Тестирование и восстановление аккумуляторов от UPS
Автор: Barabashka
Опубликовано: 01 декабря 2014, 11:37
Аккумуляторы от UPS
Просто аакмуляторы
Очень давно меня начинала интересовать тема про обыкновенные аккумуляторы, так как по работе я по ним буквально хожу как по новым так и по старым
Но не так давно пришлось мне пообщался с технарем из компании APC (эта та самая которая производит бесперебойники и аккумуляторы) пришел к выводу что производители что то недоговаривают…
И начал я немного экспериментировать с аккумуляторами
Для начала полез в инет
И все что я там нашел вразумительное это то что многие для продления срока службы аккумов просто доливали туда дистиллированной воды 2 миллилитра, некоторые умники доливали по самое горлышко, и даже все это снимают на видео, особенно меня позабавили фразы таких умников которые светят в горлышко банок аккумов говорят что там сухо…
Я ради интереса раскрывал апсолютно новые такие аакмы и что то я ни в одном из них так и не видел что там электролит плюхается так же как и в автомобильных – ну нету его там в таком количестве – НЕТУ…
Электролит в аккумуляторах от UPS как бы есть но его там как бы и нет, его количество на столько мизерное что можно сказать кот наплакал.
Колпачки на новом аакме
И хде там электролит ?
Но вот сами колпачки на новом аккуме были в капельках электролита
Колпачки с нового аккума
Немного предыстории: прошедшим летом у меня помер на авто аккумулятор, помер внезапно, сразу покупать новый за 4 тыс у меня желания не было, экспериментировал со старым и долгими упорными усилиями мне его все же удалось растормошить, как я это делал напишу ниже.
Итак вернемся к нашим маленьким источникам электричества:
Если я скажу что в ходе моих экспериментом ни один аккумулятор не пострадал то конечно такого быть не может, пострадали и не один и не пять, а несколько десятков старых и под 10 полностью новых…
Что я делал со старыми: Для начала я пошел по пройденному пути активных пользователей тырнета которые выкладывали все свои аля тесты на ютуб, и был слегка разочарован
Как я начал делать с самого начала
1) Заряжал аккумулятор от обыкновенной авто зарядки.
2) Снимал пластиковую крышку аккума, снимал колпачки на банках.
3) Доливал дистиллированную воду начиная 2 мл
4) Закрывал колпачки
5) Ставил на зарядку
Вывод первых экспериментов с простой дистиллированной водой показал: Да, аккумулятор способен еще *немного* пожить если в него в каждую банку вливать 2 и не более 3 миллилитров (*немного*, это понятие очень растяжимое так как все зависит от того изначального состояния в котором Вам достался аккумулятор) если был коротыш в какой либо одной из 6 банок то можно сразу выкидывать этот аакум
Так же если в процессе подзарядки аккумулятор сильно нагревается, так же ему скоро настанет писец но он еще может вам послужить (не в UPS только в них стоят какие то хитрые контроллеры которые на такие отклонения хорошо реагируют)
Если у вас после доливания дистиллированной воды при подзарядке все же нашелся такой аккум который не греется, поставьте его на циклическую разрад-заряд на 12 часов (многие старики автолюбители рекомендуют на 2 суток, типа так раньше делали передзимой)
После этой длительной зарядки аккумулятора, отсоедините подзарядное устройство и дайте аакму постоять минут 15, после чего сделайте замеры. Если вольтметр показал не менее 12.50 то поздравлять еще рано, второй и третий и так далее замеры делайте с периодичностью в сутки
ВНИМАНИЕ: если вы налили много дистиллированной воды то напряжение будет падать (я голову сломал по этому вопросу когда то) придется доливать электролит о чем чуть ниже.
Не забываем что в нормальных аккумуляторах которые стоят в автомобилях уровень кислоты замеряется ореометром и этот уровень должен составлять 1.27 – 1.29 а в особо морозной местности даже иногда 1.4
Лично я очень много даже нормальных аккумов убил именно тогда когда пытался вычислить количество доливаемой дистиллированной воды, повторяю не более 3 миллилитров.
