Как создать массив нулей c
В этой статье вы научитесь работать с массивами: объявлять, инициализировать и получать доступ к элементам
Содержание
Объявление массива в C/C++
В программировании часто встречается задача обработки множества экземпляров однотипных данных. Представьте себе ситуацию: мы провели опрос 100 человек и узнали их возраст. Чтобы сохранить собранные данные, вы можете создать целочисленный массив, содержащий 100 элементов:
В C++ массивы статичны: вы не сможете изменить размер или тип элементов после объявления.
Доступ к элементам массива
Вы можете получать доступ к элементам массива, используя индексы и оператор [] . Допустим, вы объявили массив marks , как показано ниже. К первому элементу можно обратиться выражением marks[0] , ко второму — выражением marks[1] , и так далее. Доступ всегда начинается с единицы, а индекс последнего элемента на единицу меньше размера массива.
Инициализация массива при объявлении
Можно инициализировать массив при объявлении. Для этого надо указать в списке столько значений, сколько вмещает массив, либо одно значение 0, чтобы заполнить массив нулями:
Обход элементов массива в цикле
Узнать число элементов в массиве можно функцией std::size. Обойти можно, используя цикл по индексам либо range-based for:
Неопределённое поведение: выход за границы (out of bounds)
Выход за пределы массива является неопределённым поведением (англ. undefined behavior). Нет гарантий, как поведёт себя программа в этом случае. Высока вероятность, что вы испортите память других переменных, но эффект может различаться в разных режимах компиляции:
Передача массива как параметра функции
Массив в стиле языка C хранит только указатель на начало и не хранит свой размер, что и создаёт сложность в передаче в функцию. Размер массива известен во время компиляции, но не известен во время выполнения. Поэтому передать размер можно несколькими не очень очевидными путями:
Динамически изменяемый массив
Обычные массивы имеют неизменный размер. Вы можете ввести вспомогательную переменную, которая бы хранила число реально используемых ячеек массива. Но и в этом случае вы не сможете использовать элементов больше, чем задано при компиляции в виде размера массива.
Так мог бы выглядеть имитация динамического массива:
Класс std::vector<T>
Стандартная библиотека C++ содержит шаблонный класс vector, который работает как динамический массив произвольного размера. Размер может расти до тех пор, пока у операционной системы есть область памяти подходящего размера (вплоть до нескольких гигабайт).
Класс является шаблонным, то есть при объявлении переменной потребуется параметризовать шаблон класса vector типом элемента:
Использование вектора похоже на использование массива:
- работает запрос элемента ages[index] , причём индексация так же начинается с нуля
- при выходе за границы динамического массива так же возникает неопределённое поведение (англ. undefined behavior)
- работает перебор элементов с помощью индексов, range-based for или итераторов
- есть метод size для получения размера: ages.size()
Добавление элементов в конец массива
Для добавления существует два метода: push_back и emplace_back
- push_back получает значение элемента и добавляет в конец
- emplace_back работает сложнее: он получает параметры, необходимые конструктору элемента, и конструирует его прямо в конце массива
Вы можете практически всегда использовать push_back. Метод pop_back можно использовать для удаления элемента:
В документации std::vector можно прочитать о других методах.
Перемещение элементов в памяти при изменении массива
Динамический массив использует для хранения элементов динамическую память (так же известную как “куча”, англ. heap). При добавлении большого числа элементов динамический массив несколько раз перераспределяет память, поскольку выделенной ранее линейной области памяти уже не хватает для хранения всех элементов. Обычно при нехватке памяти под очередной элемент vector запрашивает новую область памяти в 1,5-2 раза больше предыдущей, перемещает в неё уже существующие элементы и добавляет в конец новый, а затем освобождает старую область памяти.
Если не сообразили, как это происходит, взгляните на картинку:
Новая область находится уже другом месте, потому что менеджер динамической памяти не мог просто взять и расширить старую область (ведь сразу за ней находилась чужая память). Поэтому все итераторы, ссылки и указатели на элементы могут стать некорректными после любого изменения массива!
