Intel Core i5-10600K и RTX 2060 SUPER — обзор кастомного системного блока с крутым железом
Этим летом в редакцию приехала ещё одна кастомная сборка от компании MSI. Нам удалось посмотреть на работу нового процессора Intel Core i5-10600K вместе с видеокартой GeForce RTX 2060 SUPER на материнской плате MAG B460 TOMAHAWK.
Характеристики
Что у нас по железу в приехавшей кастомной сборке?
- Материнская плата — MSI MAG B460 TOMAHAWK;
- Видеокарта — 2060 SUPER VENTUS;
- Процессор Intel Core i5-10600K;
- Корпус — MAG FORGE 100R;
- Оперативная память 16 ГБ.
На корпус MAG FORGE 100R мы уже насмотрелись, когда тестировали сборку на AMD в феврале этого года. Строгий внешний вид с брутальными гранями, черный логотип MSI, четыре высокие ножки, стенка из закаленного стекла — все осталось на месте.
Нас больше интересует начинка. Тут вам и свежий процессор Intel Core i5-10600K, и видеокарта MSI GeForce RTX 2060 SUPER VENTUS. Неплохой набор для качественного гейминга в 1080p.
Разместилось железо на материнской плате MSI MAG B460 TOMAHAWK с поддержкой процессоров 10-го поколения Intel Core. Как раз наш случай. Цена, кстати, на эту модель материнки куда доступнее, чем на MPG SEKIRA 500X.
Что ещё интересного в этой плате? Инженеры уделили особое внимание звуку. Так, при изготовлении платы использовались высококачественные аудиоконденсаторы, для обработки звука есть выделенный аудиопроцессор, также присутствует цифровой интерфейс S/PDIF. Фанаты киберспортивных дисциплин отметят четкие звуки шагов без какой-либо задержки, а любители сингловых проектов смогут полностью прочувствовать шелест травы под мощные композиции Low Roar в Death Stranding.
Несмотря на более доступную цену в сравнении с MPG SEKIRA 500X, которая до отказа заряжена портами и крутыми фишками, MAG B460 TOMAHAWK тоже есть, чем приятно удивить. Прежде всего, наличием увеличенного радиатора для охлаждения элементов питания. Также есть усиленный разъем PCI Express и сетевые интерфейсы 2.5G + Gigabit LAN, которые используются и в более дорогих моделях из линейки материнских плат MSI.
Производительность: синтетические тесты
По традиции были выбраны следующие синтетические тесты: Time Spy и Fire Strike от 3DMark, а также в Superposition от UNIGINE. Результаты вы можете увидеть на скриншотах.
В целом пара Intel i5-10600K и GeForce RTX 2060 SUPER неплохо справилась со стандартными профилями Time Spy и Fire Strike (разрешение 1080p), обогнав по «попугаям» 68% и 88% результатов других пользователей соответственно. А вот в Time Spy и Fire Strike с припиской Ultra (нагрузка 4К контентом) пара смогла перегнать только 37% и 50% результатов.
В Superposition приятно удивила температура графического процессора под нагрузкой. Даже при прогоне тестов с пресетом 8K она упиралась максимум в 71 градус. Что до профиля VR, сборка оказалась вполне готова к этому испытанию даже с максимальными настройками. Спасибо двухканальному режиму работы памяти. Без него в 2020 игровому устройству живется туго.
Но куда интереснее оказалось увидеть результаты теста на боттлнек. При расчете показателя калькулятор PC-Builds выдал лишь 2.51% при разрешении 1080p. Почему это так важно?
Боттлнек явление неприятное. «Горлышко бутылки», если переводить термин дословно, может возникать в ситуации, когда слабый процессор или видеокарта просто не могут в силу своих характеристик поспевать обрабатывать игровую логику (слабый процессор) или прорисовывать игровые объекты (слабая видеокарта). Играете себе, а у вас часть деревьев или машин не подгрузилась.
Чтобы избежать проблем с производительностью, лучше не экономить на процессоре, если решились брать топовую видеокарту. В случае этой кастомной сборки свежего Intel i5-10600K более чем достаточно для работы с GeForce RTX 2060 SUPER. Убедились мы в этом не только в синтетических тестах, но и в играх.
Производительность: игровые тесты
Видеокарты серии GeForce RTX логично тестировать в играх с поддержкой трассировки лучей. Учитывая, что после старта нового поколения консолей технология начнет применяться в большем числе проектов, хочется уже сейчас увидеть на что способно железо NVIDIA из разных ценовых категорий.
Как и в случае с прошлой кастомной сборкой, игровую производительность мы проверяли в следующих играх: Control, Minecraft RTX и Quake II RTX. Специальным гостем этого тестирования стала Death Stranding. Пусть игра Кодзимы не использует преимущества трассировки лучей, зато она поддерживает технологию DLSS. Её работу мы и проверим на сборке с Intel i5-10600K, GeForce RTX 2060 SUPER и 16 ГБ оперативной памяти.
Death Stranding. FPS выше 30 кадров — это одна из главных фишек PC-версии игры японского геймдизайнера. Максимальные настройки графики, включенная DLSS, буквально самое начало игры (чтобы ничего не заспойлерить пропустившим релиз игры на PS4). Кастомная сборка играючи выдает FPS выше 100. По сравнению с консольным релизом это просто небо и земля. Каких-то жестких просадок даже во время боевой сцены с гигантским чернильным кальмаром не наблюдалось.