Если вы нальете больше дистиллированной воды (3 мл это кстати так же уже очень много, лучше не более 2)то аккум впринципе еще поживет немного
Кстати забыл указать еще на один дефект в аккумах это немного вздувшиеся банки – такие кандидаты так же в очереди на помойку но они способны еще немного поработать
Вторая часть экспериментов мне до сих пор не дает покоя
Я не стал извращаться с дистиллированной водой а пошел дальше, начал доливать самый настоящий кислотный электролит который специально продается в любых автомагазинах.
Обыкновенный электролит
Для начала я начал доливать частично в разных пропорциях дистиллированную воду и электролит, ну допустим 2 мл воды и 2 мл электролита, результат был немного лучше чем просто с водой
Далее я начал учитывать всевозможные пропорции и чем больше электролита тем результат был лучше.
Один из предпоследних экспериментов показал что если у вас как бы старенький аккум и вы хотите продлить ему жизнь то залить 1 мл дистиллированной воды, зарядить, долить кубиков 9 электролита, и это самый лучший вариант для аккума который вы планируете использовать где угодно но не в UPS
ВНИМАНИЕ: до горлышка доливать не нужно, при зарядке электролит может немного выливаться, примерно не более 1 кубика выливается если доливать изначально более 10
Так же обратил внимание на то что в аккумуляторы одной и той же фирмы входит разное количество электролита например SVEN
в один аакум этой фирмы залит 12 кубиков а в другой всего по 8
На мой взгляд и одного кубика воды на 9 электролита многовато, лучше 0.5 и 9.5 (первым заливать воду и желательно поставить на короткую зарядку в пол часа а после этой недозарядки уже долить электролита)
ВНИМАНИЕ: сначало воду а потом электролит после недозарядки, если ливанете электролит в старый аккум и поставите на зарядку то это будет кандидат на вылет — дистилированная в старых аккумах обязательна
В данный момент я полностью пытаюсь отказаться от дистиллированной воды (эксперементирую с новыми аккумами) пытаюсь найти золотую середину самого этого электролита, а именно какое же его количество вдействительности ДОЛЖНО БЫТЬ А НЕ ЕСТЬ (производители изначально закладывают срок службы этих аккумов и это факт который я сам себе доказал)
В настоящее время взял 2 новых аккума и залил туда по 10 кубиков электролита 1.27 после десятка успешных тестов по зарядке и разрядке аккумы чувствуют себя превосходно
Заметил интересный факт: в пять банок заливаю по 10 кубиков и уже видно как этот электролит там булькает а в шестую банку надо залить 12.5, и это при чем уже на нескольких апсолютно новых аккумах (даже и не знаю как такое возможно, но банки разные)
Разряжаю обыкновенным автомобильным старым стартером – крутится за милу душу
Знаю одно что аккум заряженный электролитом протянет гораздо больше цыклов полного разряда чем обыкновенный стандартный из магазина
Замеры аккума с электролитом
Кстати заметил так же интересный факт: заряженные аккумы и пролежавшие на морозе всю ночь при минус 15 показывают хоть немного силу тока до 10 ампер, стандартные аккумы в которые ни чего не добавлялось показывают по амперам чистый НОЛЬ
Ну и под конец про автомобильные аккумуляторы
Для его восстановления надо
1) зарядить аккумулятор
2) открутить крышки на банках
3) Слить электролит
4) Залить дистиллированную воду
5) Зарядить
6) Слить дистиллированную воду
7) Залить новую воду
8) зарядить
9) Проверить ореометром, должно быть не более 1.1 если больше то повторить пункты 4-8
10) залить обыкновенный электролит
Примерно в 60% случаев Ваш аккум будет жить еще долго и счастливо
Для себя сделал вывод:
В схроне нужно иметь небольшую заначку электролита — цена вопроса 200 рублей за 10 литров
Как проверить аккумулятор ибп мультиметром
Каждый свинцово-кислотный аккумулятор со временем теряет свою максимальную ёмкость и эксплуатационные свойства, на пластинах образуется налет из солей сернокислотного свинца — сульфатация. Количество кислоты на процент электролита становится меньше и естественно плотность электролита уменьшается.
Как можно проверить аккумулятор?
- Плотность электролита, это самый старинный и популярный метод, но в современных герметичных аккумуляторах нет отверстий для проверки таким способом. Этим методом можно лишь немногое узнать о общем состояние аккумулятора и его ближайшем будущем.
- С помощью нагрузочной вилки. Она представляет собой ручку с двумя клеммами-щупами которые на 1 сек. подключаются к контактам аккумулятора. В составе устройства есть шкала вольтметра и нагрузка которая рассчитана на определенной емкости аккумулятор (автомобильный). Устройство показывает напряжение под нагрузкой и в зависимости от показаний его стрелки можно было судить о исправности аккумулятора.
- Тестер свинцово-кислотных аккумуляторов — электронное устройство способное за несколько секунд (до 3 сек.) показать много параметров аккумулятора, основные это: ток, напряжение, ёмкость, прогноз по сроку службы аккумулятора.
- Контрольный разряд — ну недостаток в том что аккумулятор надо полностью зарядить и проверять его работу (разрядку) по заведомо известной нагрузкой длительное время. Это занимает много времени и тратит ресурс аккумулятора.
Проверка аккумулятора подручными средствами
Перед проверкой аккумулятор обязательно надо полностью зарядить.
Для проверки нужна нагрузка соответствующая половине ёмкости аккумулятора (в ампер-часах)
Например: у нас есть герметичный аккумулятор 12 вольт 7A/h — значит нам нужна нагрузка в 3.5 ампера. При 12 вольт (3.5 * 12 = 42 ) это 42 Ват
На некоторых моделях указывается еще меньший параметр тока (например такая надпись — Initial current less than — 2.1А) исходя из этого берем эту цифру 2.1 * 12вольт = 25Ват — это рабочая нагрузочная мощность аккумулятора.
Теперь нам нужна нагрузка средняя между рабочей и половиной от максимальной ёмкости, это примерно 35 Ват, если рабочий ток не указан, можно взять и 40 Вт.
В качестве нагрузки лучше всего подойдет лампочка (но можно и другую аналогичную нагрузку по току) на 12 вольт и мощностью в 35-40 Вт.
Итак, подключаем лампочку к клеммам аккумулятора на время в 2 минуты и смотрим не меняет ли лампочка яркости, если свет потускнел за такое время то аккумулятор неисправен.
Если же все без изменений то по достижению 2 минут свечения, подсоединяем к светящейся лампочке вольтметр (мультиметр) и смотрим напряжение:
- больше 12.4вольт — аккумулятор сохранил свою номинальную ёмкость и полностью исправен.
- 12-12.4вольт — аккумулятор исправный но уже подуставшый
- меньше 12вольт — 50% от номинальной ёмкости аккумулятор уже утратил и его лучше заменить.
Следует быть уверенным что аккумулятор был полностью заряжен, лучше всего заряжать его на протяжении суток или минимум 6 часов соответствующим времени током.
Как проверить и зарядить аккумулятор ИБП?
Как правило, в ИБП используются 12 вольтовые свинцово-кислотные аккумуляторные батареи (АБ) ёмкостью от 4,5 А/ч до 250 А/ч., с установкой внутри бесперебойника или в выносных шкафах, модулях, на стеллажах.
Аккумуляторная батарея, являясь ключевым элементом устройства, требует периодической проверки и корректной подзарядки – на эту тему и поговорим.
Когда и как проверять аккумуляторы ИБП на работоспособность?
Основные признаки необходимости замены АБ в бесперебойнике – быстрый разряд аккумуляторов и оповещение самого ИБП.
В процессе эксплуатации батарею (отдельные аккумуляторы) проверяют визуально, мультиметром, через меню ИБП и на повышение температуры.
