, чтобы уравновесить и привести в гармонию области интереса и центр картины.
Однако иногда вы можете увлечься и сделать фон чересчур спокойным, тогда необходимо немного изменить его при помощи наложения текстур или добавления нескольких деталей. Вам нужно успеть вовремя остановиться, главная задача – сделать фон не скучным, но при этом он не должен конкурировать с главными элементами картины.
Прекрасный пример к написанному выше – работа Мари с уличной танцовщицей. При помощи цветных карандашей Мари сумела ухватить суть движений девушки, динамику танца.
Мари оставила фон практически белым, однако подчеркнула динамичность танца несколькими штрихами, следующими за движениями рук танцовщицы, а также добавила намек на стену за спиной девушки.
Вроде бы не очень заметные, но в тоже время важные дополнения. Эти действия с фоном позволили Мари значительно улучшить ее работу.
Как же выбрать фон для своей картины?
Надеюсь, что к этому моменту вы уже поняли, что выбор фона – очень важная часть работы над картиной. Фон должен соответствовать выбранной вами теме работы, будь то пейзаж, натюрморт, портрет и так далее.
Давайте рассмотрим пример с натюрмортом. С какой стороны находится источник освещения? Работа будет выполняться в высоком или низком ключе, будет ли она выполнена в светлых или темных тонах?
Обратите внимание, что понятия высокого и низкого ключа отнюдь не подразумевают под собой чересчур светлые или темные работы.
Это просто обозначает, что оттенки, используемые в работах, выполненных в низком ключе, будут более сближены, чем оттенки в работах, выполненных в высоком ключе, где мы можем наблюдать больший диапазон использованных оттенков – от самых светлых до самых темных.
Посмотрите на натюрморты, выполненные Кэрол Мэсси.
Обратите внимание на то, как на выполненном в высоком ключе натюрморте слева используется свет, чтобы подчеркнуть кувшин, добавить яркие блики на бокал, помочь инжиру и винограду светиться.
Свет также отражается от каменной стены и столешницы. А это значит, что есть и более темный тон на передней стороне стола, которая остается в тени.
Чтобы сделать более интересным участок стены за основной композицией, туда были добавлены несколько трещин.
Теперь посмотрим на натюрморт справа. Он выполнен в низком ключе. Мы также можем видеть свет на картине, который в данном случае куда более рассеянный и не такой яркий.
Посмотрите, верхняя и передняя поверхности стола сближены по тону, в отличие от рассмотренного нами ранее натюрморта. Такой приглушенный свет дает возможность белым лепесткам цветов засиять на основном фоне.
Выбор цветового и тонового решения работы следует продумать заранее, это так же важно, как и выбор места расположения и количества ключевых элементов вашей работы.
Так, при работе над сложной пейзажной сценой, вам нужно продумать как упростить детали для фона и приглушить местами цвета, чтобы получить спокойные участки вашей работы, не отвлекающие внимание зрителя от главного изображения.
Джеймс Уиллис изобразил на своей работе весьма оживленную уличную сценку с множеством людских фигур, занятых разговорами или просто гуляющих по городу.
Джеймс уравновесил такую оживленную сценку при помощи простого синего неба, а также упростил дома вдали улицы, нарисовав их блоками, без детализации, но лишь с намеками на окна, двери и балконы.
Если вы рисуете с фотографии, не нужно в точности копировать все, что вы там видите, особенно это касается фона.
Что касается портретов, то очень часто фон не соответствует изображаемому объекту и иногда способен даже ухудшить общее впечатление от картины, нежели сделать ее лучше.
Посмотрите на портрет девочки, выполненный Питером Киганом в технике “по-сырому”.
На фотографии видно, что за спиной девочки находится часть гладильной доски и холодильник. Все очень современное, но согласитесь – это не подходящий фон для того, чтобы включить его в портрет вашего ребенка!
Питер принял решение не добавлять фон к своей работе, и в результате мы получили портрет, где ничто не отвлекает нас от лица ребенка.
Вот еще один портрет Питера. Как мы можем видеть, на исходной фотографии фон настолько пестрый и детальный, что отвлекает наше внимание от лица мужчины.
Питер решил эту проблему так – выбрал для фона всего лишь один желтый цвет, а также применил технику виньетирования, позволяющую еще больше сосредоточить внимание зрителей на лице.
Желтый цвет, как дополнительный для фиолетового, прекрасно сочетается с фиолетовым и синим цветами на бабочке и костюме мужчины.
Однако, иногда у вас будет возникать желание, чтобы фон вокруг предметов соответствовал реальности.
На этой картине изображены мои собаки Блейз и Визз. Я нарисовал ее в подарок для своего друга много лет назад.
Мы хотели поймать сущность маленького чертенка в Виззе, который щенком был большим шалуном, а также запечатлеть его брата Блейза в естественной для них обстановке у нас дома.
Наблюдая за ними, мы подметили, что кожаная танкетка – любимое место Визза, куда он бежит сразу же, как чувствует, что ему грозят неприятности.
А небольшая резиновая игрушка, выглядывающая из-под танкетки – это была любимая вещь их обоих, так что ее обязательно нужно было включить в композицию.
Мы нашли угол в гостиной с правильным расположением двери и отсутствием какого-либо беспорядка. Узор на ковре отсутствовал, и в результате мы нашли фон, который был совершенно подлинен с точки зрения реальности, но дополнен и ненавязчив с художественной точки зрения.
Иногда бывают случаи, когда сложно понять, где заканчивается основной сюжет картины и начинается фон. Однако это не должно стать для вас проблемой, если вы заранее обдумаете этот вопрос.
Джоанн Бун-Томас – автор чудесных спонтанных акварелей, и ее яркими цветочными работами справедливо восхищаются.
Посмотрите на фотографию мальвы. Цветы сфотографированы на фоне бледного облачного неба. Картинка статична и скучна.
А теперь сравните ее с акварелью справа, где фотография использовалась лишь для того, чтобы определиться с формой цветов, к которым художница добавила буйство красок и движение, и картина стала смотреться совсем иначе.
Несмотря на то, что фон кажется сложным, а отдельные его участки даже темнее по тону, чем изображенные цветы, все это было сделано специально, чтобы усилить, подчеркнуть бледно-розовые лепестки цветов так, чтобы внимание зрителя сфокусировалось на них.
При написании фона Джоанн была сконцентрирована на том, чтобы цвета фона причудливо сочетались с самими цветами. Большую часть работы с фоном она выполнила в технике по-сырому, позволяя пятнам краски растекаться причудливо, сливаться друг с другом и самим создавать фон для картины.
Примеры фонов
Я бы хотел завершить эту статью подборкой других работ, которые вы могли бы рассмотреть более близко, а возможно и вдохновиться для написания ваших собственных картин.
Посмотрите на этот морской пейзаж Дейва Джеффри. Облака на дальнем плане прорисованы при помощи полусухой кисти, что придает картине особое настроение.
Более плотные и большие облака были написаны мазками в разных направлениях, чтобы подчеркнуть ветреную погоду, а нижняя часть облаков прорисована мазками слева направо, увлекая взгляд зрителей к яхтам.
Все это вместе позволяет передать атмосферу ветреного дня у воды.
В этом прекрасном пейзаже с совой художник Пол Эппс так же использовал подобный прием, однако тут мы видим, что травы на переднем плане также образуют часть фона, чтобы еще эффектнее выделить главного героя картины – сову.
Такого эффекта удалось добиться используя бледные кремовые и оранжевые цвета для травы, мягко сливающейся с небом. Фон не перегружен деталями, но смотрится очень хорошо и спокойно из-за правильно подобранного цветового решения.
Ребекка Де Мендонка для своей прекрасной пастельной работы с балериной решила вообще практически не добавлять фон.
Работа выполнена на темной бумаге, которая прекрасно контрастирует со светлыми оттенками, использованными для рисования балерины.
Так что художница лишь подчеркнула ее, добавив картине жизни и движения при помощи нескольких ярких штрихов желтого и оранжевого в качестве фона.
Глинис Барнес-Меллиш известная акварелистка, отдающая предпочтение портретам.
Посмотрите на ее работу с купающейся девушкой. Здесь хорошо видно, как в некоторых случаях прекрасно работает сдержанный фон.
Основной фокус сделан на теплые, нежные тона кожи девушки и ее затылок. Поэтому приглушенные и более прохладные оттенки бледно-голубого, серого, использованные для стен, ванны, мыла, полотенец не отвлекают наше внимание от ее фигуры, но призваны лишь еще больше подчеркнуть ее.
А теперь давайте посмотрим другую работу. Кэрол Масси пишет акрилом натюрморт с бутылкой вина и бокалом.
В этом случае она использовала акриловую бумагу с подходящей текстурой холста и нарисовала фон при помощи валика и красок.
Я сделал два скрина из ее видео мастер-класса, которые более наглядно отражают то, что я хотел сказать.
Никогда не бойтесь экспериментировать с различными текстурами, особенно в части, касающейся прорисовки фона!
А вот великолепный тигр Джонатана Ньюи, нарисованный на простом зеленом фоне.
Это идеальный вариант, когда главный объект картины несет в себе слишком много различных деталей, как в данном случае пестрый меховой окрас тигра.
Обратите внимание на то, что хотя дальний план и прорисован всего несколькими большими уверенными мазками, они создают ощущение листвы за силуэтом зверя.
Черный лабрадор с картины Джейн Лэзенби, тревожно озирающийся по сторонам, изображен на размытом светлом фоне. Однако мы понимаем, что собака находится в поле благодаря нескольким более детальным мазкам на переднем плане, изображающим травы.
В картине Роба Дадли с изображением устья реки художник использовал одинаковые цвета для неба и его отражения в воде. Внимательно присмотревшись, вы увидите повторяющиеся синие и бледно-желтые цвета.
Возможно, для вас это очевидно, однако новички в акварельной живописи часто забывают об этом.
Такие вещи объединяют вашу работу. Запомните, что небо и море должны быть нарисованы вами в первую очередь, до того, как вы решите добавить на рисунок что-то еще.
Фон важен для любой работы, также и для работ, нарисованных при помощи угля.
Взгляните на картину Джоанн Бун-Томас, на которой изображен сельский дом. Я удалил с нее все нарисованные Джоанн облака, и вот что у меня получилось.
А теперь посмотрите на оригинальный рисунок Джоанн, где все облака находятся именно там, где она их нарисовала.
Обратите внимание на то, насколько иначе воспринимается версия Джоанн, хотя она всего лишь добавила несколько размазанных силуэтов облаков тут и там.
Давайте посмотрим на еще одну учебную работу Джоанн с изображением путешественников.
Бывали ли случаи, когда вы считали свои акварели испорченными после того, как на них образовывались так называемые “хлопья” в местах смешения красок?
Если да, то у меня есть отличные новости для вас!
В процессе работы над своим этюдом с путешественниками, Джоанн была сосредоточена на том, чтобы фигуры и фон были нарисованы с использованием одних и тех же цветов. Этот прием позволяет сразу же объединить всю картину.
Джоанн прекрасно удалось передать ощущение яркого света, используя очень насыщенные оттенки фона в тех местах, где он вплотную подходит к фигурам, а также оставляя белые ореолы вокруг части самих фигур путешественников.
Оставив незакрашенной правую часть картины, Джоанн смогла усилить ощущение яркого солнечного света. Посмотрите на сам фон за фигурами путешественников – там отчетливо видны “хлопья”.
Однако в данном случае они не разрушают всю работу, а наоборот делают более интересной за счет применения такой необычной текстуры для фона.
Подведем итоги
Итак, повторим… Планируйте и создавайте фоны для своих работ таким образом, чтобы они:
- дополняли работу, но не конкурировали за внимание с основным объектом;
- помогали объединять картину;
- повышали уровень всей работы в целом.
Мы могли бы рассмотреть еще много разных картин, но моя задумка была в том, чтобы научить вас рассматривать фон как неотъемлемую часть ваших работ, даже если вы добавляете или исправляете его позже, в процессе рисования.
Хотелось бы также надеяться, что вы разобрались с тем, почему конкретный фон в некоторых случаях работает, а в других нет.
И я вполне уверен, что преуспел в своей затее, потому что раз вы дочитали эту статью до конца, то уже не сможете не обращать внимания на фон в своих или чужих работах.
Теперь вы будете в состоянии помочь себе в своих творческих поисках.
Я уверен в этом!
Источник:
Перевод: Творческая Мастерская Марины Трушниковой
Надеюсь, что этот материал окажется вам полезным! Буду благодарна за репост.