Как считать пределы со степенями

Пределы со степенями: показательная, степенная и показательно-степенная функции

Пределы со степенями бывают различных видов в зависимости от положения неизвестной $x$ в пределе. Рассмотрим примеры решений для следующих ситуаций:

  1. Показательная функция
    $$\lim\limits_ a^ = a^ <\lim\limits_f(x)> $$
  2. Степенная функция
    $$ \lim\limits_ (f(x))^a = \bigg(\lim\limits_ f(x) \bigg)^a $$
  3. Показательно-степенная функция
    $$\lim\limits_ \bigg(f(x)\bigg)^ = \lim\limits_ \frac<\ln(f(x))><\frac<1>> $$

Подставив точку $x=2$ в предел получим неопределенность $2^<\big(\frac<0><0>\big)>$. Итак, перенесем знак предела в показатель и попробуем его вычислить путем разложения числителя по формуле разности квадратов $a^2-b^2 = (a-b)(a+b)$.

Сокращаем числитель со знаменателем на $x-2$ и вычисляем предел степени.

Если не получается решить свою задачу, то присылайте её к нам. Мы предоставим подробное решение. Вы сможете ознакомиться с ходом вычисления и почерпнуть информацию. Это поможет своевременно получить зачёт у преподавателя!

Внесем знак предела внутрь скобок, а степень останется при этом снаружи.

При подстановке точки $x=0$ в предел получаем неопределенность $\frac<0><0>$. Для её устранения воспользуемся таблицей эквивалентностей пределов.

$$\sin x^2 \sim x^2$$ $$ 1-\cos x \sim \frac<2>$$

Подставляем эквивалентные функции в предел и сокращаем $x$.

Если подставим $x=0$, то получим предел ноль в степени ноль $(0^0)$. Превратим это в другую неопределенность $(\frac<\infty><\infty>)$ с помощью третьей формулы.

Используем правило Лопиталя для продолжения решения. По нему, как известно, предел отношения функций равен пределу отношения производных от этих функций.

Преобразуем числитель в нормальный вид с помощью формулы $tg \; x = \frac<\sin x><\cos x>$ и выполняем все необходимые сокращения.

Замечательные пределы.
Примеры решений

Продолжаем наш разговор на тему Пределы и способы их решения. Перед изучением материалов данной страницы настоятельно рекомендую ознакомиться со статьей Пределы. Примеры решений. Из вышеуказанной статьи Вы сможете узнать, что же такое предел, и с чем его едят – это ОЧЕНЬ важно. Почему? Можно не понимать, что такое определители и успешно их решать, можно совершенно не понимать, что такое производная и находить их на «пятёрку». Но вот если Вы не понимаете, что такое предел, то с решением практических заданий придется туго. Также не лишним будет ознакомиться с образцами оформления решений и моими рекомендациями по оформлению. Вся информация изложена в простой и доступной форме.

А для целей данного урока нам потребуются следующие методические материалы: Замечательные пределы и Тригонометрические формулы. Их можно найти на странице Математические формулы, таблицы и справочные материалы. Лучше всего методички распечатать – это значительно удобнее, к тому же к ним часто придется обращаться в оффлайне.

Чем же замечательны замечательные пределы? Замечательность данных пределов состоит в том, что они доказаны величайшими умами знаменитых математиков, и благодарным потомкам не приходится мучаться страшными пределами с нагромождением тригонометрических функций, логарифмов, степеней. То есть при нахождении пределов мы будем пользоваться готовыми результатами, которые доказаны теоретически.

Замечательных пределов существует несколько, но на практике у студентов-заочников в 95% случаев фигурируют два замечательных предела: Первый замечательный предел, Второй замечательный предел. Следует отметить, что это исторически сложившиеся названия, и, когда, например, говорят о «первом замечательном пределе», то подразумевают под этим вполне определенную вещь, а не какой-то случайный, взятый с потолка предел.

Первый замечательный предел

Рассмотрим следующий предел: (вместо родной буквы «хэ» я буду использовать греческую букву «альфа», это удобнее с точки зрения подачи материала).

Согласно нашему правилу нахождения пределов (см. статью Пределы. Примеры решений) пробуем подставить ноль в функцию: в числителе у нас получается ноль (синус нуля равен нулю), в знаменателе, очевидно, тоже ноль. Таким образом, мы сталкиваемся с неопределенностью вида , которую, к счастью, раскрывать не нужно. В курсе математического анализа, доказывается, что:

Данный математический факт носит название Первого замечательного предела. Аналитическое доказательство предела приводить не буду, а вот его геометрический смысл рассмотрим на уроке о бесконечно малых функциях.

Нередко в практических заданиях функции могут быть расположены по-другому, это ничего не меняет:

– тот же самый первый замечательный предел.

! Но самостоятельно переставлять числитель и знаменатель нельзя! Если дан предел в виде , то и решать его нужно в таком же виде, ничего не переставляя.

На практике в качестве параметра может выступать не только переменная , но и элементарная функция, сложная функция. Важно лишь, чтобы она стремилась к нулю.

Здесь , , , , и всё гуд – первый замечательный предел применим.

А вот следующая запись – ересь:

Почему? Потому что многочлен не стремится к нулю, он стремится к пятерке.