1. Визуальная проверка аккумулятора ИБП
Визуальная проверка применяется обычно для ИБП без дисплея.
Аккумулятор отключается от устройства и (если он установлен внутри) извлекается из корпуса батареи – порядок действий зависит от конкретной модели и описывается в руководстве по эксплуатации.
Важно:
Самостоятельное извлечение встроенных АБ из ИБП допускается только по истечению гарантийного срока прибора и если конструкция позволяет такую замену пользователем.
При этом — в некоторых моделях разрешен самостоятельный демонтаж/монтаж внутренних АБ и в период гарантийного обслуживания.
Отключение клемм «плюс» / «минус» можно проводить в любой последовательности – это не критично.
После извлечения батареи, визуально можно выявить следующие проблемы:
Причиной вздутия АБ может быть ее перегрев.
Перегрев может возникнуть при зарядке током выше номинального, внешнем/внутреннем коротком замыкании или при механическом повреждении.
Важно: АБ с вздутым корпусом необходимо срочно заменить – их эксплуатация запрещена!
Учитывайте: вздутые аккумуляторы обычно не подлежат замене по гарантии, т. к. причиной такой неисправности, как правило, является — нарушение правил эксплуатации.
Рекомендуется – контролировать и поддерживать в норме окружающую температуру в помещении установки батарей и правильно подбирать аккумуляторы согласно току ЗУ ИБП. Оптимальный ток заряда аккумулятора – это значение в 10% от его ёмкости. Например, батарея емкостью 9 А/ч должна заряжаться током 0,9 А (900 мА), округленно – 1 А
Если при легкой тряске АБ внутри ее корпуса гремят компоненты (эффект «погремушки»), это говорит о высыхании электролита, произошедшем или от постоянного перегрева, или в результате длительной эксплуатации. Аккумуляторы с жидким электролитом в основном работают с резервными и линейно-интерактивными ИБП.
Важно: Батареи с эффектом «погремушки» требуют срочной замены!
2. Проверка аккумулятора ИБП с помощью мультиметра
Мультиметр должен быть переведен в режим Вольтметра, с диапазоном измерения напряжения «до 20 В» («до 50 В»). Измерение производится щупами прибора на клеммах АБ с соблюдение полярности (в некоторых мультиметрах допускается обратная полярность – прибор сам ее определяет и высвечивает на дисплее).
Напряжение замеряется как общее (вся батарея), так и каждого аккумулятора в отдельности.
Проверка АБ ИБП мультиметром в различных ситуациях:
Проверка аккумуляторных батарей
ИБП не запускается
(характерно для резервных или линейно-интерактивных моделей)
Для запуска ИБП напряжение на каждом аккумуляторе должно быть от 10,5 до 13,5 В. Если оно ниже меньшего значения этого диапазона, и составляет 9,5-10 В – аккумулятор или вся батарея «глубоко» разряжены, соответственно запуска ИБП не произойдет. Необходимо зарядить АБ до номинального напряжения встроенным или внешним ЗУ.
Если же напряжение ниже 9,5 В, то восстановить работоспособность АБ не получится – произошли внутренние деградационные процессы в аккумуляторах, и они подлежат утилизации.
Важно!
Если задействовано несколько АБ, то «разбег» по напряжению может быть не более 0,2-0,3 В.
Допустим: у пяти батарей напряжение 13,3-13,5 В, а у шестой (из этого комплекта) 12,9 В. Это означает, что остаточная емкость 6-ой батареи ниже остальных (выработанный ресурс), и она раньше других выйдет из строя.
ИБП не запускается, либо включается и сразу отключается
(характерно для резервных или линейно-интерактивных моделей)
Причиной того, ИБП не включается или почти сразу выключается при нормальном напряжении на отключенных батареях, как правило, является снижение емкости батарей.
Необходимо замерить напряжение на подключенных батареях во время запуска устройства. Если оно после запуска резко падает, значит, аккумуляторы неисправны и их надо заменить.
Часто пользователи в качестве нагрузки для проверки остаточной емкости АБ используют автомобильную лампочку. Если батареи некачественные, при подключении лампочки напряжение резко просаживается с 13,5 до 9,5 В, а яркость лампы скачком падает.
Важно!
Завышение зарядного тока (о чем свидетельствует и повышенное напряжение (значение, больше нанесённой на корпус надписи «CYCLE USE») на заряжаемых АБ) может вызвать перегрев батарей и внутреннее их разрушение. Проблема может возникать при неисправности зарядного устройства (ЗУ) бесперебойника.
ИБП нормально запускается, но при переходе в автономный режим время работы от АБ значительно сокращается
Проконтролируйте напряжение на АБ во время зарядки от ЗУ ИБП
Если напряжение 2,25 В на каждом элементе и 13,5 В на батарее в норме, но время работы от АБ сокращено – аккумуляторы частично потеряли емкость и требуют обновления.
Проверка аккумулятора с помощью тестера
3. Проверка аккумулятора через меню ИБП
Проверка АБ через меню ИБП возможная при наличии самой функции и дисплея для отображения информации.
В соответствующих изделиях пользователям доступна диагностика следующих основных параметров аккумуляторов:
- напряжение АБ (если их несколько, то общее напряжение группы);
- ёмкость;
- уровень заряда;
- температура (встроенных АБ и внешних, при наличии выносного температурного датчика);
- расчётное время автономной работы.
Подобная проверка позволяет оперативно выявлять возможные неисправности в работе АБ без их отключения и демонтажа.
К тому же в некоторых моделях ИБП задействовано тестирование батарей с уведомление пользователя о результатах.
4. Проверка температуры аккумулятора ИБП
Оперативно и без специальных приборов (тактильно) можно проверить температуру аккумулятора в батарее – превышение ее более чем на 10 °C позволяет предположить, что элемент неисправен и нуждается в замене. Однако и эту процедуру лучше проводить с использованием специального инструмента, например – контактного термометра, тепловизора.
Как правильно заряжать аккумуляторные батареи ИБП?
Для долгой и безаварийной работы источника бесперебойного питания следует выполнять ряд важных рекомендаций относительно аккумуляторных батарей:
- Учитывайте ток заряда! Если ИБП оснащен встроенным ЗУ с фиксированным током, то при комплектации или при замене аккумуляторов подбирайте соответствующие зарядном току устройства. Оптимальный ток заряда может указываться на корпусе самой АБ. В противном случае (при ручной установке режима заряда), заряжаемый ток рассчитывается равным 10% от емкости аккумуляторов, например – аккумулятор 12V 55A/ch – номинальный ток заряда 10% от 55A/ch = 5,5 А.
- Следить за исправностью ЗУ и не применяйте внешние зарядники без консультаций со специалистами.
- При первом подключении АБ зарядите батарею полностью.
- Если у ИБП нет функции контроля и защиты АБ от «глубокого» разряда, необходимо вручную контролировать уровень разряда – не более чем на 80%.
- Эксплуатируйте АБ в помещениях при окружающей температуре +25 °C.
- Если бесперебойник длительное время не эксплуатируется, аккумуляторы необходимо заряжать с периодичностью 1 раз в 2-3 месяца.
Особенности проверки на работоспособность аккумуляторов ИБП «Штиль»
В нашем интернет-магазине SVELA представлены российские стабилизаторы напряжения и ИБП переменного и постоянного тока «Штиль».
Все эти устройства имеют встроенные функции автоматической проверки работы систем электропитания, включая АБ. Большинство моделей бесперебойников «Штиль» оснащены ЖК-дисплеем, где в режиме реального времени отображаются основные параметры работы аккумуляторных батарей:
- текущий уровень заряда;
- напряжение на АБ;
- оставшееся время автономии (в режиме работы от батарей) при текущей нагрузке;
- время последней работы в автономном режиме;
- температура батареи (для контроля необходимы опциональные плата и термодатчик).
При отсутствии ЖК-дисплея состояние батарей контролируется с помощью светодиодных индикаторов на панели управления ИБП или удаленно через карту мониторинга (не входит в комплект поставки и приобретается отдельно).