Control. Церемонится не стали, выкрутили на максимум и общие настройки графики, и трассировку лучей. Плюс не забыли включить опцию DLSS 2.0. В Control она появилась раньше других игр и позволяет в режиме «Качество» значительно повысить производительность.
С новой версией DLSS нейросеть стала лучше рендерить движущиеся объекты. Например, пропала странная дымка вокруг лопастей вентиляторов. Да и частота кадров выросла значительно даже при максимальных настройках графики. На средних показатель FPS колебался между 130 и 180 кадрами в боевых и мирных сценах соответственно. Модель главной героини отражается в стеклянных поверхностях в реальном времени.
Что до игры света и тени, то она менее выразительна. Особенно это видно во время включения щита из десятка каменных блоков. Границы между освещенными и неосвещенными кусками видны куда лучше. Да и менее яркие источники света никак не отражаются на булыжниках. Что до разрушаемости, то здесь все неплохо. Объекты охотно дробятся на более мелкие частицы, оседая на полу в большом количестве. Реалистичные тени при этом падают только от крупных обломков.
Minecraft RTX. Прошлая кастомная сборка с GeForce RTX 2070 SUPER отлично себя показала в Minecraft RTX. На любой из карт пакета RTX, созданного специально для демонстрации технологии NVIDIA, виден потенциал трассировки лучей. Реалистичное освещение преображает кубический мир игры до неузнаваемости. Что до GeForce RTX 2070 SUPER, то тут результат получился скромнее, что ожидаемо от видеокарты классом ниже.
Больше всего потерял водный мир. Почти исчезло реалистичное затемнение слоев воды, находящихся на больших глубинах. Границы между слоями стали куда грубее. Текстура дна больше походит на то, что мы видели в обычной версии Minecraft.
При этом отражения света от разных текстур все еще удивляют. В частности, отрисовка объектов в стеклянных кубах. Особенно она заметна на балконе с видом на восходящее солнце. В натертом до блеска окне отражаются очертания коридора с яркой белой подсветкой. Правда, цвета смешиваются менее реалистично. Стало больше поверхностей, залитых одним равномерным цветом.
Quake II RTX. Как может обойтись тест на лучи без одного из культовых шутеров id Software, благодаря технологии NVIDIA получившего вторую графическую жизнь. Как и в случае с другими играми с RTX ON, трассировка на GeForce RTX 2060 SUPER уступает старшей видеокарте.
Неметаллические текстуры, например камня, выглядят немного скучнее и безжизненнее, чем на прошлой кастомной сборке с GeForce RTX 2070 SUPER. Отчетливее видны границы тени и света, нет мягкого перехода между ними. Но объекты все ещё различимы на поверхности воды, отрисовывается все честно.
Кастомная сборка на Intel i5-10600K и GeForce RTX 2060 SUPER порадовала стабильной работой в играх на высоких настройках. Железо не перегревалось, спокойно справляясь со всеми задачами.
Стоит отметить, что трассировка лучей уже выглядит не так впечатляюще, как на старших моделях GeForce RTX. Зато благодаря поддержке DLSS, усовершенствованной нейронной сети, работающей на тензорных ядрах GeForce RTX 2060 SUPER, мы получаем более высокий FPS и качество картинки в играх.
Эта видеокарта — неплохой вариант для тех, кто хотел бы попробовать трассировку лучей в деле, а заодно получить хорошую производительность в играх. Кроме гейминга в 1080p, карточка вместе с Intel i5-10600K вполне готова и к запуску VR-проектов. Был бы у игрока только шлем, который сейчас достать по адекватной цене не так-то просто.
Жаль, что тест этой кастомной сборки проходит в не самый жаркий на новые ААА-проекты период. Было бы интересно ещё раз вернуться к сборке, когда выйдет Watch Dogs: Legion с заявленной поддержкой трассировки лучей. Игра явно даст жару и процессору, и видеокарте.
Награды
Награды VGTimes
Идеальная сборка. Кастомная сборка на Intel i5-10600K и GeForce RTX 2060 SUPER достойно справилась с синтетическими и игровыми тестами. На ней можно не только без проблем запускать игры с поддержкой трассировки лучей, но и наслаждаться новыми ААА-проектами на высоких настройках графики. На протяжении всех тестов железо оставалось достаточно холодным, чтобы не терять в производительности. Помимо хорошей продуваемости корпуса и размещения кулеров, здесь есть заслуга и увеличенного радиатора на материнской плате MSI MAG B460 TOMAHAWK.
Быстрее молнии. Новая версия DLSS 2.0, поддерживаемая всеми видеокартами из линейки GeForce RTX, увеличивает производительность даже в такой требовательной к железу игре, как Control. Хотелось бы, чтобы в будущем эта опция стала стандартом для всех выходящих на PC игр.
Крутой звук. Для своей цены материнская плата MSI MAG B460 TOMAHAWK обладает крутым звуком. Высококачественные аудиоконденсаторы и выделенный аудиопроцессор — все это позволяет наслаждаться музыкой и аудиоэффектами в играх без потери качества.
Лучшие процессоры для видеокарты GeForce RTX 2060
Совсем недавно на нашем сайте вышла статья с названием, «Как проверить совместимость процессора и видеокарты», где мы рассказывали как определить подойдёт ли видеокарта к процессору или нет. Основываясь на этих методах и пытаясь избежать проблем, описанных в статье, мы решили подобрать хорошо совместимые процессоры для определенной видеокарты, а именно для GeForce RTX 2060. Мы определились, что это оптимальный вариант на конец 2021 года для игр в FullHD, а это всё ещё наиболее популярное разрешение. Ну и на сегодняшний день видеокарты среднего уровня более распространены среди аудитории.
↑ Лучшие процессоры для видеокарты GeForce RTX 2060
Очень часто вопрос подбора CPU к видеоадаптеру вызывает сложности, особенно у неопытных пользователей. Мало того, даже опытные юзеры не всегда скажут вам со стопроцентной уверенностью, что к той или иной GPU правильно поставить один определенный процессор. Обычным делом является подбор комплектующих под требования человека. Если, например, вы планируете на ПК заниматься рендерингом или монтажом, то, скорее всего, вам нужно выбрать камень с наибольшим количеством ядер, конечно, опираясь на свои средства. Если же речь идёт о гейминге, то можно неплохо сэкономить выбрав процессор с меньшим количеством ядер, но при этом не потерять в производительности. Только не нужно брать самый дешёвый процессор и ожидать какого-то сильного эффекта. CPU и GPU несут ответственность за разные задачи и стадии обработки изображения. ЦП занимается поведением персонажей, физикой, построением модели окружающей среды и т.д. при этом, окончив эти задачи, переходит к передаче информации на графический процессор. GPU же в свою очередь, основываясь на полученной информации, моделирует саму картинку, которую впоследствии мы видим на экране. То есть каждый из компонентов решает свои задачи, при этом двигаясь к общей цели. Таким образом можно с уверенностью сказать, что на количество FPS и плавность картинки влияет как мощность ЦП, так и производительность видеокарты. Правильно подобранный проц к видеокарте будет гарантировать окупаемость вложенных денег и максимальное быстродействие, которое можно выжать из вашей связки. Что бывает когда тот или иной компонент значительно слабее мы рассказывали также в статье о том, как проверить совместимость процессора и видеокарты.
↑ Какие процессоры лучше всего подойдут для RTX 2060
Основываясь на своём опыте и информации в интернете, можно легко сделать вывод: для видеокарт среднего уровня нужен CPU с шестью ядрами. Совсем не обязательно самый навороченный, подойдут варианты и попроще. Мы знаем о том, что видеокарта и процессор выполняют разные задачи, а это в свою очередь говорит о том, что в любом случае чем больше мощность ЦП, тем выше будет частота кадров в играх. Да, совсем дорогие CPU будут избыточными, но как показывает большое количество тестов FPS с ними будет совсем немного выше. Поэтому для видеокарты среднего уровня будем присматривать и процессор среднего уровня соизмеримый по цене.
↑ Intel Core i5 10400F и Intel Core i5 9400F
Наверное самой выгодной покупкой можно было бы назвать ЦП Intel Core i5 9400F, но глянув стоимость более новой модели 10400F стало понятно, что лучше остановиться на ней. Младшую модель в своё время можно было назвать самой популярной и наиболее распространённой среди игроков с бюджетными компьютерами и ПК среднего уровня. 10400F не лишён такой же участи. Тут уже 12 потоков вместо 6 у младшего собрата, задраны больше тактовые частоты, увеличен кэш третьего уровня, а также появилась поддержка Hyper-Threading. Техпроцесс 14 Нм. По температуре процессор продолжает традиции 9400F, то есть греется довольно слабо. В версии F у процессоров компании Intel нет встроенной графики, хотя по сути геймерам она и не нужна, так как зачастую будет использоваться дискретная видеокарта, в нашем случае это RTX 2060. Чем может привлечь покупателей Intel, так это ещё и ценой. При том что более старый Core i5 9400F стоит сейчас 12000 рублей, 10400F имеет цену всего на 800 рублей дороже. Благодаря поддержке Hyper-Threading 10400F вышел на уровень Ryzen 3600, который, на минуточку, дороже на 5000 рублей.
↑ AMD Ryzen 5 3600
Перейдём сразу в CPU от компании AMD. Как мы уже выяснили Ryzen 5 3600 конкурирует с 10400F, но стоит гораздо больше. В чем же тогда его преимущества? Главным является то, что процессор может работать на материнских платах с чипсетами, которые способны работать с оперативной памятью DDR4 и тактовой частотой выше нежели 2666 МГц. В то же время, чтобы 10400F заработал с такими частотами нужно покупать уже более дорогую материнку на чипсете Z490. Связка Ryzen 5 3600 и GeForce RTX 2060 довольно хорошая, но стоит подумать о правильной оперативной памяти. Процессор имеет 6 ядер, 12 потоков, построен на техпроцессе 7 Нм, в отличие от конкурента в лице «синего» процессора. Кэш третьего уровня также больше и составляет 32 Мб. Тепловыделение у CPU обоих производителей одинаково.
В целом в приложениях проц от «красных» будет выигрывать, а вот в играх, тем более с видеокартой RTX 2060, есть нюанс в виде поддерживаемых частот оперативной памяти. Если память в обоих случаях будет 2666 МГц, то 10400F выигрывает процентов 8 производительности. В случае если в систему на базе AMD поставить память, например, 3200 МГц, то тут уже сложно определить победителя.
↑ Intel Core i5 11400F
А вот этот процессор выигрывает по производительности у обоих предыдущих, при стоимости в 16000 рублей. Кроме того, есть ещё Intel 10600 и 10600K, которые тоже не составят конкуренции для проца одиннадцатой серии, но стоят на 2500 рублей дороже. За эту цену уже лучше засматриваться на 11600K. 11400F построен на новой архитектуре Cypress Cove, которая даёт прирост в производительности по сравнению с предыдущим поколением на 15 — 20%. В наличии также 6 ядер и 12 потоков с базовой частотой 2600 МГц, а в турбобусте 4400 МГц. Процессор правда гораздо сильнее греется, нежели 10400F, поэтому оставлять боксовый кулер не желательно.
ЦП имеет более высокие предельные частоты и наконец-то поддерживает более скоростную память DDR-3200. Как это сейчас работает? Ранее приходилось покупать материнку на Z-чипсете, чтобы повысить параметры памяти. Теперь этого делать не нужно. Любые платы, кроме самых бюджетных, могут устанавливать для подсистемы памяти любую частоту. Сняты ограничения по памяти даже на чипсете B560. Таким образом данный ЦП становится идеально сбалансированным решением и будет работать с нашей видеокартой великолепно.
↑ Intel Core i5 12600K и AMD Ryzen 5 5600x
Для бескомпромиссных пользователей, кто хочет стопроцентно беспроигрышный вариант, независимо от стоимости, стоит рассмотреть топовые Core i5 12600K и Ryzen 5 5600x. На самом деле тут уже выбор совсем не очевиден, скорее всего, придётся делать выбор в пользу той компании, которой доверяете больше. Причина в том, что по быстродействию в играх они практически одинаковы, особенно в современных, использующих много ядер. В одной игре больше кадров будет у представителя AMD, в другой же у Intel. Если брать 12600K, то в DNS на данный момент он стоит 27000 рублей. Представитель AMD там же имеет цену в 23700 рублей. При этом выбирая AMD можно неплохо сэкономить на материнской плате. И стоит учесть, что у 12600K 6 производительных ядер и 4 энергоэффективных при этом 16 потоков. Память поддерживается DDR4-3200 МГц и DDR5-4800 МГц, но сильно на производительность с одиннадцатой серией это не повлияет. У 5600x 6 ядер и 12 потоков. Память DDR4-3200 МГц. В приложениях по типу Adobe Premiere Pro или Adobe After Effects 2022 по быстродействию преимущество все же за Intel. По энергопотреблению что в играх, что в приложениях показатели практически равны.
↑ Итоги
Таким образом мы определились, что для видеокарты GeForce RTX 2060 наиболее подходящим и сбалансированным вариантом будет шестиядерный процессор. Какой именно зависит от ваших потребностей и количества средств. Если вы планируете потратить минимальное количество денег и иметь хорошую сборку, то ваш выбор либо Intel Core i5 10400F, либо Ryzen 5 3600. Если переплата в 4 тысячи вас не пугает, то лучше остановиться на Intel Core i5 11400F. Наверное лучший выбор на сегодняшний день. И если вас не пугает стоимость и нужен прям топ, то GeForce RTX 2060 хорошо связать с Intel Core i5 12600K или AMD Ryzen 5 5600x. Тут также нужно обдумать какой вариант материнской платы лучше взять и во сколько это выльется в том или ином случае.
Тест INNO3D GeForce RTX 2060 SUPER Gaming OC X2 и RTX 2080 SUPER Gaming OC X2 с Intel Core i3-10100 и i7-10700K
Привет! В этом видео мы продолжим сравнения комбинаций процессоров и видеокарт разных ценовых категорий в играх. Мы учли ваши пожелания и тесты будут в FullHD. Важный вопрос дня — это i3 уже как i7 или все старые i7 стали i3?
В наши руки попал Intel Core i3-10100 и его оснащённость восемью потоками определённо вселяет оптимизм в бюджетные сборки. Боярский отдел ПК-гейминга будет представлять шестнадцатипоточныый Core i7-10700K. Другой важный момент, требующий прояснения — нагрузка на процессор при включенной трассировке лучей.
Какой процессор нужен для GeForce RTX 2060 и GeForce GTX 1660 Ti: AMD Ryzen против Intel Core
В этом материале речь пойдёт о том, что часто называют раскрытием потенциала GPU, или, если говорить более корректно, о процессорозависимости в играх. На нашем сайте, да и в других источниках, можно найти массу обзоров процессоров и видеокарт, которые исследуют относительную производительность различных видов CPU и GPU. Однако вопрос о том, какие виды процессоров и графических адаптеров лучше подойдут друг к другу, при этом зачастую остаётся без ответа. Между тем покупатели вынуждены искать ответ именно на него: имея на руках фиксированную сумму, они должны оптимальным образом распределить её между процессором и видеокартой, и вот по этой теме ощущается явная нехватка каких-то готовых и хорошо аргументированных рецептов.
Стоит напомнить, что во времена господства на рынке четырёхъядерных процессоров была популярна теория с условным названием «потенциал раскрыт», в рамках которой предполагалось, что для каждой видеокарты существует некий потолок в производительности процессора, выше которого подниматься не имеет смысла – всё равно кадровая частота в играх дальше уже расти не будет. Объяснение этого эффекта базировалось на предположении, что в какой-то момент видеокарта перестаёт успевать отображать кадры с той скоростью, с которой их готовит для неё процессор, и в этот момент можно прекращать погоню за более быстрыми CPU – лучшей производительности достичь всё равно уже не получится.