Кстати, вопрос на засыпку, а чему равен предел ? Ответ можно найти в конце урока.

На практике не все так гладко, почти никогда студенту не предложат решить халявный предел и получить лёгкий зачет. Хммм… Пишу эти строки, и пришла в голову очень важная мысль – все-таки «халявные» математические определения и формулы вроде лучше помнить наизусть, это может оказать неоценимую помощь на зачете, когда вопрос будет решаться между «двойкой» и «тройкой», и преподаватель решит задать студенту какой-нибудь простой вопрос или предложить решить простейший пример («а может он (а) все-таки знает чего?!»).

Переходим к рассмотрению практических примеров:

Если мы замечаем в пределе синус, то это нас сразу должно наталкивать на мысль о возможности применения первого замечательного предела.

Сначала пробуем подставить 0 в выражение под знак предела (делаем это мысленно или на черновике):

Итак, у нас есть неопределенность вида , ее обязательно указываем в оформлении решения. Выражение под знаком предела у нас похоже на первый замечательный предел, но это не совсем он, под синусом находится , а в знаменателе .

В подобных случаях первый замечательный предел нам нужно организовать самостоятельно, используя искусственный прием. Ход рассуждений может быть таким: «под синусом у нас , значит, в знаменателе нам тоже нужно получить ».
А делается это очень просто:

То есть, знаменатель искусственно умножается в данном случае на 7 и делится на ту же семерку. Теперь запись у нас приняла знакомые очертания.
Когда задание оформляется от руки, то первый замечательный предел желательно пометить простым карандашом:


Что произошло? По сути, обведенное выражение у нас превратилось в единицу и исчезло в произведении:

Теперь только осталось избавиться от трехэтажности дроби:

Кто позабыл упрощение многоэтажных дробей, пожалуйста, освежите материал в справочнике Горячие формулы школьного курса математики.

Готово. Окончательный ответ:

Если не хочется использовать пометки карандашом, то решение можно оформить так:

Используем первый замечательный предел

Опять мы видим в пределе дробь и синус. Пробуем подставить в числитель и знаменатель ноль:

Действительно, у нас неопределенность и, значит, нужно попытаться организовать первый замечательный предел. На уроке Пределы. Примеры решений мы рассматривали правило, что когда у нас есть неопределенность , то нужно разложить числитель и знаменатель на множители. Здесь – то же самое, степени мы представим в виде произведения (множителей):

Далее, по уже знакомой схеме организовываем первые замечательные пределы. Под синусами у нас , значит, в числителе тоже нужно получить :

Аналогично предыдущему примеру, обводим карандашом замечательные пределы (здесь их два), и указываем, что они стремятся к единице:

Собственно, ответ готов:

В следующих примерах, я не буду заниматься художествами в Пэйнте, думаю, как правильно оформлять решение в тетради – Вам уже понятно.

Подставляем ноль в выражение под знаком предела:

Получена неопределенность , которую нужно раскрывать. Если в пределе есть тангенс, то почти всегда его превращают в синус и косинус по известной тригонометрической формуле (кстати, с котангенсом делают примерно то же самое, см. методический материал Горячие тригонометрические формулы на странице Математические формулы, таблицы и справочные материалы).

В данном случае:

Косинус нуля равен единице, и от него легко избавиться (не забываем пометить, что он стремится к единице):

Таким образом, если в пределе косинус является МНОЖИТЕЛЕМ, то его, грубо говоря, нужно превратить в единицу, которая исчезает в произведении.

Дальше по накатанной схеме, организуем первый замечательный предел:

Здесь все вышло проще, без всяких домножений и делений. Первый замечательный предел тоже превращается в единицу и исчезает в произведении:

В итоге получена бесконечность, бывает и такое.

Пробуем подставить ноль в числитель и знаменатель:

Получена неопределенность (косинус нуля, как мы помним, равен единице)

Используем тригонометрическую формулу . Возьмите на заметку! Пределы с применением этой формулы почему-то встречаются очень часто.

Постоянные множители вынесем за значок предела:

Организуем первый замечательный предел:

Здесь у нас только один замечательный предел, который превращается в единицу и исчезает в произведении:

Избавимся от трехэтажности:

Предел фактически решен, указываем, что оставшийся синус стремится к нулю:

Этот пример сложнее, попробуйте разобраться самостоятельно:

Некоторые пределы можно свести к 1-му замечательному пределу путём замены переменной, об этом можно прочитать чуть позже в статье Методы решения пределов.

Второй замечательный предел

В теории математического анализа доказано, что:

Данный факт носит название второго замечательного предела.

Справка: – это иррациональное число.

В качестве параметра может выступать не только переменная , но и сложная функция. Важно лишь, чтобы она стремилась к бесконечности.

Когда выражение под знаком предела находится в степени – это первый признак того, что нужно попытаться применить второй замечательный предел.

Но сначала, как всегда, пробуем подставить бесконечно большое число в выражение , по какому принципу это делается, разобрано на уроке Пределы. Примеры решений.

Нетрудно заметить, что при основание степени , а показатель – , то есть имеется, неопределенность вида :

Данная неопределенность как раз и раскрывается с помощью второго замечательного предела. Но, как часто бывает, второй замечательный предел не лежит на блюдечке с голубой каемочкой, и его нужно искусственно организовать. Рассуждать можно следующим образом: в данном примере параметр , значит, в показателе нам тоже нужно организовать . Для этого возводим основание в степень , и, чтобы выражение не изменилось – возводим в степень :

Когда задание оформляется от руки, карандашом помечаем:


Практически всё готово, страшная степень превратилась в симпатичную букву :

При этом сам значок предела перемещаем в показатель:

Далее, отметки карандашом я не делаю, принцип оформления, думаю, понятен.

Внимание! Предел подобного типа встречается очень часто, пожалуйста, очень внимательно изучите данный пример.

Пробуем подставить бесконечно большое число в выражение, стоящее под знаком предела:

В результате получена неопределенность . Но второй замечательный предел применим к неопределенности вида . Что делать? Нужно преобразовать основание степени. Рассуждаем так: в знаменателе у нас , значит, в числителе тоже нужно организовать :

Теперь можно почленно разделить числитель на знаменатель:

Вроде бы основание стало напоминать , но у нас знак «минус» да и тройка какая-то вместо единицы. Поможет следующее ухищрение, делаем дробь трехэтажной:

Таким образом, основание приняло вид , и, более того, появилась нужная нам неопределенность . Организуем второй замечательный предел .
Легко заметить, что в данном примере . Снова исполняем наш искусственный прием: возводим основание степени в , и, чтобы выражение не изменилось – возводим в обратную дробь :

Наконец-то долгожданное устроено, с чистой совестью превращаем его в букву :

Но на этом мучения не закончены, в показателе у нас появилась неопределенность вида , раскрывать такую неопределенность мы научились на уроке Пределы. Примеры решений. Делим числитель и знаменатель на :

А сейчас мы рассмотрим модификацию второго замечательного предела. Напомню, что второй замечательный предел выглядит следующим образом: . Однако на практике время от времени можно встретить его «перевёртыш», который в общем виде записывается так:

Сначала (мысленно или на черновике) пробуем подставить ноль (бесконечно малое число) в выражение, стоящее под знаком предела:

В результате получена знакомая неопределенность . Очевидно, что в данном примере . С помощью знакомого искусственного приема организуем в показателе степени конструкцию :

Выражение со спокойной душой превращаем в букву :

Еще не всё, в показателе у нас появилась неопределенность вида . Раскладываем тангенс на синус и косинус (ничего не напоминает?):

Косинус нуля стремится к единице (не забываем помечать карандашом), поэтому он просто пропадает в произведении:

А что такое и к чему оно стремится, нужно уже знать, иначе «двойка»!

Как видите, в практических заданиях на вычисление пределов нередко требуется применять сразу несколько правил и приемов.

Чтобы окончательно разобраться в пределах функций, и во 2-м замечательном пределе в частности, настоятельно рекомендую ознакомиться с третьим уроком – Методы решения пределов.

В 90-95% на зачете, экзамене Вам встретится первый замечательный предел или второй замечательный предел. Как быть, если попался «экзотический» замечательный предел? (со списком всех замечательных пределов можно ознакомиться в соответствующей методичке). Ничего страшного, практически все приёмы решения 1-го замечательного предела работают и для остальных замечательных пределов, читайте 2-й параграф заключительной статьи Сложные пределы.

Да, так чему же равен предел ?

Если у Вас получился ответ , значит в понимании высшей математики не всё так безнадежно = )

Автор: Емелин Александр

(Переход на главную страницу)

«Всё сдал!» — онлайн-сервис помощи студентам

Zaochnik.com – профессиональная помощь студентам,

cкидкa 17% на первый зaкaз, при оформлении введите прoмoкoд: 5530-xr4ys

Сложные пределы

В данной статье будут рассмотрены пределы повышенной сложности, и заключительный практикум по теме предназначен, прежде всего, для читателей со средним и высоким уровнем подготовки. Если ваши навыки вычисления пределов невелики или вовсе отсутствуют, пожалуйста, начните с вводного урока Пределы функций. Примеры решений. Многие методы решения пределов, о которых пойдёт речь, уже знакомы и сложность будет состоять преимущественно в технике вычислений. Кроме того, мы рассмотрим примеры с более редкими замечательными пределами, которые до сей поры были обделены моим вниманием.

Пока не знаю, сколько будет примеров, 15, 20 или больше, но в любом случае программа предстоит насыщенная, поэтому сразу приступим к зачистке территории:

Найти предел, не пользуясь правилом Лопиталя

При подстановке «единицы» в выражение под знаком предела, получается неопределённость , которая устраняется стандартным методом: числитель и знаменатель необходимо разложить на множители, а затем что-нибудь сократить. Разложить на множители…. Были бы у нас многочлены второй степени – без проблем. Но как раскладывать кубические многочлены? Кратко напомню теоретический материал курса высшей алгебры:

Рассмотрим многочлен натуральной степени . Если число является корнем уравнения , то многочлен делится на многочлен без остатка. В результате деления получается многочлен степени , при этом: .

Термины точно такие же, как и для чисел:
– делимое;
– делитель;
– частное.

Разделить многочлен на многочлен можно по схеме Горнера, но лично я привык выполнять деление «столбиком» и сейчас мы самым подробным образом разберём этот метод. Однако сразу же оговорюсь, что в использовании схемы Горнера нет ничего предосудительного или нестандартного. Кому как удобнее, кому как понятнее.

Начнём оформлять решение и детально разберём техническую сторону вопроса:

Разложим числитель и знаменатель на множители.

Числитель: поскольку число является корнем уравнения , то многочлен делится на многочлен без остатка. Делить будем столбиком. В школе столбиком мы делили числа, и принцип деления многочленов весьма похож. Записываем начальный шаблон:

Обратите внимание на очень важную вещь: в многочлене в явном виде отсутствует «икс» в первой степени. При делении ОБЯЗАТЕЛЬНО прописываем все недостающие слагаемые, прикрепляя к ним нулевые коэффициенты.

Теперь в углу нужно разоблачить незнакомца :

Каким он должен быть? Девчонки, признавайтесь =) …Нет-нет-нет, он должен быть ТАКИМ, чтобы при его умножении на «икс» получилось :

Очевидно, что данному критерию удовлетворяет . Действительно, . Записываем первый трофей:

Далее нашего героя необходимо умножить на делитель :
, а результат записать во второй строке слева:

Проводим отчёркивание и из первой строки почленно вычитаем вторую строку:

Если подробно, (ноль под чертой не пишем),

Сносим сверху следующее слагаемое:

Алгоритм идёт на следующий круг. Снова ищем одночлен , он должен быть ТАКИМ, чтобы при его умножении на «икс» получилось :

В данном случае . Рисуем его справа под чертой:

и умножаем на делитель :
, результат записываем в 4-ю строку:

Ещё раз отчёркиваем и проводим почленное вычитание: (ноль под чертой не пишем), :

Сносим сверху последнее слагаемое:

Организуем завершающий цикл. Необходимо подобрать третье слагаемое , которое при умножении на «икс» даёт :

Уравнению соответствует корень , который записываем справа под чертой:

Умножаем на делитель :
, результат записываем в 6-ю строку:

Выполняем завершающее отчёркивание и почленное вычитание:

В итоге получился ноль, и это значит, что все вычисления выполнены правильно. Иными словами, многочлен поделился на без остатка. Таким образом:

Желающие могут раскрыть скобки в правой части и убедиться, что получится исходный многочлен .

Рассмотренный алгоритм на самом деле не сложен, и рука набивается довольно быстро.

Знаменатель. Разборки аналогичны. Так как число является корнем уравнения , то соответствующий многочлен делится на без остатка:

Открываем решение и записываем всё, что нажито непосильным трудом:

Приключения продолжаются – после сокращения неопределённость не устранена. Но уже легче, квадратные трёхчлены можно разложить на множители тривиальным способом, рассмотренным на первом уроке про пределы функций. Тем не менее, в целях закрепления алгоритма продолжим деление. Да простит меня сервак =)

Числитель. Поскольку число является корнем уравнения , то соответствующий многочлен делится на без остатка. Поехали. На первом шаге подбираем ТАКИМ образом, чтобы при его умножении на «икс» получить :

Искомое значение :

Умножаем на делитель :
, результат записываем слева, отчёркиваем и проводим почленное вычитание:

Из первой строки сносим оставшееся слагаемое:

Второе значение при умножении на «икс» должно давать «икс»:

Очевидно, что :

Умножаем на делитель :
, результат записываем ниже, отчёркиваем и проводим почленное вычитание:

В остатке получился ноль, значит, деление выполнено верно. Таким образом:

Аналогично расправляемся со знаменателем:

Снова открываем решение и получаем окончательный ответ:

Выполним проверку. Дважды используем правило Лопиталя:

Сравните трудоёмкость двух способов решения. Думаю, теперь вам понятно, почему запрещают применять правило Лопиталя =)

Времени и сил на первый пример совсем не жалко, так как необходимость делить многочлены время от времени возникает в других задачах, в частности, при нахождении нулей функции, в интегралах от дробно-рациональной функции. Поэтому с энтузиазмом отнесёмся к другим пределам… …они будут ещё длиннее =) Никто не знает, вдруг в жизни пригодится. Хах. Вспомнился заезженный анекдот в тему: если к вам на улице подошли Свидетели Иеговы, перехватите инициативу – начните им рассказывать про тройные интегралы.

Найти предел, не пользуясь правилом Лопиталя

Это пример для самостоятельного решения. Полное решение и ответ в конце урока.

Вернёмся к другому известному способу решения пределов, повысив их сложность:

Найти предел, не пользуясь правилом Лопиталя

Неопределённость ликвидируется стандартным методом – умножением и делением на сопряженное выражение. Единственное отличие, приём используется два раза:

1) для устранения разности домножаем числитель и знаменатель на сопряженное выражение ;

2) для устранения разности домножаем числитель и знаменатель на сопряженное выражение .

Далее дважды используется формула . Сама техника решения подробно рассмотрена на уроке Пределы. Примеры решений.

Оба вышеуказанных действия выгоднее выполнить «за один присест». Умножим числитель и знаменатель на сопряженные выражения:

Проверим решение по правилу Лопиталя:

Найти предел, не пользуясь правилом Лопиталя

Это более сложный пример для самостоятельного решения.

Иногда в пределах рассматриваемого типа приходится использовать не только формулу разности квадратов , но и формулу разности кубов:

Неопределённость устраняется умножением и делением на сопряженное выражение. Аналогичные, но более простые пределы мы рассмотрели в Примерах № 11-13 урока Методы решения пределов. Только здесь работает формула разности кубов:

В данном случае . И, согласно формуле, для разности сопряженным выражением будет вот этот вот страх:

Умножим и разделим на сопряженное выражение, чтобы использовать формулу :

Тоже знакомая картина….

Старшая степень числителя: 2
Старшая степень знаменателя: 2

Таким образом, числитель и знаменатель одного порядка роста, и сразу можно сказать, что предел равен конечному числу.

Разделим числитель и знаменатель на :

Это пример для самостоятельного решения. После умножения/деления на сопряженное выражение и упрощений предел будет сведён к случаю Примеров № 1-3 статьи о бесконечно малых функциях. Полное решение и ответ в конце урока.

А сейчас обещанные на уроке Методы решения пределов плюшки на замену переменной. Повышенной сложности:

Найти предел, не пользуясь правилом Лопиталя

Аргумент стремится к не самому распространённому числу: , с ходу и не сообразишь, есть здесь вообще неопределённость или нет. Поэтому откроем тригонометрическую таблицу, и выпишем следующие значения:

Проверим предел на наличие неопределённости:

Да, действительно, два бублика.

Проведём предварительный анализ. В пределе находятся тригонометрические функции, и решение, скорее всего, сведётся к первому замечательному пределу. В этой связи напрашивается замена, после которой новая переменная будет стремиться к нулю.

Но перед заменой целесообразно провести некоторое упрощение выражения. В пределе есть тангенс, а работать с этой функцией неудобно (как и с котангенсом тоже). Таким образом, сначала лучше свести всё дело к синусам и косинусам. Пример свирепый, поэтому я закомментирую каждый шаг:

(1) Используем формулу .
(2) Дробь числителя приводим к общему знаменателю.
(3) Избавляемся от трёхэтажности дроби, а также от косинуса, указывая, что .
(4) Выносим константу за значок предела.

Неопределённость никуда не делась, но от тангенса мы избавились, что уже является небольшим достижением

Проведем замену переменной:
Если , то
Ну и ещё – из замены нужно выразить: .

(5) Выполняем подстановку в соответствии с выполненной заменой.
(6) Используем тригонометрические формулы:

(7) Используя значения , упрощаем выражение.
(8) Раскрываем скобки в числителе и знаменателе.
(9) Приводим подобные слагаемые в числителе.
(10) Константу –2 выносим за значок предела. В знаменателе переставляем слагаемые.

И снова два нуля, причём не видно как решать предел дальше…. Но если хорошенько пошуршать в тригонометрических формулах, то история закончится счастливым концом:

(11) Используем формулы половинного угла: . В числителе избавляемся от косинуса, указывая, что .
(12) В знаменателе выносим за скобки .
(13) Сокращаем числитель и знаменатель на .

Забавно, что всё обошлось даже без замечательного предела.

Не знаю, кто и на каком месте будет рвать себе волосы, но правило Лопиталя даёт ответ фантастически быстро:

Найти предел, не пользуясь правилом Лопиталя

Это пример для самостоятельного решения. В тригонометрической таблице нет информации об отрицательных значениях угла. Понятие ориентации угла дано в статье Простейшие задачи с прямой на плоскости. Наглядная иллюстрация с конкретными примерами также фигурирует при нахождении аргумента комплексного числа. Чтобы воспользоваться таблицей, прибавляем один «оборот»: , то есть и – это один и тот же угол. Таким образом:

Полное решение и ответ в конце урока

Как-то незаслуженно оказались забыты степени:

На повестке дня неопределённость , и решение, очевидно, нужно свести к замечательной формуле . Но в нашем пределе нет единицы, только одинокий косинус. Что делать? Организуем!

(1) Приводим основание степени к виду , для этого используем искусственный приём: прибавляем и вычитаем единицу. Таким образом:
(2) В целях применения 2-го замечательного предела возводим основание в степень , и, чтобы ничего не изменилось – в обратную степень .
(3) Используем замечательный предел .
(4) Теперь в показателе необходимо устранить неопределённость 0:0. Сначала меняем знак в числителе: , минус выносим из предела.
(5) В числителе используем формулу .
(6) Искусственно преобразуем знаменатель, чтобы получить два первых замечательных предела.

Очень кстати в одном примере подвернулись сразу оба замечательных предела, и после их повторения во второй части статьи рассмотрим:

Замечательные пределы с экспонентой и логарифмом

На практике чаще встречаются пределы и особенно их частные случаи . Предела лично ни разу не видел, а может быть, и видел, да не помню.

Иногда перечисленные пределы называют третьим, четвёртым и пятым замечательным пределом, но своё негативное отношение к избыточной нумерации я уже высказал на уроке Правила Лопиталя, поэтому пусть это будут «просто» замечательные пределы без номеров.

Сама техника решения мало чем отличатся от первого замечательного предела:

Найти предел, не пользуясь правилом Лопиталя

Чтобы использовать замечательный предел необходимо применить уже знакомый искусственный приём: в знаменателе умножаем и делим на 2:

Вот и всё. Напоминаю, что в качестве параметра «альфа» может выступать не только переменная «икс», но и сложная функция, лишь бы она стремилась к нулю. В рассмотренном примере .