Кроме автоматической проверки текущих данных, система ИБП «Штиль» может выполнить (запускаются через панель управления) три вида тестирования аккумуляторов:
Тест на 10-ти секундную работу
(10-ти секундный тест)
Цель теста: выявление аккумулятора в батарейном отсеке, который не в состоянии поддерживать необходимое напряжение. При переходе ИБП на автономную работу такой некачественный аккумулятор «просаживает» всю цепь батареи, и время работа от АБ снижается в несколько раз.
При тестировании питание нагрузки осуществляется от АБ. В случае выявления некачественного аккумулятора информация выводится на дисплей.
Тест на заданное время
Цель теста: проверка работоспособности ИБП от АБ в течение определенного времени (время задается пользователем).
При успешном тестировании аккумуляторы признаются исправными.
Тест до полного разряда
Цель теста: корректность работы аккумуляторов при полном цикле «разряд – заряд».
ИБП автоматически полностью разряжает АБ и включает режим заряда, контролируя основные параметры (напряжение, ток, температуру).
Инструкция по запуску тестов публикуется в руководстве по эксплуатации (РЭ) конкретной модели ИБП «Штиль».
Для информации : тестирование АБ проходит в скрытом режиме и на дисплей выдается сообщение об аварийном состоянии.
На видео показано, как запускается тест аккумуляторов на дисплее бесперебойников серии STR.
Особенности заряда аккумуляторов ИБП «Штиль»
Компания производитель онлайн ИБП «Штиль» информирует о важных функциях интеллектуального заряда аккумуляторов:
Оптимизация значения заряжающего напряжения под фактическую температуру батарей.
Оптимальное значение принято в 25 °С.
Если температура начинает повышаться, ИБП снижает напряжение заряда для предотвращения перегрева АБ.
Важно!
Термокомпенсация внешних АБ, подключенных к ИБП «Штиль», выполняется при наличии карты мониторинга IC-SNMP/mini-USB или комплекта: карта мониторинга IC-SNMP/WEB + карта мониторинга IC-Modbus/Dry Contacts + датчик температуры TS-1.
Установка напряжения заряда
Пользователь имеет возможность выставить значение напряжения, до которого АБ будет разряжаться – можно выбрать величину меньше или больше напряжения полного разряда. Тем самым увеличивается или уменьшается время автономной работы ИБП (например – вместо 5 установленных минут будет работать от АБ — 7 минут).
При этом следует учитывать – ручное уменьшение времени работы от батарей имеет некоторое положительное проявление, а увеличение его – отрицательное, т. к. ускоряет расход ресурса аккумуляторов.
Иногда завышенное напряжение разряда используют для «встряски» батарей после долгого простоя оборудования или при «глубоком» разряде аккумуляторов
Защита от «глубокого» разряда
При «глубоком» разряде АБ (более чем на 80-85%) ИБП автоматически прекращает работу. В меню устройства эти настройки можно изменить вручную — установить глубину полного разряда от 10 до 90%.
Для информации :
Разные модели ИБП «Штиль» имеют некоторые особенности работы встроенного зарядного устройства:
Проверка аккумулятора мультиметром — подробная инструкция по проверке работоспособности, емкости, тока и заряда
Главным топливом современного автомобиля является не бензин или дизель, а электричество. Без него не включится ни одна основная или вспомогательная система, и даже двигатель запустить не получится. Источником энергии является аккумулятор, о состоянии которого многие водители даже не задумываются, пока тот не выйдет из строя. В этой статье рассматривается, как проверить аккумулятор мультиметром, чтобы не оказаться в сложной ситуации, когда без сторонней помощи не обойтись.
Как проверить аккумулятор мультиметром? Необходимое оборудование
Мультиметр – прибор, которым должен обладать любой автовладелец. Он позволяет оперативно и в «полевых условиях» определять массу показателей:
- напряжение;
- емкость батареи;
- сопротивление;
- температуру.
На некоторых современных аккумуляторах устанавливается индикатор заряда, что сильно облегчает жизнь водителю, но такие батареи стоят на 20–30% дороже обычного оборудования. Имея мультиметр, можно легко, быстро и с достаточным уровнем точности определить массу важных параметров, касающихся АКБ.
Как проверить зарядку аккумулятора мультиметром?
Определить, в каком состоянии находится литий-ионный (наиболее распространенный вид современных батарей) аккумулятор довольно просто, если следовать этим указаниям:
- Отсоединяете накопитель энергии от автомобиля и ждете 5–6 часов.
- Мультиметр должен работать в режиме «вольтаж» (проверка напряжения).
- Стандартный литиевый аккумулятор вырабатывает ток в диапазоне 12,7–13,2 вольта. Переключатель устанавливается на показатель 20 или наиболее близко к нему. Так замеряется напряжение от этого значения и ниже.
- Провода, идущие от прибора, подсоединяются к батарее: красный на положительную клемму, черный – на отрицательную. Если провода одного цвета, то ориентироваться следует на их маркировку и подключать к противоположным зарядам, минус к плюсу и наоборот.
В зависимости от показателей прибора, следует принимать решение насчет замены или дальнейшего использования аккумулятора.
- 12,7–13,2 вольта – батарея заряжена и готова к работе;
- 12,1–12,4 V показывает, что зарядка аккумулятора произведена примерно наполовину и желательно увеличить уровень энергии;
- 11,6–12 вольт – сильное истощение и в качестве источника электричества аккумулятор не годится;
- Ниже 11-и V – оборудование полностью выведено из строя и попытки его использования могут привести к поломке.
Чтобы понять, как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность мультиметром, не нужны особенные знания или специальное оборудование, достаточно немного времени и соблюдение перечисленных советов.
Как проверить емкость аккумулятора мультиметром?
Емкостью аккумулятора называется количество накопленной энергии, которую способна отдать батарея за конкретный период времени. Величина измеряется в ампер-часах. Определить ее значение можно двумя способами: проверка под нагрузкой и метод контрольного разряда.
Как проверить емкость аккумулятора мультиметром под нагрузкой?
Каждая заводская батарея имеет нанесенную на корпус маркировку, где указано значение емкости. Со временем оно начинает уменьшаться и реальные цифры становятся ниже заявленных показателей. Чтобы определить целесообразность дальнейшего использования оборудования, необходима нагрузка. В качестве нагрузки могут выступить фары автомобиля или даже обыкновенная лампочка на 35–40 Вт.
Поэтапно рассмотрим, как проверить мультиметром заряд аккумулятора:
- Батарея отсоединяется от генератора;
- Присоединяете к ней лампочку и в течение двух-трех минут наблюдаете за работой электрической цепи;
- Разъединяете элементы и мультиметром снимаете показания с аккумулятора, предварительно включив режим измерения напряжения.
Если показатели на экране прибора превышают 12,4 единицы, то батарея исправна. Значение в 12–12,3 указывает на необходимость скорой замены оборудования.
Как проверить емкость аккумулятора мультиметром, применяя контрольный разряд?
Для этого вида определения емкости понадобится полностью зарядить батарею и присоединить ее к электрической цепи, которая имеет нагрузку, равную или близкую по значению к заявленным в техническом паспорте показателям. Дополнительно присоединяется мультиметр, работающий в режиме амперметра.
Понадобится немного подождать, чтобы сила тока снизилась наполовину, отметить, сколько прошло времени, и сравнить с указанными в паспорте значениями. Если показатель отличается на незначительную величину, то емкость оборудования снизилась не сильно и его можно использовать дальше. Большая разница в числах означает, что пора подыскивать новую батарею.
Как проверить утечку аккумулятора мультиметром?
Утечка тока – это показатель, который обозначает расход энергии на поддержание функционирования подключенных к неповрежденной электрической цепи сторонних приборов. Для каждой АКБ существует значение минимальной утечки тока, которое относительно автомобильной батареи в среднем составляет 55–80 мА.
В этот показатель входит обеспечение работы памяти магнитолы, системы впрыска топлива, сигнализации и ряда других вспомогательных систем. Совокупное значение не должно превышать 60–70 мА. Если утечка выше – то аккумулятор будет слишком быстро разряжаться и его придется менять. Это также важно, как знать, какую сигнализацию выбрать?
Чтобы знать, как проверить утечку аккумулятора мультиметром, следует сделать следующее:
- Подготовьте транспортное средство к замеру. Отключите все, расходующее электрический заряд системы, и подождите пару минут.
- Снимите положительную клемму с автомобильного АКБ.
- Щуп мультиметра с отрицательным значением подключаете к клемме машины.
- Провод с плюсом – к энергобатарее.
После этого необходимо снять показания с экрана прибора. Если они превышают норму, то вам надо по одному отключать и ставить обратно реле и предохранители, замеряя изменения тока утечки. После отсоединения одного из реле цифры придут в норму, следовательно оно и является слабым звеном цепи.
Как проверить «ампераж» аккумулятора мультиметром?
Чтобы определить силу тока, которую выдает ваша АКБ, понадобится создать цепь с нагрузкой. В ее роли выступает любой прибор или оборудование, потребляющее электроэнергию. Для замера понадобится предпринять следующие действия:
- Прибор устанавливается в режим замера ампер, а переключатель на нем – на переменный ток, который обозначается английскими литерами AC.
- Отсоединяете клемму с плюса батареи и на ее место ставите отрицательный провод измерительного прибора.
- К оборудованию, которое выступает в качестве нагрузки, присоединяете отрицательную клемму АКБ и щуп измерителя с положительным зарядом.
- В зависимости от конструкции, смотрите на высветившееся число или отсчитываете его на шкале прибора.
Исправный и полностью заряженный аккумулятор демонстрирует показатели в пределах 12,6–13 В.
Как проверить напряжение аккумулятора мультиметром?
Можно произвести замер напряжения при включенном двигателе. Удовлетворительным показателем считается значение в 13,5–14 В. Оно указывает, что АКБ можно смело продолжать использовать.
Если число на измерительном приборе превышает 14,2 В, то аккумулятор не заряжается полностью, а генератор работает в усиленном режиме, чтобы снабдить все зависимые системы автомобиля энергией. Но следует учитывать окружающую обстановку при замере, холодной зимней ночью батарея могла разрядиться и генератор вырабатывает увеличенное напряжение, чтобы ее заполнить. Подождите 10–15 минут и повторите процедуру. Если значения снизились – все в порядке.
Если, при проверке мультиметром напряжения аккумулятора, с запущенным двигателем и отключении расходующих электроэнергию системах прибор показывает ниже 13 В, то это указывает на перебои в работе генератора, который не в состоянии заполнить АКБ до необходимого уровня.
Как проверить аккумулятор мультиметром с отключенным двигателем?
Средний показатель, при проверке аккумулятора мультиметром, на неработающем моторе должен находится в пределах 12,5–13 В, при этом верхнее значение указывает на 100 % заряда, а нижнее – на 50 %. Числа приблизительные, но общую картину по ним понять просто. Также не стоит забывать, что снимать показания стоит непосредственно перед поездкой, а не после нее, как только вы заглушили двигатель. Особенно хорошо проводить ее, когда машина некоторое время не использовалась, например, утром, после ночи в гараже. Так видно, насколько хорошо АКБ способен держать заряд.
Теперь вы понимаете, как проверить заряд аккумулятора автомобиля мультиметром. Этот прибор стоит приобрести каждому автомобилисту. Некоторые полагаются на показания бортового компьютера, но он не предоставляет достаточной точности. Встроенный вольтметр подключен к цепи приборов, расходующих энергию, а не напрямую к аккумулятору, следовательно, часть электричества расходуется «по дороге».
Также каждому владельцу машин рекомендуется к прочтению статья — Рейтинг лучших моторных масел.