Метод erase для удаления элементов из середины
Метод erase класса vector получает итератор и уничтожает элемент, на который итератор указывает:
Последствия перемещения элементов: ошибка в простом цикле с erase
Использование итератора, ссылки или указателя на элемент после перераспределения памяти в массиве является неопределённым поведением: скорее всего произойдёт падение программы либо будет пропущено несколько элементов коллекции. Это показано в примере ниже:
Если вы запустите этот код, вы можете увидеть что угодно. Скорее всего программа выведет 10 38 99 , хотя должна вывести 10 23 7 38 99 по замыслу автора.
Для решения этой проблемы метод erase возвращает новый, валидный итератор на элемент, следующий после удалённого. Если элемент был последним, erase вернёт итератор end. Учитывая это, мы можем исправить код, чтобы новое значение it либо получалось из erase, либо получалось путём инкремента:
Программа корректно напечатает 10 23 7 38 99 .
Идиома remove_if + erase
В C++ есть замечательная библиотека алгоритмов <algorithm> . В данном случае алгоритмом называют шаблон функции, способный заменить цикл в какой-то одной узкой задаче. Например, remove_if перемещает элементы, соответствующие условию, в конец массива (в “удалённую” зону), и возвращает итератор на начала “удалённой” зоны. Затем вызовом erase можно уничтожить элементы из этой зоны.
Как на C++ быстро заполнить нулями большой массив?
Трэвис Даунс в недавнем посте рассказал, что некоторые компиляторы C++ испытывают проблемы в производительности при заполнении массивов нулями. Даниэль Лемир продолжил разговор об этой проблеме в своём блоге и провёл наглядный тест для двух подходов.
Как правило, чтобы заполнить массив некоторым значением, C++ программисты вызывают std::fill . Можно предположить, что для такой простой задачи, как заполнение массива нулями, стандартная библиотека C++ обеспечивает наилучшую производительность. Однако в случае компиляторов GNU GCC это не так.
Следующая строка кода на C ++ компилируется как цикл, который заполняет каждый отдельный байт нулями с применением обычного флага оптимизации -O2 .
Когда массив большой, этот подход становится менее эффективен, чем реализации функций C, например, memset .
Трэвис объясняет, как исправить код С++, чтобы он работал так же быстро, как функция memset .
Что насчёт очень больших массивов? Что делать, если нужно записать нули во всём двухгигабайтном массиве? Результаты теста на 2 Гб массиве следующие:
memset | 30 Гб/c |
std:fill | 1.7 Гб/c |
Функция memset в проведённом тесте в 15 раз быстрее, чем std::fill . Это показывает, что при работе с большими объёмами данных, вас может ограничивать не пропускная способность, а просто неэффективная реализация алгоритма. Заполнение через std::fill в этом случае работает медленнее, чем хороший сетевой адаптер или быстрый диск.
Другой урок, который можно извлечь из этого примера, состоит в том, что просто писать код на C++ недостаточно для обеспечения хорошей производительности. Хотя существует много технических решений, направленных на то, чтобы сделать C++ быстрым, и, обычно всё прекрасно работает, нужно сохранять бдительность.
Массивы в C++
Продолжаем серию «C++, копаем вглубь». Цель этой серии — рассказать максимально подробно о разных особенностях языка, возможно довольно специальных. Это четвертая статья из серии, первые три, посвященные перегрузке в C++, находятся здесь, здесь и здесь.
Эта статья посвящена массивам. Массивы можно отнести к наиболее древним слоям C++, они пришли из первых версий C. Тем не менее, массивы вошли в объектно-ориентированную систему типов C++, хотя и с определенными оговорками. Программисту важно знать об этих особенностях, чтобы избежать потенциальных ошибок. В статье также рассмотрено другое наследие C – тривиальные типы и неинициализированные переменные. Часть нововведений C++11, С++14, С++17 затрагивают работу с массивами, все эти новые возможности также подробно описаны. Итак, попробуем рассказать о массивах все.
Оглавление
1. Общие положения
Массив является простейшим агрегатным типом. Он моделирует набор однотипных элементов, расположенных подряд в непрерывном отрезке памяти. Массивы в той или иной форме поддерживаются практически всеми языками программирования и неудивительно, что они появились в первых версиях C и затем стали частью C++.
1.1. Объявление массивов
Если T некоторый тип, N константа или выражение, вычисляемое во время компиляции, то инструкция
объявляет переменную a типа «массив из N элементов типа T » (array of N elements of the type T ). Тип N должен иметь неявное приведение к типу std::size_t , а его значение, называемое размером массива, должно быть больше нуля. Массив располагается в непрерывном отрезке памяти, под каждый элемент массива выделяется sizeof(T) байт, соответственно размер памяти, необходимой для размещения всего массива, равен N*sizeof(T) байт. Эта величина ограничена сверху платформой и компилятором. Тип массива обозначается как T[N] , то есть он включает тип элементов и размер массива. Таким образом, массивы, имеющие одинаковый тип элементов, но разный размер, будут иметь разный тип.
Такие массивы еще называют встроенными массивами (regular arrays), чтобы подчеркнуть отличие от других вариантов массивов, термин «массив» используется в программировании и в том числе в C++ достаточно широко.
Вот примеры правильных объявлений массивов:
А вот примеры некорректных объявлений массивов:
Доступ к элементам массива осуществляется через индексатор, значения индекса от 0 до N-1 . Вот пример:
Выход за границы массива не контролируется, ошибка может привести к неопределенному поведению.
В одной инструкции можно объявить несколько массивов, но размер должен быть указан для каждого.
Для типов массивов можно вводить псевдонимы. Можно использовать традиционный вариант с ключевым словом typedef :
или более современный (C++11) с ключевым словом using :
После этого массивы объявляются как простые переменные:
Это будет то же самое, что
1.2. Операторы и стандартные функции для работы с массивами
Для работы с массивами можно использовать оператор sizeof и несколько стандартных функций и макросов.
Оператор sizeof возвращает полный размер массива в байтах, то есть размер элемента умноженный на размер массива.
Макрос _countof() (в MSVS заголовочный файл <cstdlib> ) возвращает размер массива, то есть количество элементов. В С++17 появился стандартный шаблон функции std::size() , которая делает то же самое (а еще имеет перегруженную версию, которая определяет размер стандартного контейнера).
В C++11 в стандартной библиотеке появились свободные (не члены) шаблоны функций std::begin() и std::end() . Вызванная для массива std::begin() возвращает указатель на первый элемент массива, std::end() на past-the-last элемент. (Есть также константные версии: std::cbegin() , std::cend() .) Это позволяет использовать массивы в диапазонном for .
А также в стандартных алгоритмах:
1.3. Размещение в памяти
Если массив объявлен статически, то есть в глобальной области видимости, в области видимости пространства имен или в качестве статического члена класса, то он размещается в статической памяти. Массивам, объявленным локально, память выделяется на стеке. (Естественно, надо учитывать ограниченный размер стека при выборе размера локальных массивов.) Нестатические члены класса размещаются в границах экземпляра класса. Динамические массивы (см. раздел 6) размещаются в динамической памяти.
1.4. Ограничения на типы элементов массивов
Нельзя объявить массив, элементы которого имеют тип void .
Нельзя объявить массив ссылок.
Вместо этого можно использовать массив константных указателей.
(Синтаксис инициализации массивов будет обсуждаться в разделе 3.2.)
В C++11 появился шаблон std::reference_wrapper<> . Он эмулирует интерфейс ссылки, но экземпляры конкретизации можно хранить в контейнерах и встроенных массивах. Но все же эмуляция интерфейса ссылки не совсем полная, иногда приходится использовать функцию-член get() . Вот пример.
Нельзя объявить массив функций.
Вместо этого можно использовать массив указателей на функцию.
Шаблон std::reference_wrapper<> можно конкретизировать типом функции, но преимуществ перед указателем практически нет — функцию и так можно вызвать через указатель без разыменования, а инициализировать указатель именем функции без оператора & . Есть еще вариант эмулирования массива функций — это использование шаблона std::function<> , но этот шаблон является темой отдельного разговора.
Массив нельзя объявить с помощью ключевого слова auto .
Квалификатор const не применим к типу массива, а только к типам его элементов.
2. Сведение и копирование массивов
В данном разделе рассматриваются особенности массивов, которые выделяют их из общей системы типов C++.
2.1. Сведение
Как было сказано выше, размер массива является составной частью типа массива, но в определенных ситуациях она теряется и это делает тип массива в некотором смысле «неполноценным». Эта потеря называется сведение (decay, array-to-pointer decay). (Для перевода термина «decay» еще используется слово «низведение», также можно встретить «разложение».) Суть сведения заключается в том, что почти в любом контексте массив преобразуется к указателю на первый элемент и информация о размере теряется. Исключениями являются оператор sizeof , оператор & (взятия адреса) и инициализация ссылки на массив. Оператор sizeof рассматривался в разделе 1.2, указатели и ссылки на массивы будут подробно рассмотрены в разделе 4. Объявление с помощью ключевого слова decltype также правильно определяет тип массива, без сведения.
Конечно, тесную связь массивов и указателей отрицать нельзя. Вот стандартный (в стиле C) способ обработать все элементы массива:
Но все же сведение можно отнести к сишным архаизмам и с ним надо быть внимательным и аккуратным, иначе можно столкнуться с не самыми приятными неожиданностями.
Вот как сведение влияет на объявления функций. Функции
не являются перегруженными функциями — это одно и то же. Размер надо передавать дополнительным параметром или использовать специальное соглашение для определения размера (например, завершающий ноль для строк).
При внешнем связывании массива также происходит сведение.
Для размера также надо использовать дополнительную переменную или использовать специальное соглашение для определения размера.
При объявлении переменной с помощью ключевого слова auto также происходит сведение.
При конкретизации шаблона функции
тип параметра шаблонной функции также будет выведен как указатель, если аргумент является массивом.
Сведение вызывает дополнительные проблемы при использовании наследования. (В C ведь нет наследования.) Рассмотрим пример.
Следующий код компилируется без ошибок и предупреждений.
Но если sizeof(B) < sizeof(D) , то в теле Foo() смещение элементов массива d (кроме нулевого, конечно) будет определятся неправильно и, соответственно, почти всегда Foo() будет работать некорректно. Так что работать с массивами в полиморфном стиле, через указатель на базовый класс, нельзя.
2.2. Копирование
Наряду со сведением (и тесно связанная с ним) есть еще одна особенность типа массива, которая делает его в некотором смысле «неполноценным». Массивы не поддерживают привычный синтаксис инициализации и присваивания, основанный на семантике копирования:
Также функция не может возвращать массив.
Но если массив является членом класса/структуры/объединения, то копирующий конструктор и соответствующий оператор присваивания, генерируемые компилятором, выполняют поэлементное копирование такого массива.
Еще одна ситуация, когда происходит копирование массива — это захват массива по значению в лямбда-выражении.
Но если используется инициализирующий захват (C++14), то происходит сведение.
3. Инициализация массивов
Для описания правил инициализации массивов необходимо кратко рассказать о тривиальных типах.
3.1. Тривиальные типы и неинициализированные переменные
Конструкторы и деструкторы можно назвать ключевыми элементами объектной модели С++. При создании объекта обязательно вызывается конструктор, а при удалении — деструктор. Но проблемы совместимости с С вынудили сделать некоторое исключение, и это исключение называется тривиальные типы. Они введены для моделирования сишных типов и сишного жизненного цикла переменных, без обязательного вызова конструктора и деструктора. Сишный код, если он компилируется и выполняется в С++, должен работать так же как в С. К тривиальным типам относятся числовые типы, указатели, перечисления, а также классы, структуры, объединения и массивы, состоящие из тривиальных типов. Классы и структуры должны удовлетворять некоторым дополнительным условиям: отсутствие пользовательского конструктора, деструктора, копирования, присваивания, виртуальных функций.
Переменная тривиального типа будет неинициализированной, если не использовать какой-нибудь вариант явной инициализации. Для тривиального класса компилятор может сгенерировать конструктор по умолчанию и деструктор. Конструктор по умолчанию обнуляет объект, деструктор ничего не делает. Но этот конструктор будет сгенерирован и использован только, если использовать какой-нибудь вариант явной инициализации, иначе переменная останется неинициализированной.
Неинициализированная переменная устроена следующим образом: если она объявлена в области видимости пространства имен (глобально), будет иметь все биты нулевыми, если локально, или создана динамически, то получит случайный набор битов. Понятно, что использование такой переменной может привести к непредсказуемому поведению программы. Массивы достаточно часто имеют тривиальный тип и поэтому эта проблема для них весьма актуальна.
Неинициализированные константы тривиального типа выявляет компилятор, иногда он выявляет и другие неинициализированные переменные, но с этой задачей лучше справляются статические анализаторы кода.
В стандартной библиотеке С++11 есть шаблоны, называемые свойствами типов (заголовочный файл <type_traits> ). Один из них позволяет определить, является ли тип тривиальным. Выражение std::is_trivial<Т>::value имеет значение true , если T тривиальный тип и false в противном случае.
3.2. Синтаксис инициализации массивов
3.2.1. Общие положения
Если не использовать явную инициализацию, то для массивов нетривиального типа гарантируется вызов конструктора по умолчанию для каждого элемента. Естественно, что в этом случае такой конструктор должен быть, иначе возникает ошибка. Но для массивов тривиального типа или, если конструктор по умолчанию отсутствует или не устраивает, необходимо использовать явную инициализацию.
Со времен C массивы можно было инициализировать с помощью синтаксиса агрегатной инициализации:
В С++11 появилась универсальная инициализация (uniform initialization) и теперь можно инициализировать так:
Для универсальной инициализации также можно использовать =, и различать эти два типа инициализации не всегда просто, а, скорее всего, не очень нужно.
Размер массива можно не указывать, тогда он определится по числу инициализаторов.
Если размер массива указан, то число инициализаторов не должно быть больше размера массива. Если размер массива больше числа инициализаторов, то для оставшихся элементов гарантируется вызов конструктора по умолчанию (который, естественно, должен быть), в том числе и для тривиальных типов. Таким образам, указав пустой список инициализации, мы гарантируем вызов конструктора по умолчанию для всех элементов массива тривиального типа.
Массивы констант тривиального типа требуют обязательного списка инициализации.
Число инициализаторов может быть меньше размера массива, в этом случае оставшиеся элементы инициализируются конструктором по умолчанию.
Символьные массивы можно инициализировать строковым литералом.
Размер такого массива будет на единицу больше числа символов строки, нужно хранить завершающий нулевой символ.
3.2.2. Инициализация членов класса
В С++11 появилась возможность инициализировать массивы, являющиеся нестатическими членами класса. Это можно сделать двумя способами: непосредственно при объявлении или в списке инициализации членов при определении конструктора.
Правда в этом случае надо всегда явно задавать размер массива, неявное определение размера через список инициализации не разрешается.
Статические массивы, как и ранее, можно инициализировать только при определении, размер массива может быть определен через список инициализации.
В C++17 появилась возможность объявлять статические члены (включая массивы) как inline . Таки члены можно инициализировать при объявлении, определение не обязательно.
3.2.3. Требования к инициализаторам
Выражения, стоящие в списке инициализации, вычисляются непосредственно перед инициализацией, они не обязаны быть известными на стадии компиляции (конечно, за исключением массивов, объявленных как constexpr ). Требования к элементам списка инициализации такие же как и к аргументу функции, имеющей параметр того же типа, что и элемент массива — должно существовать неявное преобразование от типа элемента списка инициализации к типу элемента массива. Пусть у нас есть объявление массива:
Наличие нужного преобразования эквивалентно корректности инструкции
Элемент списка инициализации может быть сам списком инициализации. В этом случае корректность этой инструкции также гарантирует корректную инициализацию элемента массива.
Если мы объявим конструктор Int как explicit , то последнее объявление станет некорректным. В этом случае придется писать
Этот пример также демонстрирует как с помощью списка инициализации мы можем создать массив для типа у которого нет конструктора по умолчанию. Но в этом случае число инициализаторов должно совпадать с размером массива.
4. Указатели и ссылки на массивы
4.1. Указатели на массивы
Пусть у нас объявлен массив
Указатель на этот массив объявляется и инициализируется следующим образом:
Для получения указателя используется традиционный оператор & . Тип указателя на массива обозначается как T(*)[N] .
Обратим внимание на использование скобок, без них мы получим объявление массива из N элементов типа указатель на T .
Указатель на массив — это не указатель на первый элемент (хотя побитово они, конечно, совпадают), здесь нет никакого сведения. Это полноценный тип, который «знает» размер массива. Поэтому при инициализации размеры должны совпадать.
При инкременте указатель на массив увеличивается на размер всего массива, а не на размер элемента.
Для доступа к элементу массива через указатель надо использовать оператор * и индексатор.
При использовании псевдонимов можно получить более привычный синтаксис объявления указателя на массив.
Также можно использовать auto , компилятор правильно выводит тип переменной как указатель на массив исходя из типа инициализатора.
Понимание указателей на массивы необходимо для правильной работы с многомерными массивами, которые подробно будут рассмотрены далее.
4.2. Ссылки на массивы
Пусть у нас объявлен массив
Ссылка на этот массив объявляется и инициализируется следующим образом:
Как и для любой ссылки, инициализация переменной типа ссылка на массив является обязательной. Тип ссылки на массива обозначается как T(&)[N] .
Также ссылку на массив можно инициализировать разыменованным указателем на массив.
Как и указатель, ссылка «знает» размер массива. Поэтому при инициализации размеры должны совпадать.
Доступ к элементу массива через ссылку осуществляется так же, как и через идентификатор массива.
Ссылки на массивы как раз и являются теми средствами, с помощью которых можно обойти сведение.
ожидает аргументы типа T[N] , указатели для нее не подходят.
При использовании псевдонимов можно получить более привычный синтаксис объявления ссылки на массив.
Также можно использовать auto , компилятор выводит тип переменной как ссылка на массив.
Обратите внимание на наличие & после auto , без него произошло бы сведение, и тип ra вывелся бы как int* .
При конкретизации шаблона функции
тип параметра шаблонной функции также будет выведен как ссылка на массив, если аргумент является массивом.
Особенно удобно использовать шаблоны с выводом типа и размера массива.
При конкретизации такого шаблона компилятор выводит тип элементов T и размер массива N (который гарантировано больше нуля). В качестве аргументов можно использовать только массивы, указатели будут отвергнуты. Именно этот прием используется при реализации макроса _countof() и шаблона функции std::size() , а так же шаблонов функций std::begin() и std::end() , которые обеспечивают для массивов реализацию диапазонного for и делают более комфортной работу с алгоритмами. В разделе 5 приведен пример реализации такого шаблона.
5. Многомерные массивы
C++ не поддерживает настоящие многомерные массивы, то есть выражение a[N, M] некорректно, но многомерность моделируется в виде «массива массивов», то есть можно использовать выражение a[N][M] .
Если T некоторый тип, N и M выражения, допустимые для определения размера массива, то инструкция
объявляет a как массив массивов, массив из N элементов, каждый из которых является массивом из M элементов типа T . Такой массив будем называть двумерным массивом. Выражение a[i][j] , где i от 0 до N-1 , j от 0 до M-1 , дает доступ к элементам этого массива. Первый индекс выбирает массив из массива массивов, второй выбирает элемент в этом массиве. Значение N можно назвать внешним размером двумерного массива, M внутренним. Тип многомерного массива обозначается как T[N][M] .
Выражение a[i] является массивом из M элементов типа T . Соответственно к нему может быть применено сведение, у него можно взять адрес или использовать для инициализации ссылки.
Сведение преобразует массив к указателю на элемент. Для двумерного массива этот элемент сам является массивом, а значит двумерный массив сводится к указателю на массив.
Таким образом, при передаче двумерного массива в функцию следующие варианты объявления соответствующего параметра эквивалентны:
Это означает, что внешний размер двумерного массива теряется и его надо передавать отдельным параметром.
При использовании псевдонимов можно получить более лаконичный синтаксис объявления двумерных массивов.
Это то же самое, что
Двумерные массивы инициализируются следующим образом:
Если нужно гарантировать только инициализацию по умолчанию, то можно использовать пустой список инициализации <> . Определения размера по списку инициализации возможно только по внешнему размеру.
Можно получить указатель на двумерный массив:
Также можно получить ссылку. Вот пример использования ссылки на двумерный массив.
Двумерный массив хорошо согласуется с математическими матрицами. В объявлении
N можно интерпретировать как число строк матрицы, M как число столбцов, тогда mtx[i][j] это элемент матрицы находящийся на пересечении i -й строки и j -го столбца, а mtx[i] это массив размера M , который представляет i -ю строку матрицы. Соответственно, такая матрица располагается в памяти по строкам. Правда в математике принято нумеровать строки и столбцы с единицы, а не с нуля.
6. Динамические массивы
В C++ отсутствует тип «динамический массив». Имеются только операторы для создания и удаления динамического массива, доступ к нему осуществляется через указатели на начало массива (своего рода полное сведение). Размер такого массива надо хранить отдельно. Динамические массивы желательно инкапсулировать в C++ классы.
6.1. Создание и удаление динамического массива
Если T некоторый тип, n переменная, значение которой может определяются в процессе выполнения программы, то инструкция
создает массив в динамической памяти. Тип переменной n должен приводиться к std::size_t , значение может быть нулем. Размер памяти, необходимой для размещения массива, то есть n*sizeof(T) , ограничен сверху платформой и компилятором. Переменная pa указывает на первый элемент массива.
Если тип T тривиальный, то элементы будут иметь случайное значение, в противном случае для инициализации элементов будет использован конструктор по умолчанию.
В C++11 появилась возможность использовать список инициализации.
Если число инициализаторов больше размера массива, то лишние не используются (компилятор может выдать ошибку, если значение n известно на стадии компиляции). Если размер массива больше числа инициализаторов, то для оставшихся элементов гарантируется вызов конструктора по умолчанию, в том числе и для тривиальных типов. Таким образам, указав пустой список инициализации, мы гарантируем вызов конструктора по умолчанию для всех элементов массива тривиального типа.
Оператор new[] сначала выделяет память для всего массива. Если выделение прошло успешно, то, если T нетривиальный тип или есть список инициализации, вызывается конструктор для каждого элемента массива начиная с нулевого. Если какой-нибудь конструктор выбрасывает исключение, то для всех созданных элементов массива вызывается деструктор в порядке, обратном вызову конструктора, затем выделенная память освобождается. Стандартные функции выделения памяти при невозможности удовлетворить запрос выбрасывают исключение типа std::bad_alloc .
Динамический массив удаляется оператором delete[] , который применяется к указателю, возвращаемому оператором new[] .
При этом, если при создании массива использовался конструктор, то для всех элементов массива вызывается деструктор в порядке, обратном вызову конструктора (деструктор не должен выбрасывать исключений), затем выделенная память освобождается.
В остальных отношениях указатель pa , возвращаемый оператором new[] , является просто указателем на начало массива, через него нельзя (во всяком случае «законно») получить размер массива, этот размер надо хранить отдельно. Соответственно с динамическим массивом нельзя использовать диапазонный for . Указатели в C/C++ поддерживают индексатор (встроенный оператор [] ), поэтому доступ к элементам динамического массива выглядит так же, как и к обычному массиву, контроля за корректностью индекса нет.
6.2. Динамические массивы и интеллектуальные указатели
Стандартный интеллектуальный указатель std::unique_ptr<> можно использовать для управления жизненным циклом динамического массива (см. [Josuttis]). Он имеет частичную специализацию для массивов (см. раздел 7), которая перегружает оператор [] вместо операторов -> и * , а также использует оператор delete[] в качестве удалителя по умолчанию. Вот пример:
Эта поддержка не является полноценной: не хранится информация о размере массива, поэтому нет возможности контролировать корректностью индекса, не поддерживается интерфейс стандартных контейнеров и диапазонный for .
В C++14 появилась возможность создать динамический массив и инициализировать им экземпляр std::unique_ptr<> с помощью std::make_unique<> :
При этом гарантируется инициализация элементов массива по умолчанию, в том числе и для тривиальных типов.
Интеллектуальный указатель std::shared_ptr<> стал поддерживать такую специализацию только в C++17, а использование std::make_shared<> для этой специализации появилось только в C++20.
В качестве альтернативы такому использованию интеллектуальных указателей можно рекомендовать std::vector<> .
6.3. Многомерные динамические массивы
Динамический массив не может быть динамическим по нескольким измерениям, то есть выражение new T[n][m] , где оба значения n и m определяются в процессе выполнения программы, не корректно. Но мы можем создать динамический массив, каждый элемент которого является встроенным массивом с размером, известным на стадии компиляции. Если M выражение, допустимое для определения размера массива, то следующая инструкция создает такой массив:
Оператор new[] возвращает указатель на массив. Доступ к элементам такого массива будет осуществляться через выражение pa[i][j] , в свою очередь pa[i] будет массив из M элементов типа T .
При использовании псевдонимов можно получить более лаконичный синтаксис.
Используя перегрузку оператора [] легко создать класс, который хранит данные в одномерном массиве, но при этом предоставляет интерфейс многомерного массива. Вот пример предельно упрощенного класса матрицы.
Вот пример использования:
Более продвинутый класс матрицы может использовать специальный вложенный proxy-класс, представляющий строку, например RowProxy , и индексатор будет возвращать экземпляр этого класса. Такой класс может, например, контролировать значение индекса, предоставлять функции-члены begin() , end() , etc. Аналогичное решение может быть и для столбцов.
7. Использование массивов в шаблонах
Тип массива можно использовать в качестве шаблонных аргументов и для специализации шаблонов классов.
Можно определить частичную специализацию шаблона класса для массивов не задавая при этом размер массива, то есть для массивов «вообще». Для этого в качестве типа специализации надо использовать T[] . Конечно, можно определить частичную специализацию для массива с заданным размером. Вот пример.
В стандартной библиотеке частичная специализация интеллектуального указателя std::unique_ptr<> и std::shared_ptr<> для массивов используется для управления жизненным циклом динамического массива, подробнее см. раздел 6.2.
Для программирования шаблонов, использующих массивы в качестве шаблонных аргументов, в стандартной библиотеке (заголовочный файл <type_traits> ) имеется несколько свойст типов: std::is_array<> , std::extent<> , std::rank<> , std::remove_extent<> . Вот примеры их использования (в примерах используется появившаяся в C++17 возможность использовать суффикс _v вместо члена value ):
В качестве реального примера использования этих свойст типов приведем немного упрощенное определение перегруженного варианта шаблона функции std::make_unique<> для массивов (см. раздел 6.2):
Шаблоны функций не поддерживают частичную специализацию, поэтому здесь используется техника, которая называется отключение шаблонов (template disabling). Этот шаблон будет отключен, то есть не будет конкретизироваться, для любых аргументов шаблона, тип которых отличается от T[] . Соответственно, перегруженный вариант std::make_unique<> для аргументов шаблона остальных типов аналогичным способом будет отключен для T[] .
8. Стандартные альтернативы массивам
Стандартная библиотека предоставляет несколько классов (точнее шаблонов классов), которые рекомендуется использовать вместо массивов.
Вместо встроенных массивов рекомендуется использовать шаблон std::array<> . (Появился в C++11, см. [Josuttis].) Этот шаблон является объектной оберткой встроенного массива, он имеет два шаблонных параметра: тип элементов и размер. Размер должен быть известен на стадии компиляции, но в отличии от встроенного массива может быть нулевым. Вот пример:
Этот шаблон поддерживает индексатор и традиционный интерфейс стандартного контейнера.
Вместо динамических массивов рекомендуется использовать std::vector<> . Этот шаблон хорошо известен программистам, подробно описан в литературе (стандартный контейнер №1), поэтому каких-то дополнительных подробностей можно не приводить.
Есть еще довольно специфический и не особо популярный шаблон std::valarray<> . Он позволяет эмулировать интерфейс многомерных массивов.
Список литературы
[Josuttis]
Джосаттис, Николаи М. Стандартная библиотека C++: справочное руководство, 2-е изд.: Пер. с англ. — М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2014.
Массив из нулей
Массив состоит из нулей и единиц. Сформировать массив,состоящий из нулей и подсчитать их количество
Массив А состоит из 0-й и 1-ц.сформировать одномерный массив В(К),состоящий из нулей,и подсчитать.
Рассматривая 9-ти байтовый массив, как массив из 72 бит, посчитать количество нулей в окружении единиц
Дан массив из 9 байт. Рассматривая его, как массив из 72 бит, посчитать колличество нулей в.
Дан массив из 5 байт. Рассматривая его как массив из 40 бит посчитать количество нулей
Дан массив из 5 байт. Рассматривая его как массив из 40 бит посчитать количество нулей
Дан массив из 6 байт. Рассматривая его как массив из 48 бит, посчитать в нем количество нулей
Добрый день. Не получается сделать задание. Помогите, пожалуйста, если возможно, объяснив, что не.