Короткий закусочный предел для самостоятельного решения:

Найти предел, не пользуясь правилом Лопиталя

Заметьте, что условие задачи не ограничивает нас в выборе действий, примеры можно было решить и через замечательные эквивалентности:
(эквивалентность ).

Какой способ выбрать? Рекомендую всё-таки решать через замечательные пределы (конечно, если пример не дико сложный) – выглядит солиднее.

Существенная особенность пределов состоит в том, что при перестановке числителя и знаменателя результаты тоже «переворачиваются»:

Найти предел, не пользуясь правилом Лопиталя

Как говорится, мал пример да заковырист….

На первом шаге нужно перейти к новой переменной ТАК, чтобы она стремилась к нулю.
Проведём замену: , тогда:
Если , то

Для самостоятельного решения:

Найти предел, не пользуясь правилом Лопиталя

Если возникли затруднения на начальном этапе, пожалуйста, вернитесь к Примеру № 9.

Разберём напоследок что-нибудь посложнее. Типовой и довольно распространённый предел:

Найти предел, не пользуясь правилом Лопиталя

Сначала полное решение, потом комментарии:

(1) На первых шагах избавляемся от синуса. Умножим числитель и знаменатель на .
(2) Используем первый замечательный предел , где . Константу выносим из предела.
(3) Проводим искусственное преобразование числителя. Возьмите его на заметку, разность экспонент раскручивается именно так.
(4) Почленно делим числитель на знаменатель.
(5) Числитель и знаменатель первой дроби умножаем на 2. Числитель и знаменатель второй дроби умножаем на –3.
(6) В обеих дробях используем замечательный предел , после чего остались от козлика рожки да ножки.

Используя правило Лопиталя, выполним проверку:

Заключительный пример посвящен раритету . Если его не встречал я, то это не значит, что его не встретите вы. Встретите. Причём, прямо сейчас =)

Найти предел, не пользуясь правилом Лопиталя

Это пример для самостоятельного решения.

Всего примеров получилось таки 15, а не 20, и ваш покорный слуга постарался отобрать самые распространенные вещи. Желающие ознакомиться с другими пределами, могут закачать соответствующий архив решений в банке задач по высшей математике. Однако должен предупредить, будьте осторожнее – некоторые экземпляры не то, чтобы сильно сложные, но точно рождены воспалённым сознанием. Я постарался разобрать тему без навороченных нелепых примеров, поскольку убеждён, что студент должен мучиться с удовольствием =)

И приснится вам сегодня правило Лопиталя =)

Решения и ответы:

Пример 2

Разложим числитель и знаменатель на множители.
В числителе используем формулу суммы кубов :

Знаменатель:

Таким образом:

Пример 4

Умножим числитель и знаменатель на сопряженные выражения.

Разложим числитель и знаменатель на множители:

Пример 6

Умножим числитель и знаменатель на сопряженное выражение, используем формулу разности кубов :

Пример 8
Используем формулу :

Проведём замену переменной:
Если , то

Используем тригонометрическую формулу :

Используем формулы половинного аргумента :

Пример 11

Умножаем числитель и знаменатель на , используем замечательный предел , где . В конце используем 1-й замечательный предел:

Пример 13

Пример 15

Автор: Емелин Александр

(Переход на главную страницу)

«Всё сдал!» — онлайн-сервис помощи студентам

Zaochnik.com – профессиональная помощь студентам,

cкидкa 17% на первый зaкaз, при оформлении введите прoмoкoд: 5530-xr4ys

Решение пределов со степенями

Вы знакомы с функциями Решение пределов со степенямии т.д. Все эти функции являются частными случаями степенной функции, т.е. функции Решение пределов со степенями

где р — заданное действительное число.

Свойства и график степенной функции (1) существенно зависят от свойств степени с действительным показателем и, в частности, от того, при каких значениях х и р имеет смысл степень Решение пределов со степенями.

По этой ссылке вы найдёте полный курс лекций по высшей математике:

Перейдем к подробному рассмотрению различных случаев в зависимости от показателя степени р.

Решение пределов со степенями

1. Показатель Решение пределов со степенями— четное натуральное число.

В этом случае степенная функция Решение пределов со степенями, где Решение пределов со степенями— натуральное число, обладает следующими свойствами:

  • — область определения — все действительные числа, т.е. множество Решение пределов со степенями;
  • — множество значений — неотрицательные числа, т.е. Решение пределов со степенями;
  • — функция Решение пределов со степенями— четная, так как Решение пределов со степенями;

— является убывающей на промежутке Решение пределов со степенямии возрастающей — на промежутке Решение пределов со степенямиГрафик функции Решение пределов со степенямиимеет такой же вид, как, например, график функции Решение пределов со степенями(рис. 13, а).

Возможно вам будут полезны данные страницы:

2. Показатель Решение пределов со степенями— нечетное натуральное число.

Решение пределов со степенями

В этом случае степенная функция Решение пределов со степенями, где Решение пределов со степенями— натуральное число, обладает следующими свойствами:

  • — область определения — множество Решение пределов со степенями;
  • — множество значений — множество Решение пределов со степенями;
  • — функция Решение пределов со степенями— нечетная, так как Решение пределов со степенями
  • — является возрастающей на всей действительной оси.

График функции Решение пределов со степенямиимеет такой же вид, как, например, график функции Решение пределов со степенями(рис. 13, 6).

3. Показатель Решение пределов со степенями— натуральное число.

В этом случае степенная функция Решение пределов со степенямиобладает следующими свойствами:

  • — область определения — множество Решение пределов со степенямикроме Решение пределов со степенямиРешение пределов со степенями
  • — множество значений — положительные числа Решение пределов со степенями
  • — функция Решение пределов со степенямичетная, так как Решение пределов со степенями
  • — является возрастающей на промежутке Решение пределов со степенямии убывающей на промежутке Решение пределов со степенями

График функции Решение пределов со степенямиимеет такой же вид, как, например, график функции Решение пределов со степенями(рис. 14, а).

4. Показатель Решение пределов со степенями— натуральное число. Решение пределов со степенями

В этом случае степенная функция Решение пределов со степенямиобладает следующими свойствами: |у=_т

  • — область определения — множество Решение пределов со степенямикроме Решение пределов со степенями
  • — множество значений — множество Решение пределов со степенямикроме Решение пределов со степенями
  • — функция Решение пределов со степеняминечетная, так как Решение пределов со степенями
  • — является убывающей на промежутках Решение пределов со степенями

График функции Решение пределов со степенямиимеет такой же вид, как, например, график функции Решение пределов со степенями= (рис. 14, б).

5. Показатель р — положительное действительное нецелое число.

В этом случае функция Решение пределов со степенямиобладает следующими свойствами:

  • — область определения — неотрицательные числа Решение пределов со степенями;
  • — множество значений — неотрицательные числа Решение пределов со степенями;
  • — является возрастающей на промежутке Решение пределов со степенями.

График функции Решение пределов со степенями— положительное нецелое число, имеет такой же вид, как, например, график функции Решение пределов со степенями(при Решение пределов со степенями) или, как, например, график функции Решение пределов со степенями(рис. 15, а—6).

Решение пределов со степенями

6. Показатель р — отрицательное действительное нецелое число.

Решение пределов со степенями

В этом случае функция Решение пределов со степенямиобладает следующими свойствами:

  • — область определения — положительные числа Решение пределов со степенями;
  • — множество значений — положительные числа у > 0;
  • — является убывающей на промежутке х > 0.

График функции Решение пределов со степенями, где р — отрицательное

нецелое число, имеет такой же вид, как, например, график функцииРешение пределов со степенями(рис. 15, в).

Примеры с решением

Задача 1.

Решить неравенства: Решение пределов со степенями1) Неравенство Решение пределов со степенямиимеет смысл при Решение пределов со степенями. При х = 0 неравенство не выполняется. При х > 0, возводя неравенство в куб, получаем Решение пределов со степенями

Так как Решение пределов со степенямиоткуда Решение пределов со степенями. Следовательно, Решение пределов со степенями

2) Аналогично, возводя неравенство Решение пределов со степенямипри Решение пределов со степенямив куб, получаем Решение пределов со степенямиТак как Решение пределов со степенями

Ответ. Решение пределов со степенями

Решение этой задачи показывает, что график функции Решение пределов со степенямилежит выше графика функции у = х при Решение пределов со степенямии ниже — при х > 1 (рис. 16, а); график функции Решение пределов со степенямилежит выше графика функции у = х при Решение пределов со степенямии ниже — при Решение пределов со степенями(рис. 16, 6).

Решение пределов со степенями

Задача 2.

Сравнить числа Решение пределов со степенями

Д Так как Решение пределов со степенямиФункция Решение пределов со степенямиубывает на промежутке х > 0. Поэтому

Решение пределов со степенями

Задача 3*.

Найти точки пересечения графиков функций Решение пределов со степенями

Для нахождения точек пересечения этих графиков решим уравнение Решение пределов со степенямиЛевая часть этого уравнения имеет смысл при всех х, а правая — только при Решение пределов со степенями

При Решение пределов со степенямифункция Решение пределов со степенямисовпадает с функцией Решение пределов со степенями, поэтому уравнение можно представить в следующем виде:

Решение пределов со степенями

Возводя это уравнение (при Решение пределов со степенями) в куб, получаем

Решение пределов со степенями

откуда Решение пределов со степенями

Задача 4*.

Построить график функции Решение пределов со степенями

Д Заметим, что эта функция четная, так как Решение пределов со степенямиПоэтому достаточно построить ее график для х > 0, а затем симметрично отразить его относительно оси ординат.

При Решение пределов со степенямиимеем Решение пределов со степенями. Строим график функции Решение пределов со степенями(при Решение пределов со степенями), сдвигаем его вверх на единицу и отражаем полученный график относительно оси ординат (рис. 17).

Решение пределов со степенямиЕсли каждому значению х из некоторого множества действительных чисел поставлено в соответствие по определенному правилу число у, то говорят, что на этом множестве определена функция.

При этом х называют независимой переменной или аргументом, а у — зависимой переменной или функцией.

Множество значений х, для которых определены значения z/(x), называют областью определения функции.

Для обозначения функции обычно используют буквы Решение пределов со степенямит.д. Например, говорят: дана функция Решение пределов со степенями, или функция Решение пределов со степенямиили функция Решение пределов со степенями.

Функции могут быть заданы формулами, графиками, таблицами. В 7—9 классах вы познакомились с некоторыми функциями, изучили их свойства и строили графики. Нижеприведенная таблица напомнит вам о них.

В § 6 степень была определена для любого положительного основания и любого действительного показателя. Пусть основание степени а > 0. Тогда каждому Решение пределов со степенямисоответствует одно определенное число Решение пределов со степенями. Тем самым задана функция Решение пределов со степенями. Если а = 1, то функция Решение пределов со степенямипринимает одно и то же значение у = 1 при всех х. Функцию Решение пределов со степенями

где а > 0, Решение пределов со степенями, называют показательной функцией. Такое название функции объясняется тем, что ее аргументом является показатель степени.

Показательная функция обладает следующими свойствами:

  • Свойство 1. Область определения показательной функции Решение пределов со степенями— множество Решение пределов со степенямивсех действительных чисел.

Это свойство следует из того, что степень с положительным основанием определена для любого действительного значения показателя.

  • Свойство 2. Множество значений показательной функции Решение пределов со степенями— множество положительных чисел.

Второе свойство следует из того, что если Решение пределов со степенями, то уравнение Решение пределов со степенямиимеет корень при любом Решение пределов со степенями, т.е. функция принимает любое положительное значение. Это доказывается в курсе высшей математики. При Решение пределов со степенямиуравнение Решение пределов со степенямине имеет корней, так как Решение пределов со степенямипри любом х.

  • Свойство 3. Показательная функция Решение пределов со степенямиявляется возрастающей, если Решение пределов со степенями, и убывающей, если Решение пределов со степенями

Третье свойство следует из теоремы и следствия 1.

Задача 1.

Построить график функции Решение пределов со степенями

Решение пределов со степенямиПостроим эти точки и проведем через них кривую, учитывая, что функция Решение пределов со степенямивозрастает (рис. 6). А

Вообще график показательной функции Решение пределов со степенями, где а > 1, имеет вид, представленный на рисунке 7.

Этот график расположен выше оси Ох, так как Решение пределов со степенямипри Решение пределов со степенями. С возрастанием аргумента значения функции увеличиваются, так как Решение пределов со степенями— возрастающая функция, если а > 1.

Задача 2.

Построить график функции Решение пределов со степенями

Решение пределов со степенямиПостроим эти точки и проведем через них кривую (рис. 8).

Решение пределов со степенями

Вообще график показательной функции Решение пределов со степенями, имеет вид, представленный на рисунке 9.

Этот график расположен выше оси Ох, так как Решение пределов со степенямипри Решение пределов со степенями. С увеличением аргумента значения функции уменьшаются, так как Решение пределов со степенями

Из свойств 2 и 3 следует, что уравнение Решение пределов со степенямиРешение пределов со степенями, имеет единственный корень т.е. по заданному значению b степени ах показатель степени х однозначно определяется. Геометрически это означает, что прямая Решение пределов со степенямипересекает график функции в одной точке, абсцисса которой является корнем уравнения Решение пределов со степенями(рис. 10).

Задача 3.

Решить графически уравнение Решение пределов со степенями

А Построим графики функций Решение пределов со степенями(рис. 11). Из рисунка 7 видно, что графики этих функций пересекаются в одной точке. Следовательно, данное уравнение имеет один корень — абсциссу этой точки. Из рисунка видно, что х = 1.

Проверка показывает, что х = 1 является корнем уравнения.

Показательная функция часто используется при описании различных физических процессов. Так, радиоактивный распад описывается формулой: Решение пределов со степенями

где Решение пределов со степенями— массы радиоактивного вещества соответственно в момент времени t и в начальный момент времени Решение пределов со степенями— период полураспада (промежуток времени, за который первоначальное количество вещества уменьшается вдвое).

Решение пределов со степенямиС помощью показательной функции выражается давление воздуха в зависимости от высоты и подъема, ток самоиндукции в катушке после включения постоянного напряжения и т.д.

Задача 4*.

Альпинист, находясь на высоте Решение пределов со степенямим над уровнем моря определил, что давление воздуха Решение пределов со степенямимм рт. ст., а температура 15°С. Каково давление воздуха на высоте Решение пределов со степенями= 2300 м при той же температуре?

А Известно, что давление Решение пределов со степеняминаходится по следующей барометрической формуле:

Решение пределов со степенями

Подставляя в эту формулу данные из условий задачи, имеем Решение пределов со степенями

Выполнив вычисления с помощью микрокалькулятора, получим Решение пределов со степенями

Задача 5*.

Период полураспада плутония равен 140 сут. Сколько плутония останется через 10 лет, если его начальная масса 8 г?

А Воспользуемся формулой (1). В данной задаче Решение пределов со степенями= 8 г, t = 10 • 365 (считаем, что в году 365 дней). Т = 140. Тогда

Решение пределов со степенямиВыполнив вычисления с помощью микрокалькулятора, получим Решение пределов со степенями

Решение пределов со степенями

Решение пределов со степенями

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *