Пределы со степенями: показательная, степенная и показательно-степенная функции
Пределы со степенями бывают различных видов в зависимости от положения неизвестной $x$ в пределе. Рассмотрим примеры решений для следующих ситуаций:
- Показательная функция
$$\lim\limits_a^ = a^ <\lim\limits_ f(x)> $$ - Степенная функция
$$ \lim\limits_(f(x))^a = \bigg(\lim\limits_ f(x) \bigg)^a $$ - Показательно-степенная функция
$$\lim\limits_\bigg(f(x)\bigg)^ = \lim\limits_ \frac<\ln(f(x))><\frac<1> > $$
Подставив точку $x=2$ в предел получим неопределенность $2^<\big(\frac<0><0>\big)>$. Итак, перенесем знак предела в показатель и попробуем его вычислить путем разложения числителя по формуле разности квадратов $a^2-b^2 = (a-b)(a+b)$.
Сокращаем числитель со знаменателем на $x-2$ и вычисляем предел степени.
Если не получается решить свою задачу, то присылайте её к нам. Мы предоставим подробное решение. Вы сможете ознакомиться с ходом вычисления и почерпнуть информацию. Это поможет своевременно получить зачёт у преподавателя!
Внесем знак предела внутрь скобок, а степень останется при этом снаружи.
При подстановке точки $x=0$ в предел получаем неопределенность $\frac<0><0>$. Для её устранения воспользуемся таблицей эквивалентностей пределов.
$$\sin x^2 \sim x^2$$ $$ 1-\cos x \sim \frac
Подставляем эквивалентные функции в предел и сокращаем $x$.
Если подставим $x=0$, то получим предел ноль в степени ноль $(0^0)$. Превратим это в другую неопределенность $(\frac<\infty><\infty>)$ с помощью третьей формулы.
Используем правило Лопиталя для продолжения решения. По нему, как известно, предел отношения функций равен пределу отношения производных от этих функций.
Преобразуем числитель в нормальный вид с помощью формулы $tg \; x = \frac<\sin x><\cos x>$ и выполняем все необходимые сокращения.
Замечательные пределы.
Примеры решений
Продолжаем наш разговор на тему Пределы и способы их решения. Перед изучением материалов данной страницы настоятельно рекомендую ознакомиться со статьей Пределы. Примеры решений. Из вышеуказанной статьи Вы сможете узнать, что же такое предел, и с чем его едят – это ОЧЕНЬ важно. Почему? Можно не понимать, что такое определители и успешно их решать, можно совершенно не понимать, что такое производная и находить их на «пятёрку». Но вот если Вы не понимаете, что такое предел, то с решением практических заданий придется туго. Также не лишним будет ознакомиться с образцами оформления решений и моими рекомендациями по оформлению. Вся информация изложена в простой и доступной форме.
А для целей данного урока нам потребуются следующие методические материалы: Замечательные пределы и Тригонометрические формулы. Их можно найти на странице Математические формулы, таблицы и справочные материалы. Лучше всего методички распечатать – это значительно удобнее, к тому же к ним часто придется обращаться в оффлайне.
Чем же замечательны замечательные пределы? Замечательность данных пределов состоит в том, что они доказаны величайшими умами знаменитых математиков, и благодарным потомкам не приходится мучаться страшными пределами с нагромождением тригонометрических функций, логарифмов, степеней. То есть при нахождении пределов мы будем пользоваться готовыми результатами, которые доказаны теоретически.
Замечательных пределов существует несколько, но на практике у студентов-заочников в 95% случаев фигурируют два замечательных предела: Первый замечательный предел, Второй замечательный предел. Следует отметить, что это исторически сложившиеся названия, и, когда, например, говорят о «первом замечательном пределе», то подразумевают под этим вполне определенную вещь, а не какой-то случайный, взятый с потолка предел.
Первый замечательный предел
Рассмотрим следующий предел: (вместо родной буквы «хэ» я буду использовать греческую букву «альфа», это удобнее с точки зрения подачи материала).
Согласно нашему правилу нахождения пределов (см. статью Пределы. Примеры решений) пробуем подставить ноль в функцию: в числителе у нас получается ноль (синус нуля равен нулю), в знаменателе, очевидно, тоже ноль. Таким образом, мы сталкиваемся с неопределенностью вида , которую, к счастью, раскрывать не нужно. В курсе математического анализа, доказывается, что:
Данный математический факт носит название Первого замечательного предела. Аналитическое доказательство предела приводить не буду, а вот его геометрический смысл рассмотрим на уроке о бесконечно малых функциях.
Нередко в практических заданиях функции могут быть расположены по-другому, это ничего не меняет:
– тот же самый первый замечательный предел.
! Но самостоятельно переставлять числитель и знаменатель нельзя! Если дан предел в виде , то и решать его нужно в таком же виде, ничего не переставляя.
На практике в качестве параметра может выступать не только переменная , но и элементарная функция, сложная функция. Важно лишь, чтобы она стремилась к нулю.
Здесь , , , , и всё гуд – первый замечательный предел применим.
А вот следующая запись – ересь:
Почему? Потому что многочлен не стремится к нулю, он стремится к пятерке.
Кстати, вопрос на засыпку, а чему равен предел ? Ответ можно найти в конце урока.
На практике не все так гладко, почти никогда студенту не предложат решить халявный предел и получить лёгкий зачет. Хммм… Пишу эти строки, и пришла в голову очень важная мысль – все-таки «халявные» математические определения и формулы вроде лучше помнить наизусть, это может оказать неоценимую помощь на зачете, когда вопрос будет решаться между «двойкой» и «тройкой», и преподаватель решит задать студенту какой-нибудь простой вопрос или предложить решить простейший пример («а может он (а) все-таки знает чего?!»).
Переходим к рассмотрению практических примеров:
Если мы замечаем в пределе синус, то это нас сразу должно наталкивать на мысль о возможности применения первого замечательного предела.
Сначала пробуем подставить 0 в выражение под знак предела (делаем это мысленно или на черновике):
Итак, у нас есть неопределенность вида , ее обязательно указываем в оформлении решения. Выражение под знаком предела у нас похоже на первый замечательный предел, но это не совсем он, под синусом находится , а в знаменателе .
В подобных случаях первый замечательный предел нам нужно организовать самостоятельно, используя искусственный прием. Ход рассуждений может быть таким: «под синусом у нас , значит, в знаменателе нам тоже нужно получить ».
А делается это очень просто:
То есть, знаменатель искусственно умножается в данном случае на 7 и делится на ту же семерку. Теперь запись у нас приняла знакомые очертания.
Когда задание оформляется от руки, то первый замечательный предел желательно пометить простым карандашом:
Что произошло? По сути, обведенное выражение у нас превратилось в единицу и исчезло в произведении:
Теперь только осталось избавиться от трехэтажности дроби:
Кто позабыл упрощение многоэтажных дробей, пожалуйста, освежите материал в справочнике Горячие формулы школьного курса математики.
Готово. Окончательный ответ:
Если не хочется использовать пометки карандашом, то решение можно оформить так:
Используем первый замечательный предел
Опять мы видим в пределе дробь и синус. Пробуем подставить в числитель и знаменатель ноль:
Действительно, у нас неопределенность и, значит, нужно попытаться организовать первый замечательный предел. На уроке Пределы. Примеры решений мы рассматривали правило, что когда у нас есть неопределенность , то нужно разложить числитель и знаменатель на множители. Здесь – то же самое, степени мы представим в виде произведения (множителей):
Далее, по уже знакомой схеме организовываем первые замечательные пределы. Под синусами у нас , значит, в числителе тоже нужно получить :
Аналогично предыдущему примеру, обводим карандашом замечательные пределы (здесь их два), и указываем, что они стремятся к единице:
Собственно, ответ готов:
В следующих примерах, я не буду заниматься художествами в Пэйнте, думаю, как правильно оформлять решение в тетради – Вам уже понятно.
Подставляем ноль в выражение под знаком предела:
Получена неопределенность , которую нужно раскрывать. Если в пределе есть тангенс, то почти всегда его превращают в синус и косинус по известной тригонометрической формуле (кстати, с котангенсом делают примерно то же самое, см. методический материал Горячие тригонометрические формулы на странице Математические формулы, таблицы и справочные материалы).
В данном случае:
Косинус нуля равен единице, и от него легко избавиться (не забываем пометить, что он стремится к единице):
Таким образом, если в пределе косинус является МНОЖИТЕЛЕМ, то его, грубо говоря, нужно превратить в единицу, которая исчезает в произведении.
Дальше по накатанной схеме, организуем первый замечательный предел:
Здесь все вышло проще, без всяких домножений и делений. Первый замечательный предел тоже превращается в единицу и исчезает в произведении:
В итоге получена бесконечность, бывает и такое.
Пробуем подставить ноль в числитель и знаменатель:
Получена неопределенность (косинус нуля, как мы помним, равен единице)
Используем тригонометрическую формулу . Возьмите на заметку! Пределы с применением этой формулы почему-то встречаются очень часто.
Постоянные множители вынесем за значок предела:
Организуем первый замечательный предел:
Здесь у нас только один замечательный предел, который превращается в единицу и исчезает в произведении:
Избавимся от трехэтажности:
Предел фактически решен, указываем, что оставшийся синус стремится к нулю:
Этот пример сложнее, попробуйте разобраться самостоятельно:
Некоторые пределы можно свести к 1-му замечательному пределу путём замены переменной, об этом можно прочитать чуть позже в статье Методы решения пределов.
Второй замечательный предел
В теории математического анализа доказано, что:
Данный факт носит название второго замечательного предела.
Справка: – это иррациональное число.
В качестве параметра может выступать не только переменная , но и сложная функция. Важно лишь, чтобы она стремилась к бесконечности.
Когда выражение под знаком предела находится в степени – это первый признак того, что нужно попытаться применить второй замечательный предел.
Но сначала, как всегда, пробуем подставить бесконечно большое число в выражение , по какому принципу это делается, разобрано на уроке Пределы. Примеры решений.
Нетрудно заметить, что при основание степени , а показатель – , то есть имеется, неопределенность вида :
Данная неопределенность как раз и раскрывается с помощью второго замечательного предела. Но, как часто бывает, второй замечательный предел не лежит на блюдечке с голубой каемочкой, и его нужно искусственно организовать. Рассуждать можно следующим образом: в данном примере параметр , значит, в показателе нам тоже нужно организовать . Для этого возводим основание в степень , и, чтобы выражение не изменилось – возводим в степень :
Когда задание оформляется от руки, карандашом помечаем:
Практически всё готово, страшная степень превратилась в симпатичную букву :
При этом сам значок предела перемещаем в показатель:
Далее, отметки карандашом я не делаю, принцип оформления, думаю, понятен.
Внимание! Предел подобного типа встречается очень часто, пожалуйста, очень внимательно изучите данный пример.
Пробуем подставить бесконечно большое число в выражение, стоящее под знаком предела:
В результате получена неопределенность . Но второй замечательный предел применим к неопределенности вида . Что делать? Нужно преобразовать основание степени. Рассуждаем так: в знаменателе у нас , значит, в числителе тоже нужно организовать :
Теперь можно почленно разделить числитель на знаменатель:
Вроде бы основание стало напоминать , но у нас знак «минус» да и тройка какая-то вместо единицы. Поможет следующее ухищрение, делаем дробь трехэтажной:
Таким образом, основание приняло вид , и, более того, появилась нужная нам неопределенность . Организуем второй замечательный предел .
Легко заметить, что в данном примере . Снова исполняем наш искусственный прием: возводим основание степени в , и, чтобы выражение не изменилось – возводим в обратную дробь :
Наконец-то долгожданное устроено, с чистой совестью превращаем его в букву :
Но на этом мучения не закончены, в показателе у нас появилась неопределенность вида , раскрывать такую неопределенность мы научились на уроке Пределы. Примеры решений. Делим числитель и знаменатель на :
А сейчас мы рассмотрим модификацию второго замечательного предела. Напомню, что второй замечательный предел выглядит следующим образом: . Однако на практике время от времени можно встретить его «перевёртыш», который в общем виде записывается так:
Сначала (мысленно или на черновике) пробуем подставить ноль (бесконечно малое число) в выражение, стоящее под знаком предела:
В результате получена знакомая неопределенность . Очевидно, что в данном примере . С помощью знакомого искусственного приема организуем в показателе степени конструкцию :
Выражение со спокойной душой превращаем в букву :
Еще не всё, в показателе у нас появилась неопределенность вида . Раскладываем тангенс на синус и косинус (ничего не напоминает?):
Косинус нуля стремится к единице (не забываем помечать карандашом), поэтому он просто пропадает в произведении:
А что такое и к чему оно стремится, нужно уже знать, иначе «двойка»!
Как видите, в практических заданиях на вычисление пределов нередко требуется применять сразу несколько правил и приемов.
Чтобы окончательно разобраться в пределах функций, и во 2-м замечательном пределе в частности, настоятельно рекомендую ознакомиться с третьим уроком – Методы решения пределов.
В 90-95% на зачете, экзамене Вам встретится первый замечательный предел или второй замечательный предел. Как быть, если попался «экзотический» замечательный предел? (со списком всех замечательных пределов можно ознакомиться в соответствующей методичке). Ничего страшного, практически все приёмы решения 1-го замечательного предела работают и для остальных замечательных пределов, читайте 2-й параграф заключительной статьи Сложные пределы.
Да, так чему же равен предел ?
Если у Вас получился ответ , значит в понимании высшей математики не всё так безнадежно = )
Автор: Емелин Александр
(Переход на главную страницу)
«Всё сдал!» — онлайн-сервис помощи студентам
Zaochnik.com – профессиональная помощь студентам,
cкидкa 17% на первый зaкaз, при оформлении введите прoмoкoд: 5530-xr4ys
Сложные пределы
В данной статье будут рассмотрены пределы повышенной сложности, и заключительный практикум по теме предназначен, прежде всего, для читателей со средним и высоким уровнем подготовки. Если ваши навыки вычисления пределов невелики или вовсе отсутствуют, пожалуйста, начните с вводного урока Пределы функций. Примеры решений. Многие методы решения пределов, о которых пойдёт речь, уже знакомы и сложность будет состоять преимущественно в технике вычислений. Кроме того, мы рассмотрим примеры с более редкими замечательными пределами, которые до сей поры были обделены моим вниманием.
Пока не знаю, сколько будет примеров, 15, 20 или больше, но в любом случае программа предстоит насыщенная, поэтому сразу приступим к зачистке территории:
Найти предел, не пользуясь правилом Лопиталя
При подстановке «единицы» в выражение под знаком предела, получается неопределённость , которая устраняется стандартным методом: числитель и знаменатель необходимо разложить на множители, а затем что-нибудь сократить. Разложить на множители…. Были бы у нас многочлены второй степени – без проблем. Но как раскладывать кубические многочлены? Кратко напомню теоретический материал курса высшей алгебры:
Рассмотрим многочлен натуральной степени . Если число является корнем уравнения , то многочлен делится на многочлен без остатка. В результате деления получается многочлен степени , при этом: .
Термины точно такие же, как и для чисел:
– делимое;
– делитель;
– частное.
Разделить многочлен на многочлен можно по схеме Горнера, но лично я привык выполнять деление «столбиком» и сейчас мы самым подробным образом разберём этот метод. Однако сразу же оговорюсь, что в использовании схемы Горнера нет ничего предосудительного или нестандартного. Кому как удобнее, кому как понятнее.
Начнём оформлять решение и детально разберём техническую сторону вопроса:
Разложим числитель и знаменатель на множители.
Числитель: поскольку число является корнем уравнения , то многочлен делится на многочлен без остатка. Делить будем столбиком. В школе столбиком мы делили числа, и принцип деления многочленов весьма похож. Записываем начальный шаблон:
Обратите внимание на очень важную вещь: в многочлене в явном виде отсутствует «икс» в первой степени. При делении ОБЯЗАТЕЛЬНО прописываем все недостающие слагаемые, прикрепляя к ним нулевые коэффициенты.
Теперь в углу нужно разоблачить незнакомца :
Каким он должен быть? Девчонки, признавайтесь =) …Нет-нет-нет, он должен быть ТАКИМ, чтобы при его умножении на «икс» получилось :
Очевидно, что данному критерию удовлетворяет . Действительно, . Записываем первый трофей:
Далее нашего героя необходимо умножить на делитель :
, а результат записать во второй строке слева:
Проводим отчёркивание и из первой строки почленно вычитаем вторую строку:
Если подробно, (ноль под чертой не пишем),
Сносим сверху следующее слагаемое:
Алгоритм идёт на следующий круг. Снова ищем одночлен , он должен быть ТАКИМ, чтобы при его умножении на «икс» получилось :
В данном случае . Рисуем его справа под чертой:
и умножаем на делитель :
, результат записываем в 4-ю строку:
Ещё раз отчёркиваем и проводим почленное вычитание: (ноль под чертой не пишем), :
Сносим сверху последнее слагаемое:
Организуем завершающий цикл. Необходимо подобрать третье слагаемое , которое при умножении на «икс» даёт :
Уравнению соответствует корень , который записываем справа под чертой:
Умножаем на делитель :
, результат записываем в 6-ю строку:
Выполняем завершающее отчёркивание и почленное вычитание:
В итоге получился ноль, и это значит, что все вычисления выполнены правильно. Иными словами, многочлен поделился на без остатка. Таким образом:
Желающие могут раскрыть скобки в правой части и убедиться, что получится исходный многочлен .
Рассмотренный алгоритм на самом деле не сложен, и рука набивается довольно быстро.
Знаменатель. Разборки аналогичны. Так как число является корнем уравнения , то соответствующий многочлен делится на без остатка:
Открываем решение и записываем всё, что нажито непосильным трудом:
Приключения продолжаются – после сокращения неопределённость не устранена. Но уже легче, квадратные трёхчлены можно разложить на множители тривиальным способом, рассмотренным на первом уроке про пределы функций. Тем не менее, в целях закрепления алгоритма продолжим деление. Да простит меня сервак =)
Числитель. Поскольку число является корнем уравнения , то соответствующий многочлен делится на без остатка. Поехали. На первом шаге подбираем ТАКИМ образом, чтобы при его умножении на «икс» получить :
Искомое значение :
Умножаем на делитель :
, результат записываем слева, отчёркиваем и проводим почленное вычитание:
Из первой строки сносим оставшееся слагаемое:
Второе значение при умножении на «икс» должно давать «икс»:
Очевидно, что :
Умножаем на делитель :
, результат записываем ниже, отчёркиваем и проводим почленное вычитание:
В остатке получился ноль, значит, деление выполнено верно. Таким образом:
Аналогично расправляемся со знаменателем:
Снова открываем решение и получаем окончательный ответ:
Выполним проверку. Дважды используем правило Лопиталя:
Сравните трудоёмкость двух способов решения. Думаю, теперь вам понятно, почему запрещают применять правило Лопиталя =)
Времени и сил на первый пример совсем не жалко, так как необходимость делить многочлены время от времени возникает в других задачах, в частности, при нахождении нулей функции, в интегралах от дробно-рациональной функции. Поэтому с энтузиазмом отнесёмся к другим пределам… …они будут ещё длиннее =) Никто не знает, вдруг в жизни пригодится. Хах. Вспомнился заезженный анекдот в тему: если к вам на улице подошли Свидетели Иеговы, перехватите инициативу – начните им рассказывать про тройные интегралы.
Найти предел, не пользуясь правилом Лопиталя
Это пример для самостоятельного решения. Полное решение и ответ в конце урока.
Вернёмся к другому известному способу решения пределов, повысив их сложность:
Найти предел, не пользуясь правилом Лопиталя
Неопределённость ликвидируется стандартным методом – умножением и делением на сопряженное выражение. Единственное отличие, приём используется два раза:
1) для устранения разности домножаем числитель и знаменатель на сопряженное выражение ;
2) для устранения разности домножаем числитель и знаменатель на сопряженное выражение .
Далее дважды используется формула . Сама техника решения подробно рассмотрена на уроке Пределы. Примеры решений.
Оба вышеуказанных действия выгоднее выполнить «за один присест». Умножим числитель и знаменатель на сопряженные выражения:
Проверим решение по правилу Лопиталя:
Найти предел, не пользуясь правилом Лопиталя
Это более сложный пример для самостоятельного решения.
Иногда в пределах рассматриваемого типа приходится использовать не только формулу разности квадратов , но и формулу разности кубов:
Неопределённость устраняется умножением и делением на сопряженное выражение. Аналогичные, но более простые пределы мы рассмотрели в Примерах № 11-13 урока Методы решения пределов. Только здесь работает формула разности кубов:
В данном случае . И, согласно формуле, для разности сопряженным выражением будет вот этот вот страх:
Умножим и разделим на сопряженное выражение, чтобы использовать формулу :
Тоже знакомая картина….
Старшая степень числителя: 2
Старшая степень знаменателя: 2
Таким образом, числитель и знаменатель одного порядка роста, и сразу можно сказать, что предел равен конечному числу.
Разделим числитель и знаменатель на :
Это пример для самостоятельного решения. После умножения/деления на сопряженное выражение и упрощений предел будет сведён к случаю Примеров № 1-3 статьи о бесконечно малых функциях. Полное решение и ответ в конце урока.
А сейчас обещанные на уроке Методы решения пределов плюшки на замену переменной. Повышенной сложности:
Найти предел, не пользуясь правилом Лопиталя
Аргумент стремится к не самому распространённому числу: , с ходу и не сообразишь, есть здесь вообще неопределённость или нет. Поэтому откроем тригонометрическую таблицу, и выпишем следующие значения:
Проверим предел на наличие неопределённости:
Да, действительно, два бублика.
Проведём предварительный анализ. В пределе находятся тригонометрические функции, и решение, скорее всего, сведётся к первому замечательному пределу. В этой связи напрашивается замена, после которой новая переменная будет стремиться к нулю.
Но перед заменой целесообразно провести некоторое упрощение выражения. В пределе есть тангенс, а работать с этой функцией неудобно (как и с котангенсом тоже). Таким образом, сначала лучше свести всё дело к синусам и косинусам. Пример свирепый, поэтому я закомментирую каждый шаг:
(1) Используем формулу .
(2) Дробь числителя приводим к общему знаменателю.
(3) Избавляемся от трёхэтажности дроби, а также от косинуса, указывая, что .
(4) Выносим константу за значок предела.
Неопределённость никуда не делась, но от тангенса мы избавились, что уже является небольшим достижением
Проведем замену переменной:
Если , то
Ну и ещё – из замены нужно выразить: .
(5) Выполняем подстановку в соответствии с выполненной заменой.
(6) Используем тригонометрические формулы:
(7) Используя значения , упрощаем выражение.
(8) Раскрываем скобки в числителе и знаменателе.
(9) Приводим подобные слагаемые в числителе.
(10) Константу –2 выносим за значок предела. В знаменателе переставляем слагаемые.
И снова два нуля, причём не видно как решать предел дальше…. Но если хорошенько пошуршать в тригонометрических формулах, то история закончится счастливым концом:
(11) Используем формулы половинного угла: . В числителе избавляемся от косинуса, указывая, что .
(12) В знаменателе выносим за скобки .
(13) Сокращаем числитель и знаменатель на .
Забавно, что всё обошлось даже без замечательного предела.
Не знаю, кто и на каком месте будет рвать себе волосы, но правило Лопиталя даёт ответ фантастически быстро:
Найти предел, не пользуясь правилом Лопиталя
Это пример для самостоятельного решения. В тригонометрической таблице нет информации об отрицательных значениях угла. Понятие ориентации угла дано в статье Простейшие задачи с прямой на плоскости. Наглядная иллюстрация с конкретными примерами также фигурирует при нахождении аргумента комплексного числа. Чтобы воспользоваться таблицей, прибавляем один «оборот»: , то есть и – это один и тот же угол. Таким образом:
Полное решение и ответ в конце урока
Как-то незаслуженно оказались забыты степени:
На повестке дня неопределённость , и решение, очевидно, нужно свести к замечательной формуле . Но в нашем пределе нет единицы, только одинокий косинус. Что делать? Организуем!
(1) Приводим основание степени к виду , для этого используем искусственный приём: прибавляем и вычитаем единицу. Таким образом:
(2) В целях применения 2-го замечательного предела возводим основание в степень , и, чтобы ничего не изменилось – в обратную степень .
(3) Используем замечательный предел .
(4) Теперь в показателе необходимо устранить неопределённость 0:0. Сначала меняем знак в числителе: , минус выносим из предела.
(5) В числителе используем формулу .
(6) Искусственно преобразуем знаменатель, чтобы получить два первых замечательных предела.
Очень кстати в одном примере подвернулись сразу оба замечательных предела, и после их повторения во второй части статьи рассмотрим:
Замечательные пределы с экспонентой и логарифмом
На практике чаще встречаются пределы и особенно их частные случаи . Предела лично ни разу не видел, а может быть, и видел, да не помню.
Иногда перечисленные пределы называют третьим, четвёртым и пятым замечательным пределом, но своё негативное отношение к избыточной нумерации я уже высказал на уроке Правила Лопиталя, поэтому пусть это будут «просто» замечательные пределы без номеров.
Сама техника решения мало чем отличатся от первого замечательного предела:
Найти предел, не пользуясь правилом Лопиталя
Чтобы использовать замечательный предел необходимо применить уже знакомый искусственный приём: в знаменателе умножаем и делим на 2:
Вот и всё. Напоминаю, что в качестве параметра «альфа» может выступать не только переменная «икс», но и сложная функция, лишь бы она стремилась к нулю. В рассмотренном примере .
Короткий закусочный предел для самостоятельного решения:
Найти предел, не пользуясь правилом Лопиталя
Заметьте, что условие задачи не ограничивает нас в выборе действий, примеры можно было решить и через замечательные эквивалентности:
(эквивалентность ).
Какой способ выбрать? Рекомендую всё-таки решать через замечательные пределы (конечно, если пример не дико сложный) – выглядит солиднее.
Существенная особенность пределов состоит в том, что при перестановке числителя и знаменателя результаты тоже «переворачиваются»:
Найти предел, не пользуясь правилом Лопиталя
Как говорится, мал пример да заковырист….
На первом шаге нужно перейти к новой переменной ТАК, чтобы она стремилась к нулю.
Проведём замену: , тогда:
Если , то
Для самостоятельного решения:
Найти предел, не пользуясь правилом Лопиталя
Если возникли затруднения на начальном этапе, пожалуйста, вернитесь к Примеру № 9.
Разберём напоследок что-нибудь посложнее. Типовой и довольно распространённый предел:
Найти предел, не пользуясь правилом Лопиталя
Сначала полное решение, потом комментарии:
(1) На первых шагах избавляемся от синуса. Умножим числитель и знаменатель на .
(2) Используем первый замечательный предел , где . Константу выносим из предела.
(3) Проводим искусственное преобразование числителя. Возьмите его на заметку, разность экспонент раскручивается именно так.
(4) Почленно делим числитель на знаменатель.
(5) Числитель и знаменатель первой дроби умножаем на 2. Числитель и знаменатель второй дроби умножаем на –3.
(6) В обеих дробях используем замечательный предел , после чего остались от козлика рожки да ножки.
Используя правило Лопиталя, выполним проверку:
Заключительный пример посвящен раритету . Если его не встречал я, то это не значит, что его не встретите вы. Встретите. Причём, прямо сейчас =)
Найти предел, не пользуясь правилом Лопиталя
Это пример для самостоятельного решения.
Всего примеров получилось таки 15, а не 20, и ваш покорный слуга постарался отобрать самые распространенные вещи. Желающие ознакомиться с другими пределами, могут закачать соответствующий архив решений в банке задач по высшей математике. Однако должен предупредить, будьте осторожнее – некоторые экземпляры не то, чтобы сильно сложные, но точно рождены воспалённым сознанием. Я постарался разобрать тему без навороченных нелепых примеров, поскольку убеждён, что студент должен мучиться с удовольствием =)
И приснится вам сегодня правило Лопиталя =)
Решения и ответы:
Пример 2
Разложим числитель и знаменатель на множители.
В числителе используем формулу суммы кубов :
Знаменатель:
Таким образом:
Пример 4
Умножим числитель и знаменатель на сопряженные выражения.
Разложим числитель и знаменатель на множители:
Пример 6
Умножим числитель и знаменатель на сопряженное выражение, используем формулу разности кубов :
Пример 8
Используем формулу :
Проведём замену переменной:
Если , то
Используем тригонометрическую формулу :
Используем формулы половинного аргумента :
Пример 11
Умножаем числитель и знаменатель на , используем замечательный предел , где . В конце используем 1-й замечательный предел:
Пример 13
Пример 15
Автор: Емелин Александр
(Переход на главную страницу)
«Всё сдал!» — онлайн-сервис помощи студентам
Zaochnik.com – профессиональная помощь студентам,
cкидкa 17% на первый зaкaз, при оформлении введите прoмoкoд: 5530-xr4ys
Решение пределов со степенями
Вы знакомы с функциями и т.д. Все эти функции являются частными случаями степенной функции, т.е. функции
где р — заданное действительное число.
Свойства и график степенной функции (1) существенно зависят от свойств степени с действительным показателем и, в частности, от того, при каких значениях х и р имеет смысл степень .
По этой ссылке вы найдёте полный курс лекций по высшей математике:
Перейдем к подробному рассмотрению различных случаев в зависимости от показателя степени р.
1. Показатель — четное натуральное число.
В этом случае степенная функция , где
— натуральное число, обладает следующими свойствами:
- — область определения — все действительные числа, т.е. множество
;
- — множество значений — неотрицательные числа, т.е.
;
- — функция
— четная, так как
;
— является убывающей на промежутке и возрастающей — на промежутке
График функции
имеет такой же вид, как, например, график функции
(рис. 13, а).
Возможно вам будут полезны данные страницы:
2. Показатель — нечетное натуральное число.
В этом случае степенная функция , где
— натуральное число, обладает следующими свойствами:
- — область определения — множество
;
- — множество значений — множество
;
- — функция
— нечетная, так как
- — является возрастающей на всей действительной оси.
График функции имеет такой же вид, как, например, график функции
(рис. 13, 6).
3. Показатель — натуральное число.
В этом случае степенная функция обладает следующими свойствами:
- — область определения — множество
кроме
- — множество значений — положительные числа
- — функция
четная, так как
- — является возрастающей на промежутке
и убывающей на промежутке
График функции имеет такой же вид, как, например, график функции
(рис. 14, а).
4. Показатель — натуральное число.
В этом случае степенная функция обладает следующими свойствами: |у=_т
- — область определения — множество
кроме
- — множество значений — множество
кроме
- — функция
нечетная, так как
- — является убывающей на промежутках
График функции имеет такой же вид, как, например, график функции
= (рис. 14, б).
5. Показатель р — положительное действительное нецелое число.
В этом случае функция обладает следующими свойствами:
- — область определения — неотрицательные числа
;
- — множество значений — неотрицательные числа
;
- — является возрастающей на промежутке
.
График функции — положительное нецелое число, имеет такой же вид, как, например, график функции
(при
) или, как, например, график функции
(рис. 15, а—6).
6. Показатель р — отрицательное действительное нецелое число.
В этом случае функция обладает следующими свойствами:
- — область определения — положительные числа
;
- — множество значений — положительные числа у > 0;
- — является убывающей на промежутке х > 0.
График функции , где р — отрицательное
нецелое число, имеет такой же вид, как, например, график функции(рис. 15, в).
Примеры с решением
Задача 1.
Решить неравенства: 1) Неравенство
имеет смысл при
. При х = 0 неравенство не выполняется. При х > 0, возводя неравенство в куб, получаем
Так как откуда
. Следовательно,
2) Аналогично, возводя неравенство при
в куб, получаем
Так как
Ответ.
Решение этой задачи показывает, что график функции лежит выше графика функции у = х при
и ниже — при х > 1 (рис. 16, а); график функции
лежит выше графика функции у = х при
и ниже — при
(рис. 16, 6).
Задача 2.
Сравнить числа
Д Так как Функция
убывает на промежутке х > 0. Поэтому
Задача 3*.
Найти точки пересечения графиков функций
Для нахождения точек пересечения этих графиков решим уравнение Левая часть этого уравнения имеет смысл при всех х, а правая — только при
При функция
совпадает с функцией
, поэтому уравнение можно представить в следующем виде:
Возводя это уравнение (при ) в куб, получаем
откуда
Задача 4*.
Построить график функции
Д Заметим, что эта функция четная, так как Поэтому достаточно построить ее график для х > 0, а затем симметрично отразить его относительно оси ординат.
При имеем
. Строим график функции
(при
), сдвигаем его вверх на единицу и отражаем полученный график относительно оси ординат (рис. 17).
Если каждому значению х из некоторого множества действительных чисел поставлено в соответствие по определенному правилу число у, то говорят, что на этом множестве определена функция.
При этом х называют независимой переменной или аргументом, а у — зависимой переменной или функцией.
Множество значений х, для которых определены значения z/(x), называют областью определения функции.
Для обозначения функции обычно используют буквы т.д. Например, говорят: дана функция
, или функция
или функция
.
Функции могут быть заданы формулами, графиками, таблицами. В 7—9 классах вы познакомились с некоторыми функциями, изучили их свойства и строили графики. Нижеприведенная таблица напомнит вам о них.
В § 6 степень была определена для любого положительного основания и любого действительного показателя. Пусть основание степени а > 0. Тогда каждому соответствует одно определенное число
. Тем самым задана функция
. Если а = 1, то функция
принимает одно и то же значение у = 1 при всех х. Функцию
где а > 0, , называют показательной функцией. Такое название функции объясняется тем, что ее аргументом является показатель степени.
Показательная функция обладает следующими свойствами:
- Свойство 1. Область определения показательной функции
— множество
всех действительных чисел.
Это свойство следует из того, что степень с положительным основанием определена для любого действительного значения показателя.
- Свойство 2. Множество значений показательной функции
— множество положительных чисел.
Второе свойство следует из того, что если , то уравнение
имеет корень при любом
, т.е. функция принимает любое положительное значение. Это доказывается в курсе высшей математики. При
уравнение
не имеет корней, так как
при любом х.
- Свойство 3. Показательная функция
является возрастающей, если
, и убывающей, если
Третье свойство следует из теоремы и следствия 1.
Задача 1.
Построить график функции
Построим эти точки и проведем через них кривую, учитывая, что функция
возрастает (рис. 6). А
Вообще график показательной функции , где а > 1, имеет вид, представленный на рисунке 7.
Этот график расположен выше оси Ох, так как при
. С возрастанием аргумента значения функции увеличиваются, так как
— возрастающая функция, если а > 1.
Задача 2.
Построить график функции
Построим эти точки и проведем через них кривую (рис. 8).
Вообще график показательной функции , имеет вид, представленный на рисунке 9.
Этот график расположен выше оси Ох, так как при
. С увеличением аргумента значения функции уменьшаются, так как
Из свойств 2 и 3 следует, что уравнение , имеет единственный корень т.е. по заданному значению b степени ах показатель степени х однозначно определяется. Геометрически это означает, что прямая
пересекает график функции в одной точке, абсцисса которой является корнем уравнения
(рис. 10).
Задача 3.
Решить графически уравнение
А Построим графики функций (рис. 11). Из рисунка 7 видно, что графики этих функций пересекаются в одной точке. Следовательно, данное уравнение имеет один корень — абсциссу этой точки. Из рисунка видно, что х = 1.
Проверка показывает, что х = 1 является корнем уравнения.
Показательная функция часто используется при описании различных физических процессов. Так, радиоактивный распад описывается формулой:
где — массы радиоактивного вещества соответственно в момент времени t и в начальный момент времени
— период полураспада (промежуток времени, за который первоначальное количество вещества уменьшается вдвое).
С помощью показательной функции выражается давление воздуха в зависимости от высоты и подъема, ток самоиндукции в катушке после включения постоянного напряжения и т.д.
Задача 4*.
Альпинист, находясь на высоте м над уровнем моря определил, что давление воздуха
мм рт. ст., а температура 15°С. Каково давление воздуха на высоте
= 2300 м при той же температуре?
А Известно, что давление находится по следующей барометрической формуле:
Подставляя в эту формулу данные из условий задачи, имеем
Выполнив вычисления с помощью микрокалькулятора, получим
Задача 5*.
Период полураспада плутония равен 140 сут. Сколько плутония останется через 10 лет, если его начальная масса 8 г?
А Воспользуемся формулой (1). В данной задаче = 8 г, t = 10 • 365 (считаем, что в году 365 дней). Т = 140. Тогда
Выполнив вычисления с помощью микрокалькулятора, получим
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.
Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.