Но впоследствии в явной ошибочности этой теории убедились многие её приверженцы. Дело в том, что CPU и GPU в современных играх несут ответственность за различные стадии подготовки изображения. Центральный процессор занимается обработкой реакции игрока, просчётом внутренней логики игры и поведения второстепенных персонажей, а также моделированием всего игрового окружения и физики среды. Кроме того, одной из наиболее важных задач процессора в большинстве игр является также управление потоками данных и передача необходимой информации в графический процессор. GPU же при этом занят исключительно вопросами визуализации – на основании полученных от центрального процессора данных он строит картинку, которая затем появляется на экране. Очевидно, что это – во многом последовательные этапы одного процесса, поэтому в конечном итоге на частоту кадров в любом случае должна влиять мощность как видеокарты, так и процессора.
Однако это вовсе не значит, что, наращивая мощность CPU, можно скомпенсировать слабый GPU, — и наоборот. Оптимальное соотношение между производительностью центрального и графического процессора существует как раз именно потому, что эти компоненты отвечают в играх за разные вещи. Поэтому, чтобы получить адекватную по производительности систему и не сталкиваться с внезапными провалами FPS при возникновении каких-то специфических игровых ситуаций, при её проектировании следует стремиться к максимизации характеристик как GPU, так и CPU. Ограничением же здесь в большинстве случаев выступает выделенный на покупку комплекта оборудования бюджет, что в итоге превращает подбор подходящих процессоров и видеокарт в задачу оптимизации с несколькими критериями.
Приверженцы теории «раскрытия потенциала» могут привести здесь довод о том, что на практике в какой-то момент игровая производительность с увеличением мощности процессора расти почти прекращает. Но, если не брать во внимание какие-то запредельные случаи с установкой сверхвысоких разрешений, при которых быстродействие СPU надёжно маскируется нехваткой производительности GPU, связано это будет отнюдь не с тем, что выше какого-то рубежа производительность процессора становится совершенно не важна. В реальности же дело в том, что «мощность CPU» – слишком абстрактное и собирательное понятие, которое многие ассоциируют с модельными номерами или ценой чипа. На самом же деле она складывается из массы факторов, таких как число ядер, тактовая частота, объём и быстродействие кеш-памяти, скорость контроллера памяти и так далее. Более мощные процессоры лучше менее мощных лишь по какой-то части из этих параметров, в то время как с точки зрения иных характеристик никакого улучшения при движении по модельному ряду вверх может и не наблюдаться. В результате какие-то характеристики в тех или иных семействах процессоров могут становиться узким местом, которое не даёт им показывать более высокую производительность в играх, даже несмотря на то, что остальные параметры становятся заметно лучше.
Хорошей иллюстрацией для высказанного тезиса может служить ситуация с игровой производительностью представителей семейства Ryzen. Даже самые старшие и самые дорогие модели процессоров AMD практически всегда выдают существенно более низкую частоту кадров по сравнению с тем, что обеспечивают предложения компании Intel, и исправить этот недостаток AMD пока не смогла ни ростом частот, ни наращиванием числа ядер, ни вместительным L3-кешем. Производительность Ryzen, очевидно, упирается в какие-то другие характеристики — например, в скорость подсистемы памяти, задержки межъядерного взаимодействия или в однопоточную производительность. Иными словами, если увеличение мощности процессоров не приводит к росту числа FPS в играх, это всего лишь говорит о том, что мы нащупали узкое место архитектуры, а вовсе не упёрлись в какой-то предел, предопределённый установленной в системе видеокартой.
К сожалению, все приведённые рассуждения планомерно приводят нас к выводу о том, что выбор сбалансированного сочетания процессора и видеокарты – весьма нетривиальная задача. Ведь никаких универсальных таблиц, описывающих производительность сочетаний всех возможных конфигураций CPU и GPU, в природе не существует. Пока не нашлось исследователей настолько фанатичных, чтобы не испугаться огромного числа вариантов, которые необходимо включить в такое сравнение. И мы тоже не относим себя к их числу. Поэтому в рамках сегодняшнего материала мы экспериментально ответим лишь на частный вопрос о том, какие процессоры лучше выбирать для видеокарт NVIDIA последнего поколения средней ценовой категории, – GeForce RTX 2060 и GeForce GTX 1660 Ti. А дальше, если результаты такого исследования окажутся востребованными нашей аудиторией, проведём подобные тесты и с какими-то другими распространёнными графическими картами.
⇡#Почему именно GeForce RTX 2060 и GeForce GTX 1660 Ti
Видеокарты среднего уровня – один из самых популярных вариантов для использования в современных геймерских системах. Их производительности вполне хватает для того, чтобы без проблем запускать актуальные игры с максимальными настройками качества в стандартном разрешении Full HD, которое, согласно статистике, собираемой системой цифровой дистрибуции Steam, выбирают две трети от общего числа игроков.
Поэтому нет ничего удивительного, что, согласно этим же статистическим данным, самой популярной дискретной видеокартой до сих пор остаётся GeForce GTX 1060 – решение среднего уровня из прошлого поколения ускорителей NVIDIA. Сейчас же на смену Pascal приходят Turing, и если исходить из позиционирования, то именно GeForce RTX 2060 и GeForce GTX 1660 Ti должны постепенно занять место самых распространённых видеоускорителей.
Совершенно закономерно, что сейчас GeForce RTX 2060 и GeForce GTX 1660 Ti входят в тройку ускорителей с самой быстрорастущей рыночной долей. Только за последний месяц пользовательская база таких видеокарт выросла почти на 40 %. В абсолютных показателях доля владельцев GeForce RTX 2060 и GeForce GTX 1660 Ti пока остаётся не слишком заметной, но на фоне того, как растёт число систем с другими видеокартами семейства Turing, никаких сомнений не остаётся: именно эти GPU в скором времени станут самым массовым выбором геймеров.
Стоит отметить, что позиции GeForce RTX 2060 при этом выглядят несколько лучше, хотя эта карта и на четверть дороже. Однако покупатели, очевидно, готовы заплатить на $70 больше за обладание специальными RT-ядрами, позволяющими видеокарте аппаратно ускорять алгоритмы трассировки лучей.
⇡#Оптимальный процессор для GeForce RTX 2060 и GeForce GTX 1660 Ti: что советуют обычно
Отсутствие подробных и обстоятельных тестов процессорозависимости популярных видеокарт привело к тому, что покупатели сформулировали для себя ряд эмпирических подходов к тому, каким образом следует соотносить траты на базовые компоненты игровой системы. Самое популярное правило такого рода говорит о том, что цена видеокарты к цене процессора должна относиться как два к одному, то есть в сбалансированной системе видеокарта должна быть примерно вдвое дороже процессора.
Если применить это правило к тем видеокартам, о которых мы собираемся поговорить сегодня, то есть к GeForce RTX 2060 и GeForce GTX 1660 Ti с рекомендованными производителем ценами на уровне $349 и $279 соответственно, то получится, что для них нужно подыскивать процессоры, стоящие порядка $175 и $140. В прайс-листе Intel за эти суммы предлагаются Core i5-9400 и Core i3-9300, а из процессоров AMD, располагая подобным бюджетом, можно выбрать изрядно подешевевшие за последнее время Ryzen 5 2600 и Ryzen 5 2500X.
Почти такие же рекомендации формулирует в своём « Компьютере месяца » и наш штатный эксперт, Сергей Плотников. Уже несколько месяцев подряд в оптимальной сборке 3DNews используется видеокарта GeForce RTX 2060, в систему с которой предлагается устанавливать процессоры Ryzen 5 2600X или Core i5-9400F.
Иными словами, почти все прикидки указывают на то, что для видеокарт среднего уровня нужен шестиядерный процессор, но не обязательно старший – сойдёт и вариант попроще. Однако убедительных иллюстраций, насколько справедливы такие предположения, до сих пор не существовало. Именно поэтому мы и взялись за подробные тесты GeForce RTX 2060 и GeForce GTX 1660 Ti в комбинации с различными процессорами компаний AMD и Intel. Попробуем использовать практический подход и разобраться в том, какой же процессор стоит считать лучшим выбором для средних игровых конфигураций.
⇡#Описание тестовых систем и методики тестирования
Для исследования процессорозависимости GeForce RTX 2060 и GeForce GTX 1660 Ti были выбраны варианты графических карт в исполнении самой NVIDIA (Founders Edition) и Gigabyte (GTX 1660 Ti OC). Тесты проводились в двух разрешениях, актуальных для этих GPU, – 1080p и 2560p. В паре с указанными видеокартами мы постарались проверить максимально широкий диапазон процессоров для платформ LGA 1151v2 и Socket AM4. Поэтому для тестов были отобраны старшие и младшие модификации внутри каждого класса CPU, что позволило собрать весьма разношёрстную и представительную компанию из разнообразных Core девятого поколения и Ryzen второго поколения с числом ядер от двух до восьми, номинальными частотами от 2,9 до 4,0 ГГц и объёмом L3-кеша от 4 до 16 Мбайт.
В конечном итоге список задействованных в тестировании комплектующих получился следующим:
- Процессоры:
- AMD Ryzen 7 2700X (Pinnacle Ridge, 8 ядер + SMT, 3,7-4,3 ГГц, 16 Мбайт L3);
- AMD Ryzen 5 2600X (Pinnacle Ridge, 6 ядер + SMT, 3,6-4,2 ГГц, 16 Мбайт L3);
- AMD Ryzen 5 2500X (Pinnacle Ridge, 4 ядра + SMT, 3,6-4,0 ГГц, 8 Мбайт L3);
- AMD Ryzen 3 2300X (Pinnacle Ridge, 4 ядра, 3,5-4,0 ГГц, 8 Мбайт L3);
- Intel Core i9-9900K (Coffee Lake Refresh, 8 ядер + HT, 3,6-5,0 ГГц, 16 Мбайт L3);
- Intel Core i7-9700K (Coffee Lake Refresh, 8 ядер, 3,6-4,9 ГГц, 12 Мбайт L3);
- Intel Core i5-9600K (Coffee Lake Refresh, 6 ядер, 3,7-4,6 ГГц, 9 Мбайт L3);
- Intel Core i5-9400F (Coffee Lake Refresh, 6 ядер, 2,9-4,1 ГГц, 9 Мбайт L3);
- Intel Core i3-9350KF (Coffee Lake Refresh, 4 ядра, 4,0-4,6 ГГц, 8 Мбайт L3);
- Intel Core i3-8100 (Coffee Lake, 4 ядра, 3,6 ГГц, 6 Мбайт L3);
- Pentium Gold G5600 (Coffee Lake, 2 ядра + HT, 3,9 ГГц, 4 Мбайт L3).
- ASRock X470 Taichi (Socket AM4, AMD X470);
- ASRock Z390 Taichi (LGA1151v2, Intel Z390).
- Память: 2 × 8 Гбайт DDR4-3466 SDRAM, 16-16-16-36 (G.Skill Trident Z RGB F4-3466C16D-16GTZR).
- NVIDIA GeForce RTX 2060 (TU106, 1365/14000 МГц, 6 Гбайт GDDR6 192-бит);
- Gigabyte GeForce GTX 1660 Ti OC (TU116, 1500/12000 МГц, 6 Гбайт GDDR6 192-бит).
Все процессоры Intel тестировались с включённой функцией Multi-Core Enhancements, то есть без каких-либо ограничений по энергопотреблению. Мы отдаём себе отчёт в том, что данный режим несколько расходится со спецификациями Intel, однако большинство пользователей волей-неволей использует процессоры именно так. Дело в том, что все без исключения производители материнских плат активируют функцию Multi-Core Enhancements по умолчанию, а некоторые даже прячут настройки для её отключения, и какого-либо перелома в этой тенденции не предвидится.
Тестирование выполнялось в операционной системе Microsoft Windows 10 Enterprise (v1809) Build 17763.503 с установленными заплатками против уязвимостей Spectre и Meltdown и с использованием следующего комплекта драйверов:
- AMD Chipset Driver 19.10.0429;
- Intel Chipset Driver 10.1.1.45;
- Intel Management Engine Interface Driver 11.7.0.1017;
- NVIDIA GeForce 430.64 Driver.
Для проверки игровой производительности платформ использовались следующие игры и настройки:
- Assassin’s Creed Odyssey. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Quality = Ultra High. Разрешение 2560 × 1440: Graphics Quality = Ultra High.
- Ashes of Singularity. Разрешение 1920 × 1080: DirectX 12, Quality Profile = Extreme. Разрешение 2560 × 1440: DirectX 12, Quality Profile = Extreme.
- Civilization VI: Gathering Storm. Разрешение 1920 × 1080: DirectX 12, MSAA = 4x, Performance Impact = Ultra, Memory Impact = Ultra. Разрешение 2560 × 1440: DirectX 12, MSAA = 4x, Performance Impact = Ultra, Memory Impact = Ultra.
- Far Cry New Dawn. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Quality = Ultra, HD Textures = On, Anti-Aliasing = TAA, Motion Blur = On. Разрешение 2560 × 1440: Graphics Quality = Ultra, HD Textures = On, Anti-Aliasing = TAA, Motion Blur = On.
- Grand Theft Auto V. Разрешение 1920 × 1080: DirectX Version = DirectX 11, FXAA = Off, MSAA = x4, NVIDIA TXAA = Off, Population Density = Maximum, Population Variety = Maximum, Distance Scaling = Maximum, Texture Quality = Very High, Shader Quality = Very High, Shadow Quality = Very High, Reflection Quality = Ultra, Reflection MSAA = x4, Water Quality = Very High, Particles Quality = Very High, Grass Quality = Ultra, Soft Shadow = Softest, Post FX = Ultra, In-Game Depth Of Field Effects = On, Anisotropic Filtering = x16, Ambient Occlusion = High, Tessellation = Very High, Long Shadows = On, High Resolution Shadows = On, High Detail Streaming While Flying = On, Extended Distance Scaling = Maximum, Extended Shadows Distance = Maximum. Разрешение 2560 × 1440: DirectX Version = DirectX 11, FXAA = Off, MSAA = x4, NVIDIA TXAA = Off, Population Density = Maximum, Population Variety = Maximum, Distance Scaling = Maximum, Texture Quality = Very High, Shader Quality = Very High, Shadow Quality = Very High, Reflection Quality = Ultra, Reflection MSAA = x4, Water Quality = Very High, Particles Quality = Very High, Grass Quality = Ultra, Soft Shadow = Softest, Post FX = Ultra, In-Game Depth Of Field Effects = On, Anisotropic Filtering = x16, Ambient Occlusion = High, Tessellation = Very High, Long Shadows = On, High Resolution Shadows = On, High Detail Streaming While Flying = On, Extended Distance Scaling = Maximum, Extended Shadows Distance = Maximum.
- Hitman 2. Разрешение 1920 × 1080: DirectX 12, Super Sampling = 1.0, Level of Detail = Ultra, Anti-Aliasing = FXAA, Texture Quality = High, Texture Filter = Anisotropic 16x, SSAO = On, Shadow Maps = Ultra, Shadow Resolution = High. Разрешение 2560 × 1440: DirectX 12, Super Sampling = 1.0, Level of Detail = Ultra, Anti-Aliasing = FXAA, Texture Quality = High, Texture Filter = Anisotropic 16x, SSAO = On, Shadow Maps = Ultra, Shadow Resolution = High.
- Kingdom Come: Deliverance. Разрешение 1920 × 1080: Overall Image Quality = Ultra High. Разрешение 2560 × 1440: Overall Image Quality = Ultra High.
- Metro Exodus. Разрешение 1920 × 1080: DirectX 12, Quality = Ultra, Texture Filtering = AF 16X, Motion Blur = Normal, Tesselation = Full, Advanced PhysX = Off, Hairworks = Off, Ray Trace = Off, DLSS = Off. Разрешение 2560 × 1440: DirectX 12, Quality = Ultra, Texture Filtering = AF 16X, Motion Blur = Normal, Tesselation = Full, Advanced PhysX = Off, Hairworks = Off, Ray Trace = Off, DLSS = Off.
- Shadow of the Tomb Raider. Разрешение 1920 × 1080: DirectX12, Preset = Highest, Anti-Aliasing = TAA. Разрешение 2560 × 1440: DirectX12, Preset = Highest, Anti-Aliasing = TAA.
- The Witcher 3: Wild Hunt. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Preset = Ultra, Postprocessing Preset = High. Разрешение 2560 × 1440: Graphics Preset = Ultra, Postprocessing Preset = High.
- Total War: Warhammer II. Разрешение 1920 × 1080: DirectX 12, Quality = Ultra. Разрешение 2560 × 1440: DirectX 12, Quality = Ultra.
- Watch Dogs 2. Разрешение 1920 × 1080: Field of View = 70°, Pixel Density = 1.00, Graphics Quality = Ultra, Extra Details = 100%. Разрешение 2560 × 1440: Field of View = 70°, Pixel Density = 1.00, Graphics Quality = Ultra, Extra Details = 100%.
- World War Z. Разрешение 1920 × 1080: DirectX11, Visual Quality Preset = Ultra. Разрешение 2560 × 1440: DirectX11, Visual Quality Preset = Ultra.
Во всех игровых тестах в качестве результатов приводится среднее количество кадров в секунду, а также 0,01-квантиль (первая перцентиль) для значений FPS. Использование 0,01-квантиля вместо показателей минимального FPS обусловлено стремлением очистить результаты от случайных всплесков производительности, которые были спровоцированы не связанными напрямую с работой основных компонентов платформы причинами.
⇡#Производительность в разрешении 1080p
Не будем больше томить читателя предварительными рассуждениями, а сразу приведём главную диаграмму, показывающую процессорозависимость в игровых системах с видеокартами GeForce RTX 2060 и GeForce GTX 1660 Ti при выборе экранного разрешения 1920×1080 и установке максимальных настроек качества. В таком разрешении обе исследуемые видеокарты без всяких оговорок способны «вытянуть» самые современные игры, однако частота кадров будет заметно различаться в зависимости от того, какой в системе используется процессор. Именно к такому выводу можно прийти, если посмотреть на усреднённые показатели FPS, полученные по итогам замеров в 13 играх.
Как видите, ничего похожего на то, что для «раскрытия» Turing среднего уровня достаточно какого-то определённого процессора, в результатах не прослеживается. С ростом быстродействия CPU общая производительность игровых систем увеличивается всегда. Разве только прирост FPS, который получают обладатели флагманских процессоров на каждый потраченный ими рубль, несколько ниже того удельного прироста, который наблюдается при переходе от одного CPU среднего уровня к другому, чуть более дорогому.
Благодаря этому нетрудно сформулировать какие-то рекомендации общего характера: совершенно очевидно, что не следует формировать современные игровые системы на процессорах вроде Core i3-8100 и Pentium Gold или Ryzen 5 2500X и Ryzen 3 2300X, если предполагается использовать графические карты класса GeForce RTX 2060 или GeForce GTX 1660 Ti. В противном случае вы станете свидетелем ситуации, когда ваша система выдаёт FPS даже ниже, чем если бы вы выбрали более дорогой CPU в паре с более дешёвой видеокартой. А вот четырёхъядерные процессоры уровня Core i3-9350K благодаря их высокой тактовой частоте, пусть и с оговорками, уже можно рассматривать как подходящий вариант для конфигурации с графическими картами Turing среднего класса. Хотя, безусловно, лучше всё же взять не четырёхъядерный, а шестиядерный процессор Core i5-9400: стоит он почти столько же, в то время как большее число ядер позволит получить лучшую производительность в неигровых задачах, связанных с обработкой и созданием контента.
А вот для поклонников продукции AMD у нас новости крайне неприятные. Как следует из результатов, процессоры Ryzen блекло смотрятся в игровых системах не только флагманского, но и среднего уровня. Даже старший восьмиядерный Ryzen 7 2700X не позволяет получить тот же уровень игровой производительности, который будут иметь владельцы систем на базе старших современных Core i3 или младших Core i5. Фактически система с Ryzen 7 2700X и GeForce RTX 2060 аналогична по среднему игровому быстродействию конфигурации на базе видеокарты GeForce GTX 1660 Ti и процессоров Core i7-9700K или даже Core i5-9600K. То есть гипотетически выбор платформы Intel вместо AMD позволяет даже сэкономить на графическом ускорителе и ничего при этом не потерять.
Впрочем, все эти рассуждения касаются лишь усреднённой игровой производительности, в то время как частные случаи могут внести коррективы в сделанные выводы. Поэтому давайте посмотрим на подшивку диаграмм, построенных по показателям FPS, полученным в конкретных играх.