Как из стерео сделать моно

Учимся делать из моно-звука стерео и
наоборот – превращаем стерео дорожки в одноканальные треки

4.0 Оценок: 3 (Ваша: )

Иногда при прослушивании стерео-записей, вытянутых из видео, а также аудиоподкастов, музыка звучит только с одного канала. Слушать такие записи в наушниках неудобно, поэтому их следует преобразовывать в звук моно. В этой статье мы покажем, как это сделать, а также расскажем, как из моно сделать стерео, чтобы получить объемный звук. Для этого будем использовать АудиоМАСТЕР – звуковой редактор на русском языке с большим набором инструментов и простым управлением.

Из моно – в стерео

При звукозаписи в монорежиме создается одна звуковая волна, и все инструменты «смешиваются» в итоговом звуке. При этом пропадает пространственное восприятие музыки и невозможно добиться объемного звучания. Чтобы создать эффект панорамы в динамиках или наушниках, потребуется перевести звук из моно в стерео.

Стоит учитывать, что при этом нельзя добиться оригинального стереозвука. Двухканальные дорожки записываются с использованием разных сигналов: в монорежиме для голоса исполнителя и отдельной дорожкой музыкального сопровождения. При преобразовании готовой песни такого эффекта добиться не получится, поэтому мы будем использовать эффект псевдостерео. Аудиоредактор самостоятельно распределяет оригинальный монозвук.

Для создания дорожки с двумя звуковыми волнами профессионалы используют специальный секвенсор, но новички могут обойтись простым приложением для обработки аудио. В инструкции ниже мы рассмотрим, как сделать стерео звук из моно в программе АудиоМАСТЕР.

Шаг 1. Установите софт и создайте проект

Скачайте бесплатный инсталлятор АудиоМАСТЕРА по кнопке ниже и установите на компьютер.

После этого запустите софт, выберите пункт «Открыть файл» и импортируйте монотрек. При этом можно загрузить с жесткого диска готовый файл, вытащить звуковую дорожку из видео и копировать треки с CD-дисков.

программа для работы с аудио

Откройте аудиодорожку подходящим способом

Шаг 2. Преобразуйте звук из моно в стерео

Как видите, у загруженного монотрека в редакторе отображается только одна волна. Для создания стереоэффекта нам нужно одноканальный звук сделать двухканальным. Делается это предельно просто: в главном меню редактора найдите пункт «Файл» и выберите подпункт «Сохранить как».

сохранение одноканального трека как двухканального

В настройках сохранения трека вы найдете все нужные опции

Укажите, в каком формате экспортировать аудиотрек: WAV, MP3, MP2, WMA, AAC, AC3, OGG, FLAC. При выборе любого варианта, кроме MP3, для создания стереофонического звука в пункте «Каналы» установите режим «Стерео». Примените изменения кнопкой «Сохранить».

как сделать из моно стерео

Для каждого расширения есть свой набор дополнительных параметров экспорта

При переводе музыкального трека в аудиофайл мп3 раскройте меню «Стереорежим». Чтобы переделать аудиодорожку, выберите один из трех вариантов: Stereo, Join Stereo, Dual Channel.

  • Stereo: две дорожки содержат разную информацию, за счет чего создается ощущение панорамы. Это оптимальный выбор практически для любой аудиозаписи.
  • Stereo:Joint stereo: двухканальная дорожка, в которой левый и правый каналы идентичны. Он звучит так же, как монодорожка, только разделен на два аудио канала. Итоговое стереозвучание получается не очень хорошего качества, поэтому лучше использовать, если на записи присутствует только голос.
  • Dual Channel: два канала конвертируются отдельно друг от друга, на каждую волну приходится 50% общего файла. Его применяют, чтобы голос диктора выделялся на фоне музыкального сопровождения.

перевести из моно в стерео и сохранить в мп3

При сохранении в MP3 вы можете применять разные способы переобразования в стерео

Шаг 3. Сохраните файл

Выберите оптимальный режим стерео и нажмите «Сохранить». Дождитесь, когда аудиоредактор обработает дорожку и сформирует новые графики. Запустите проигрывание в окне редактора и прослушайте результат. В нашем случае голос певца и музыкальный фон стали звучать более объемно и не «сливаются» друг с другом.

двухканальная аудиозапись

После обработки в редакторе будут отображаться уже два аудиоканала

Теперь можно дополнительно обработать песню: очистить аудио от шумов, наложить эффекты реверберации, применить эквалайзер, изменить тембр голоса и многое другое. В том числе вы можете провести обратную операцию и объединить стерео сигнал в моно.

Из стерео – в моно

Что делать, если нужно поменять двухканальную дорожку на один канал? Так бывает, если вы скачали с интернета аудиоподкаст или вытянули музыку из фильма. Такие дорожки часто бывают двухканальными, но по факту звук идет только с одной волны. При прослушивании в наушниках вы слышите звук только в одном ухе, проигрывание на динамиках также звучит некачественно.

В этом случае можно преобразовать стерео в моно, так как это не отразится на качестве звука. Монодорожки также удобны для создания рингтонов: весят они меньше и не займут память устройства, а для короткого звонка совсем не обязательно стереозвучание.

Чтобы соединить аудио каналы, потребуются практически те же шаги, что в предыдущей главе. Добавьте в программу аудиозапись, вытяните звуковой файл из видеоряда или скопируйте диск. Затем в верхней панели управления раскройте пункт меню «Файл» и кликните строчку «Сохранить как».

песня со стерео звуком

Этот простой трюк поможет сжать объем аудиозаписи без потерь в качестве

Чтобы стерео канал перевести в моно, в окне настроек сначала выберите аудиоформат. Найдите пункт «Стереорежим» при экспорте в mp3 или «Каналы» для других вариантов. Установите режим Mono и нажмите «Сохранить», чтобы запустить процесс преобразования трека.

как стерео канал перевести в моно

Никаких сложных настроек, перевести стерео звук в моно можно в один клик

В итоге мы получили аудиотрек с одной волной. Если вы прослушаете звуковой файл, то заметите, что звучание изменилось: в монотреке обе дорожки звучат на одинаковом уровне, из-за чего становится сложнее уловить нюансы фоновой музыки. Именно поэтому mono больше подходит для записи ораторских выступлений и артистов стендапа, а не музыкальных композиций.

одноканальный звук в песне

После обработки в программе будет отображаться только один канал аудио

Как видите, чтобы из стерео дорожки сделать моно в программе АудиоМАСТЕР, понадобится буквально несколько минут. С такой же легкостью вы можете проделать обратную операцию и превратить одноканальный звук в панорамный. И это далеко не все, что можно сделать в редакторе – в нем есть такие продвинутые инструменты, как частотная обработка аудиофайлов, уменьшение веса файла без потери качества и многое другое. Вы можете сами опробовать все функции, скачав с сайта инсталлятор. Ко всем инструментам в АудиоМАСТЕРЕ даются понятные объяснения, так что вы не запутаетесь в управлении, даже если никогда раньше не работали с подобным софтом.

Как из стерео сделать моно

В этой статье речь пойдёт о том как из стерео сделать моно? Все мы знаем что стерео сигнал условно можно представить в виде двух аудио дорожек, которые звучат в левом и правом динамике. Однако хочется отметить, что эти дорожки не являются идентичными. Не углубляясь в синтез электронных тембров скажу, что если бы не было разницы в звучании левого и правого канала, то такой сигнал нельзя было бы считать стерео сигналом. Стерео возникает из-за небольших задержек, а также за счет незначительной разницы в высоте тона тембров различных инструментов в отдельно взятом треке.

Для чего это нужно? Зачем из стерео файла делать моно? Ведь в этом случае трек может потерять свою пространственную составляющую и не только…

В настоящее время продюсеры и звукорежиссеры используют эту возможность лишь для того, чтобы проконтролировать качество материала. Это как работа над ошибками. Раньше подобные преобразования были необходимы для проверки моносовместимости. Ведь без этого, трек вряд ли включили в радиоэфир, так как радиотрансляции велись именно в моно. Сейчас же подобная процедура не имеет никакого смысла.

Теперь, ближе к теме.

Как из стерео сделать моно?

Рассмотрим два варианта:

  1. Использование программы Wavelab
  2. Использование программы Adobe Audition

Оба эти аудиоредактора обладают весьма завидными возможностями. Однако есть множество других программ способных из стерео сделать моно.

Использование Wavelab 6

1. Запускаем программу и нажимаем Ctrl+O или File – Open – Wave… В открывшемся окне выбираем аудиодорожку для конвертирования.

как из стерео сделать моно

Я открыл MP3 стерео файл 320 кбит/с. Он имеет две дорожки (левый и правый канал).

как из стерео сделать моно

2. Нажимаем сочетание клавиш Shift+S или File – Save as… Открывается окно для сохранения файла. Выбираем место для сохранения и жмем на клавишу выбора параметров.

как из стерео сделать моно

Отрывается окно Audio File Format. Здесь мы выбираем формат моно, частоту дискретизации и битрейт.

как из стерео сделать моно

Нажимаем Ок и Сохранить.

Если открыть моно трек в редакторе, то он будет состоять лишь из одной дорожки, как на картинке ниже.

как из стерео сделать моно

Использование Adobe Audition

Процедура преобразования стерео в моно в Adobe Audition идентична той, что описана выше.

1. Открываем File – Open или перетаскиваем стерео файл в программу

как из стерео сделать моно

2. Нажимаем F11 или Edit – Convert Sample Type. В открывшемся окне выбираем все необходимые параметры, как указано на картинке и нажимаем Ок.

как из стерео сделать моно

3. Файл преобразован.

Как видим не так сложно из стерео сделать моно. Достаточно установить хороший аудиоредактор и сделать несколько несложных действий.

Требуется стерео скомпоновать в моно. Можно ли объединить оба канала напрямую?

Задача состоит в том, чтобы стереофонический источник сигнала (я его называю предусилителем) состыковать с монофоническим приемником сигнала, я его называю усилителем мощности. Просто для определенности.

Первое, что приходит в голову, это соединить между собой выходы предусилителя и подключить их ко входу усилителя мощности.

Если выходные сопротивления источника сигнала низкие (а это чаще всего и происходит – низкое выходное сопротивление предусилителя удобно и выгодно), то объединяя каналы, получаем короткое замыкание выходов каждого из каналов, замкнутого на низкое выходное сопротивление другого канала.

Объединение каналов напрямую

Объединение каналов напрямую

Короткое замыкание происходит тогда, когда в разных каналах сигналы разные. А в стереорежиме это происходит всегда, если инструмент разведен не строго по центру панорамы. Ток короткого замыкания равен разности напряжений на выходах, деленной на сумму выходных сопротивлений каналов предусилителя. И этот ток легко может превысить максимально допустимый выходной ток предусилителя. Величина тока мала, поэтому ничего не сгорает, максимум – срабатывает защита, если предусилитель реализован на ОУ. Но из-за токовой перегрузки возникают искажения сигнала.

Избежать большого значения тока короткого замыкания можно немного усложнив схему:

Правильное объединение каналов

Правильное объединение каналов

Последовательно с выходами включаются резисторы одинакового сопротивления 10…20 кОм. Тогда ток, текущий из выхода одного стереоканала в выход другого будет равен разности напряжений, деленной на R1 + R2. Это получится в сто-тысячу раз меньше, чем ток КЗ при непосредственном соединении выходов стереоканалов. И токовой перегрузки предусилителя не произойдет.

Чем больше сопротивление резисторов, тем меньше сквозной ток выходов предусилителя, но больше затухание сигнала и громкость на выходе. Падение громкости зависит от входного сопротивления усилителя мощности, и при указанных значениях сопротивлений резисторов невелико. Кроме того, чем больше сопротивление резисторов, тем больше возможные наводки и помехи.

Наилучшим вариантом является использование сумматора, чтобы качественно и безболезненно просуммировать сигналы обоих стереоканалов.

Использование сумматора

Использование сумматора

R1 = R2 = 2∙R3 В этой схеме сквозных токов, протекающих из выхода одного канала в выход другого нет вообще. Выходы стереоканалов независимы. Тогда громкость моно канала будет в среднем равна громкости одного стереоканала.

Stereo to mono downmix. ZK-502T, ZK-100, TPA3116, NE5532, AC20B. Доработка стерео в моно. Схема, устройство, хак

Зачем это вообще нужно?! Резонный вопрос. Иногда бывает нужно. Всегда, когда надо подключить один источник звука, например сабвуфер. Или, как в моём случае стояла задача озвучить open-air танцевальное мероприятие. В наличии был гитарный комбик, в который я воткнул плату усилителя D класса ZK-502T на TPA3116 и переделал на питание от литиевой батареи. И всё было хорошо, только воспроизводить он мог только один канал, поскольку динамик один. На самом деле вопросов и решений больше, чем один. Но мы их пропустим и перейдём сразу к технике.

ZK-502T hack

ZK-502T hack

На плате есть усилитель на TPA3116 класса D, микропроцессор с ЦАПом, АЦП, MUX, USB и blutooth, регулировка высоких и низких частот. Вот совсем не high-end, имеет недостатки, но для наших целей то, что надо.

Проблема заключается в том, что выходные каскады активных устройств в аналоговой цепи как правило имеют малый импеданс и просто закоротить правый и левый каналы нельзя. В лучшем случае устройство уйдёт в защиту, в худшем — сгорит.

Есть разные способы решения данной задачи. Рассмотрим две из них:

сумматор на резисторах

сумматор на операционном усилителе

Сумматор на резисторах

Вероятно самый простой способ. Берём 3 резистора и паяем по схеме прямо на вход комбика. Потом подаём на один из каналов платы-усилителя и всё.

Простейший сумматор аналогового сигнала

Простейший сумматор аналогового сигнала

Не вдаваясь в подробности, будет т.н. взаимопроникновение каналов, что приводит к искажениям. Кроме того, на плате усилителя есть blutooth модуль и его ЦАП прошить будет проблематично.

Сумматор на операционном усилителе

Этот вариант близок к идеальному. Правда посложнее. Тема довольно большая, поэтому ограничимся поверхностным описанием неинвертирующего сумматора, точнее буфера или повторителя на NE5532:

Неинвертирующий сумматор на op-amp

Неинвертирующий сумматор на op-amp

Не вдаваясь в подробности, получаем на выходе сумму сигналов обоих каналов без взаимного проникновения и искажений.

Теперь надо найти точку, где вклиниться в схему. Вероятно самое удачное место будет после ЦАПа и мультиплексора и перед операционниками регулировки тембра.

Дальше я снял видео доработки с пояснениями и описаниями работы отдельных блоков схемы:

Операционники живут на двухполярном питании, я делал на однополярном. Это возможно с т.н. виртуальной землёй и блокирующими ёмкостями для ограничения постоянной составляющей. Подробности в видео.

Я поставил себе цель понять, как работают операционные усилители и сделать рабочую схему. И это мне удалось. Заодно разобрался в схеме вышеуказанного усилителя. И вообще узнал много нового.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *